Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

загадки 37 года (жизнь В. Блюхера)

.pdf
Скачиваний:
82
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
2.97 Mб
Скачать

К.А. Мерецков, работавший в 1926—1927 годах в Китае, вспоминал: «Помню, как всполошились французские жур­ налисты, обнаружив, что у Сунь Ятсена основным советни­ ком по военным вопросам является некий человек плотного телосложения, с постоянной улыбкой на явно европейском лице. Кто этот иностранец, дающий чрезвычайно квалифи­ цированные рекомендации? Распространился слух, что он, будто, — отставной французский генерал Гален. Сотрудники Генштаба Франции тщетно искали в своем военно-учетном столе личного состава такую фамилию и в ответ на вопро­ сы журналистов лишь пожимали плечами. Тогда дотошные газетчики приступили к поискам с другого конца и докопа­ лись, что мифический француз — это не кто иной, как герой Гражданской войны в Советской России, приехавший в Ки­ тай по приглашению доктора Сунь Ятсена... Блюхер».

Народный комиссар иностранных дел СССР Г.В. Чиче­ рин, находясь в Китае, в сентябре 1927 года писал Сталину: «...С величайшим восторгом Евг. Чен1 отзывался о Галине, причем он сказал, что Чан Кайши и другие связанные с ним генералы, несмотря на все случившееся, относятся с вели­ чайшим уважением к т. Галину. Все признают, что именно он был главным инициатором превращения Южной армии из средневековой в модернизированную, он же был автором совершенно новой для Китая тактики южных армий, кото­ рая должна признаться образцовой.

Громадные успехи южных армий и их блестящая такти­ ка, сначала при завоевании Гуандуня, а затем при движении на Янцзы, были совершенной неожиданностью для всех и для иностранцев, а это заслуга т. Галина.

С коммунистическим приветом Чичерин.

9.09.1927 г.».

1 Евгений Чен (родом из Тринидада, получил образование в Анг­ лии, переехал на постоянное жительство в Китай, женился на китаян­ ке) занимал пост министра иностранных дел в национальном прави­ тельстве Китая.

191

Люди, хорошо знавшие Блюхера по совместной рабо­ те в Китае, в своих воспоминаниях создали яркий, впечат­ ляющий его образ.

М. Казанин: «Первое, что бросилось в глаза при встрече с Блюхером и осталось навсегда в сознании, — это, я бы сказал, его счастливая внешность и счастливая манера: перед вами стоял и с вами общался красивый, привлекательный, очень простой и в то же время очень сильный и сдержанный чело­ век... Запоминался открытый взор серых глаз под темными густыми бровями. Были в нем крестьянская основательность и рабочая гордость... и те черты, что он перенял от лучшей части военной среды, — мужество, немногословие, быстрота суждения, неограниченное доверие к боевым товарищам, вы­ сокое представление о долге, чести, слове».

А. Хмелев: «Галину буквально нельзя никуда выйти на улицу без того, чтобы его движение не встречалось овация­ ми населения... Для китайского населения имя Галина ста­ ло нарицательным, теперь уже всех русских советников зо­ вут Галиными».

Е. Аверин: «Авторитет себе Галин создал невероятно высокий. Наши советники говорят, что не проходит того дня, чтобы кто-либо из китайцев не спросил, где находит­ ся Галин, скоро ли он приедет... Верили Галину китайцы аб­ солютно. Каждое его заявление по вопросам, касающимся военных действий, считается законом. Курьезно, что Галин умел выставить на фронт таких генералов, которые в тече­ ние всей жизни не вылезали из кабинета. К примеру, Тань Янькай никогда не бывал на фронте. Стоило только Галину сказать, что Тань Янькаю надо бы быть на фронте, как ста­ рик немедленно выехал».

Но было бы неверным считать, что Блюхеру в Китае работалось легко. Он постоянно пребывал в напряжении. Его окружала непростая среда: с одной стороны, неприязнь многих честолюбивых местных генералов, с другой — не­ доброжелатели, завистники, которых было немало среди со­ ветских советников, особенно в политическом аппарате Бо­ родина.

192

В 90-х годах минувшего столетия в Центральном госу­ дарственном архиве Советской Армии были обнаружены ранее неизвестные материалы о китайском периоде деятель­ ности Блюхера-Галина. Приведу отрывок из письма М.Г. Еф­ ремова (бывшего военного советника в Китае, заместителя Блюхера; псевдоним Ефремова — Арнольд) наркому оборо­ ны Ворошилову:

«...Часто при таком весьма прочно организованном ап­ парате из своих людей Бородин1 крутит нами, как хочет, не­ смотря на то, что мы — военнополитические работники — тянем самую тяжелую работу под ежеминутной опасностью. Вся эта публика — Теруни, Калачев, Синани, Тарханов2 — лакейничают перед Бородиным и ведут разведку среди нас, военных, а потом шепчут ему все, что захочется...

Тов. Сергеев, наш лучший герой-летчик, по-товарище­ ски возмущаясь, передает, что т. Галин, будучи занятым, ве­ зет всю тяжесть на себе всего этого великого похода, сам не замечает, как к нему подсовывается вся вредная для нас бражка, которая часто роняет авторитет Блюхера... Все лав­ ры побед приписывает Бородин себе и своим сотрудникам, и, конечно, Вы в Москве знаете, как о главном двигателе — Бородине, тогда как главным двигающим действующим ли­ цом является Блюхер с военными работниками, который ка­ ждую свою каплю сил и знаний, будучи не совсем здоровым (измотался на фронте), отдает победе НРА.

Фактически командует НРА ум Блюхера, а не главком Чан Кайши, каждый раз теряющийся в серьезной обстанов­ ке, как военной, так и политической.

Это голая правда, Климент Ефремович, когда-нибудь из других источников узнаете. А может, уже знаете от Ка­ рахана и др.

Арнольд (зам. Галина), 4.03.1927г.».

1Речь идет о главе советской политической миссии в Китае

М.М.Бородине.

2Теруни (Таиров), Калачев, Синани, Тарханов (Эрберг) находились в Китае в качестве политработников и постоянно были в тесном контак­ те с М.М. Бородиным.

193

Деятельность Блюхера в Китае была отмечена четвер­ тым орденом Красного Знамени.

Но есть основание предполагать: Блюхер за работу в Китае награжден не одним, а двумя орденами. Пребывание в те годы в Китае советских работников было под большим секретом. Поэтому даже в приказах Реввоенсовета Респуб­ лики формулировки настолько вуалировались, что совер­ шенно невозможно понять, за какие заслуги отмечен чело­ век. К периоду работы Блюхера в Китае относятся приказы РВСР № 664 и № 25/2 — 1927/28 гг. о награждении его ор­ деном Красного Знамени. Два приказа, значит, и две награ­ ды. Однако Блюхер получил только один орден. Как вспо­ минала Г.Л. Безверхова-Блюхер, ее муж говорил, что за Ки­ тай у него два «Красного Знамени», но один орден «где-то заплутал».

В Центральном государственном архиве Советской ар­ мии имеется протокол Китайской комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) за номером 7 от 15.12.1926 г. о представлении Блюхера В.К. к ордену Красного Знамени, а также секретная поздравительная телеграмма наркома обороны Ворошило­ ва: «Ханькоу. Бородину. Галину. 24 декабря 1926 г. Инстан­ ция наградила Вас, Галина и Бородина, орденом Красного Знамени, сердечно поздравляю. Прошу предоставить список инструкторов, советников, заслуживающих награждения ор­ деном Красного Знамени или другими наградами. Награж­ дении орденами в прессе не сообщать. Мезенцев1».

Возвращение в СССР

Советские советники жили в Китае с конца июля и до середины августа 1927 года на чемоданах. Все знали: вот-вот поступит приказ покинуть страну.

1 Мезенцев — псевдоним К.Е. Ворошилова.

194

По свидетельству Казанина, Блюхер и Галина Кольчу¬ гина выехали из Китая в числе самых последних сотрудни­ ков военной миссии.

В день перед отъездом Казанин зашел к Блюхеру попро­ щаться. Галина угощала чаем. Сидели в небольшой гостиной наверху. Дверь на веранду была открыта. Было много све­ та и воздуха, гибкая плетеная мебель усиливала впечатле­ ние легкости, даже невесомости. Блюхер был в белом кос­ тюме, мог показаться совершенно светским человеком, до тех пор, пока взгляд не падал случайно на его крепкие ра­ бочие руки. А она — сама женственность, глядела на мужа глазами откровенно влюбленной женщины...

Казанин обратился к Василию Константиновичу с прось­ бой разрешить поехать в Советский Союз не через Влади­ восток или Монголию, как ехали многие, а через Харбин. Там жили его родные, должен подъехать брат, и будет нечто вроде семейного сбора. «Какие могут быть возражения?!» — удивился Блюхер. Потом он поинтересовался у Казанина, до­ волен ли тот расчетом? Хватит ли ему денег на поездку? Ка­ занин заверил: получил все, как положено, и денег хватит. Блюхер задержал его руку в своей, сказал: «Если вам нужно что-нибудь, пожалуйста, скажите, не стесняйтесь».

Больше Блюхера в Китае Казанин не видел. Позже он узнал, что 11 августа Блюхер со своей новой семьей отбыл в Москву. Его сопровождал тот самый старый царский ге­ нерал Шалавин, которого он встретил в приемной в Нань­ чане1; генерал буквально прикрывал собой Блюхера в ки-

1 Казанин впервые встретился с Шалавиным в приемной штаба В.К. Блюхера в Наньчане. Там стоял длинный стол, накрытый к завтраку. За столом сидел подтянутый седеющий военный и с аппетитом ел из пол­ ной тарелки овсяную кашу. В такой духоте есть горячую кашу было под­ вигом. А он, не довольствуясь этим, взял из миски три яйца всмятку и выпустил их на кашу. Затем все это полил консервированным молоком и густо посыпал сахаром. Казанин был загипнотизирован завидным ап­ петитом старого военного. Вскоре он узнал, что этот «оригинал» — быв­ ший царский генерал Шалавин, перешедший на советскую службу. Он возглавлял в Китае охрану Блюхера-Галина.

195

шевшем белогвардейцами городе; нельзя было найти более верного и преданного человека.

По приезде в Москву Блюхер сразу попал в руки врачей. Тут же был поставлен диагноз: себорейная экзема, остро выраженная неврастения и гипертонический криз. Блюхер не соглашался на госпитализацию и просил оставить его на домашнем режиме. Просьбу удовлетворили.

Семейная чета Василий — Галина обосновалась в столи­ це в двухкомнатном номере гостиницы «Метрополь». Поч­ ти каждый день у них бывали гости — сослуживцы по ки­ тайской миссии.

Михаил Иванович Казанин вспоминал: уже живя в Москве, он в один из зимних дней повстречался со сво­ им другом Абрамсоном-Мазуриным, который работал уче­ ным секретарем НИИ имени Сунь Ятсена, и тот поинтере­ совался у него, был ли он у Блюхера. Казанин ответил, что не был. «Зайди, — посоветовал Абрамсон, — мы все уже на­ вещали его».

Как-то вечером они с женой Отправились к Блюхеру. Га­ лина была одна, обрадовалась Казаниным. Через несколь­ ко минут пришел Блюхер с судками — он ходил за обедом. Разговорились. Из беседы выяснилось, что нового назначе­ ния Василий Константинович еще не получил. Но в «вер­ хах» якобы поговаривают о возможном назначении его по­ мощником или заместителем к кому-то из крупных воена­ чальников. Блюхер ни к кому в заместители идти не хочет и просит направить его в Ленинград на 1-й стрелковый кор­ пус, который он возглавлял до поездки в Китай. Наркомат обороны пока никакого решения не принял. Михаил Ива­ нович Казанин, в свою очередь, рассказал, кто куда устро­ ился на работу из бывших работников аппарата военных советников.

Блюхер посещал наркомат обороны каждую неделю. При очередном разговоре с наркомом о предстоящей служ­ бе Блюхера Ворошилов сказал: «Отдыхай, Василий, служба

196

от тебя никуда не денется. А пока зайди в лечотдел, там пу­ тевка тебе приготовлена».

В лечотделе предложили поехать продолжить лечение и одновременно отдохнуть на Кавказские Минеральные Воды, конкретно — в Железноводск. Блюхер не возражал, тем бо­ лее, что это было полезно и для Галины, ждавшей ребенка.

Из Железноводска они вернулись в Москву с родив­ шимся сыном Василием...

После Минеральных Вод еще более полугода прохо­ дил Блюхер реабилитационный курс в домашних условиях. Постепенно отступила себорея, притихла неврастения. Но от бесполезного времяпрепровождения он стал «закисать»; беспокойная натура его жаждала деятельности.

Наконец, приказ состоялся: Блюхер, вопреки его жела­ нию, получил назначение помощником командующего вой­ сками Украинского военного округа.

Без энтузиазма уехал он в Киев. Галина с маленьким Ва­ силием осталась в Москве. Поступила слушательницей на военный факультет Академии связи, параллельно препода­ вала китайский язык.

Перед отъездом к новому месту службы Блюхер полу­ чил квартиру на Чистых Прудах, в которой теперь жила Га­ лина с сыном. Ее опекали, о ней заботились сослуживцы Василия Константиновича, а также ее подруги — Зоя Сер­ геевна Дубасова, сблизившаяся с Галиной во время работы в Китае, Лидия Фоминична Богуцкая, Екатерина Петровна Бакулина и многие другие.

В Киеве Блюхер пробыл меньше года, и в начале авгу­ ста 1929 года ему было предложено возглавить организо­ вывавшуюся на Дальнем Востоке Особую Дальневосточ­ ную армию.

Из-за загруженности по службе Блюхер редко приез­ жал из Киева в Москву, а теперь, с переводом его на Даль­ ний Восток, приезды к семье стали еще реже.

Долгие разлуки не могли не сказаться на семейных отно­ шениях Василия с Галиной. В 31-м году и в начале 32-го Га-

197

лина с сыном периодически приезжала в Хабаровск к мужу, но со временем она поняла: их чувства охладели.

Галина Кольчугина была жизнерадостной, общительной женщиной. Поэтому в ее квартире на Чистых Прудах часты­ ми гостями были писатели, поэты, дипломаты, сотрудники Коминтерна, военные. Хотя между Галиной и Блюхером суп­ ружеская связь была разорвана, Василий продолжал наве­ щать бывшую жену. Кроме него, в квартире на Чистых Пру­ дах по приезду в Москву всегда останавливались сослужив­ цы — Фельдман, Гулин, Слинкин, Крутов и младший брат Блюхера Павел со своей женой Лидией Багуцкой. Багуцкая была ближайшей подругой Галины; в свое время Кольчуги­ на познакомила Лидию с Павлом.

Блюхера тянуло на Чистые Пруды. Тянуло потому, что там жил его сын. И, кроме этого, общаться с Галиной ему по-прежнему было интересно. Ушла любовь, но осталась привязанность.

ОСОБАЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ

Конфликт на КВЖД

В1929 году дальневосточные рубежи СССР оказались

вбольшой опасности. Китай, подогреваемый влиятельными силами США, Англии и других западных государств, враж­ дебно настроенных к Советскому Союзу, развернул ожесто­ ченную борьбу против Страны Советов.

11 июля радио и газеты Советского Союза обнародова­ ли тревожные вести: 10 июля китайские войска захватили Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД)1 по всей линии. Телеграфное сообщение с СССР прервано, торговое представительство СССР, отделения Госторга, Текстильсин¬ диката, Нефтесиндиката и Совторгфлота закрыты и опеча­ таны. Управляющему КВЖД Емшанову поставлен ульти­ матум — передать управление дорогой назначенному ки­ тайскими властями лицу. Когда, ссылаясь на договорные обязательства, управляющий отказался выполнить это на­ глое требование, он и его помощник были отстранены от исполнения своих обязанностей. В должность вступили ки­ тайские ставленники. Начальники служб тяги, движения и другие советские служащие изгнаны. Их места заняли 6е-

1 КВЖД была построена в 1904 году. Общая протяженность глав­ ных путей — 1727 километров. На 1 января 1928 года на дороге насчи­ тывалось 513 паровозов, 11 259 товарных и 714 пассажирских вагонов. На КВЖД работало более 30 тысяч человек. В 1927 году по дороге было перевезено 4882 тысячи тонн грузов; в 1928 году только транзитных пас­ сажиров свыше 6 тысяч.

199

логвардейцы. Профсоюзы и кооперативы служащих лик­ видированы. Арестовано несколько сот человек. Вдоль со­ ветской границы наблюдается сосредоточение маньчжур­ ских войск.

Начались провокации на границе.

Так, 18 и 19 июля у поселка Турий Рог китайские солда­ ты перешли границу на реке Беленхэ, а в районе села Иман обстреляли дозоры пограничной охраны. 24 июля в районе Зарубино китайские солдаты открыли огонь по советскому торговому пароходу «Брянта». В тот же день канонерская лодка «Беднота», находившаяся у устья реки Сунгари, под­ верглась пулеметному обстрелу с китайской стороны.

Советское правительство заявляло решительные про­ тесты, однако Китай на них не реагировал. Китайские вла­ сти надеялись на поддержку Запада, которая резко возрос­ ла после захвата КВЖД.

В течение лета северные провинции Китая были пре­ вращены в огромный плацдарм для нападения на Совет­ ский Союз. Правящая маньчжурская клика милитаристов развернула разнузданную антикоммунистическую кампа­ нию. Маршал Чжан Сюэлян со своими подручными в Мук­ дене угрожал нападением на СССР и обещал в пух и прах разбить Красную Армию.

Угрозы для нашей страны существовали и на западных границах, но Советское правительство видело: на Дальнем Востоке белокитайская военщина может развязать серьез­ ный широкомасштабный вооруженный конфликт в самое ближайшее время. Поэтому нужно было срочно принять необходимые меры.

6 августа 1929 года был издан приказ РВС СССР, в ко­ тором говорилось: «1. Объединить все вооруженные силы, ныне расположенные на территории Дальнего Востока, в ар­ мию, присвоив ей наименование «Особая Дальневосточная армия». 2. Командующим Особой Дальневосточной армией назначить товарища Блюхера. 3. Товарищу Блюхеру немед­ ленно вступить в исполнение своих обязанностей».

200