Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

загадки 37 года (жизнь В. Блюхера)

.pdf
Скачиваний:
82
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
2.97 Mб
Скачать

С поражением каппелевских и семеновских войск в За­ байкалье и их уходом на монгольскую территорию дивизия Унгерна была с помощью Японии переформирована, осна­ щена в полном объеме оружием, боеприпасами, различным снаряжением. Она представляла собой хорошо организо­ ванную, мощную боевую силу в 12 тысяч штыков и сабель. Барон повел ее в глубь Внешней Монголии, в направлении столицы — Ургы. 4 февраля 1921 года Унгерн выбил из Ургы китайские войска и занял ее. Укрепившись там, собрал раз­ бросанные по монгольской территории белогвардейские от­ ряды и, увеличив дивизию до 14 тысяч, с середины весны начал осуществлять периодические вторжения в пределы Дальневосточной республики.

Японцы, воспользовавшись этим, приступили к подго­ товке наступления на Хабаровск: обустраивали так назы­ ваемую «нейтральную зону», откуда планировалось нане­ сение удара по красным; переправляли из Маньчжурии по КВЖД в Приморскую область каппелевские корпуса (сам генерал Каппель умер к этому времени). Они считали, что боевые акции Унгерна должны отвлечь военные силы ДВР

вЗабайкалье и тем облегчить прорыв белогвардейцев на се­ вер Приморья и захват Хабаровска.

Впоследнее время Азиатская дивизия Унгерна замет­ но активизировала налеты на ДВР, неся погромы и смерть

вмирные приграничные города, деревни и поселки. За эти «успехи» Семенов повышает барона в звании, присваивает ему звание генерал-лейтенанта.

Разрозненные, слабо обученные отряды Народно-рево­ люционной армии молодой Дальневосточной республики вначале не могли давать достойный отпор Унгерну. Однако, по мере того, как усилиями нового военного министра ДВР эти отряды превращались в организованную боеспособную силу, действия барона становились все менее успешными.

В одно из нападений Унгерну удалось вклиниться до­ вольно далеко в глубь территории Забайкалья и подойти

131

вплотную к реке Чикой. Его части заняли несколько насе­ ленных пунктов в 10—20 километрах от Троицко-Савска, также проникли в районы Ван-Курена и Селенгинска, угро­ жали Верхнеудинску. Блюхер немедленно принимает ответ­ ные меры. Он сносится с командованием 5-й армии, дисло­ цированной в Иркутской области, и договаривается о ско­ ординированных шагах против Унгерна.

В этой напряженной обстановке Блюхер по телеграфу непосредственно руководит действиями начальников гар­ низонов, командиров частей. Вот фрагмент его разговора по прямому проводу с начальником гарнизона Верхнеудинска Головачевым 2 августа 1921 года:

«— У аппарата начальник гарнизона Верхнеудинска Го­ ловачев.

— У аппарата Блюхер. Здравствуйте, товарищ Головачев! Сообщите последние сведения о противнике.

Головачев: Противник занимает Селенгинскую Думу, Гу¬ сино-Озерский дацан, Верхне-Убукун. Селенгинск еще не занят. Численность противника от 4000 до 5000 сабель. Ко­ мандующим группой войск 5-й армии приняты меры к не­ допущению переправы унгернского отряда, 800 штыков и 270 сабель, на правый берег реки Селенги.

Блюхер: Мне передали, что из Верхнеудинска Прави­ тельство ДВР и отдельные министерства забрасываются те­ леграммами, чрезвычайно нервными по содержанию, если не сказать больше.

Головачев: Нервность телеграмм вызвана серьезным поло­ жением, которое для Верхнеудинска действительно таково...

Блюхер: Прошу передать ответственным работникам, что за посылку таких телеграмм буду требовать суда... Вам даны необходимые распоряжения для приведения запасно­ го полка в порядок, а начальнику Всевобуча об организа­ ции территориальных частей и коммунистических отрядов, а равно и отрядов из революционно настроенного населе­ ния для борьбы с Унгерном. Завтра выясню, какие распоря­ жения были отданы начальником Всевобуча... Вследствие

132

недостаточной энергии, проявляемой начальником Всево­ буча, приказываю вам совместно с обкомом партии при­ ступить к формированию территориального полка. Нужное количество винтовок и боеприпасов срочно затребуйте от начальника снабжения НРА, которому прикажу незамедли­ тельно их выслать. Средства связи в возможном количест­ ве по выяснении наших запасов вам будут высланы, за ис­ ключением мотоциклетов, которых у нас нет. Аэропланов послать вам не могу за отсутствием исправных аппаратов...

В случае движения противника на Верхнеудинск вам будет переброшен бронепоезд. Принимайте меры, как начгар, к проведению необходимых мер по обороне города. Форми­ руйте территориальный полк и отряды, как я указывал уже выше, требуйте оказания содействия партийных организа­ ций и используйте для этого все силы и средства города. Для обозов и прибывающей артиллерии завтра же мобили­ зуйте лошадей в гражданских учреждениях, а в случае не­ обходимости, у граждан города. О ходе событий на фронте и принимаемых мерах доносите мне.

Из моего разговора с командующим 5-й армией выяс­ нилось: части Унгерна перешли с юга в решительное насту­ пление по правому и левому берегу Селенги. Не исключен захват Унгерном Верхнеудинска. Вы должны готовиться...

Все ли вам понятно?

Головачев: Все понятно, товарищ главком, и меры, дик­ туемые вами, будут приняты».

Совместными усилиями НРА и Красной Армии Со­ ветской России наступавшие части Унгерна были изряд­ но побиты, они вынуждены были отступить в Монголию. По просьбе временного монгольского правительства войска ДВР пересекли монгольскую границу и помогли монголь­ ской Народно-революционной армии освободить Ургу.

Унгерн уже не мог противостоять хорошо обученным и достаточно вооруженным войскам ДВР. С остатками сво­ их войск он отошел на север в безводные степные районы. НРА плотно блокировала участки, где располагались потре-

133

панные полки Унгерна, и после решающего сражения у Гуси¬ ноозерского дацана (крупнейшего ламаистского монастыря в Бурятии) барон понял, что попал в смертельное кольцо.

Бывшая гроза юга Забайкалья — Азиатская дивизия — металась в агонии, ища спасительный выход. «Нас обложи­ ли, как волков. Мы уже не думали о сопротивлении, все мысли лишь о том, как выскользнуть из расставленных нам капканов», — рассказывал потом один из плененных спод­ вижников Унгерна.

Вначале августа барон с горсткой всадников вырвался из кольца и растворился в северомонгольских степях. Одна­ ко в ночь на 22 августа «верные» подчиненные генерала-ку­ мира предательски арестовали его и выдали командованию одной их частей Народно-революционной армии.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске, ныне Новоси­ бирск, белый генерал-лейтенант Р.Ф. Унгерн-Штернберг был расстрелян по приговору чрезвычайного трибунала.

Вавгусте 1921 года в Китае, в городе Дайрене (в позд­ ние годы — Дальний), открылась русско-японская конфе­ ренция (закрылась в апреле 1922 г.), где шли переговоры ме­ жду Дальневосточной республикой и Японией об эвакуации японских войск с Северного Сахалина, из Приморья и Ни­ колаевска-на-Амуре. Делегацию ДВР возглавлял заместитель председателя Совета министров Ф.Н. Петров.

Японскую сторону представлял опытный работник ми­ нистерства иностранных дел Мацушима. Хитрый дипломат вел переговоры вязко, всячески затягивая их. Мацушима пытался обходить обсуждение главного вопроса — об эва­ куации японских войск с территории ДВР. Он мотивиро­ вал это тем, что слабо компетентен в военных делах и ждет приезда профессионалов. Да и в русской делегации нет во­ енных специалистов.

Федор Николаевич Петров обратился к главе ДВР Крас¬ нощекову с просьбой дополнить делегацию военными пред­ ставителями. И вскоре в Дайрен прибыл главком Блюхер с группой советников. Несколько позднее приехали и япон­ ские генералы во главе с Танакой.

134

Генералы повели себя совсем не так, как дипломат Ма¬ цушима. Они сразу же заявили о «кровных интересах япон­ ской нации на Дальнем Востоке», о «законных притязани­ ях Японии на территории Приамурья, Приморья и часть острова Сахалин». Все предложения Блюхера и его совет­ ников генералы безапелляционно отклоняли и диктовали свои, явно неприемлемые условия.

Как позже рассказывал Блюхер, представители Япо­ нии предъявили Дальневосточной республике так назы­ ваемые 17 требований, основные из которых сводились к следующему:

1. Сделать Владивосток вольным городом, поставив его под иностранный контроль.

2.Пересмотреть рыболовную конвенцию, расширив права японских рыбопромышленников.

3.Не вводить на территории ДВР коммунистическо­ го режима и сохранить принцип частной собственности не только для японских, но и для русских граждан (понимай — белогвардейцев).

4.Отменить на территории ДВР ограничения японским подданным в горной и лесной промышленности, торговле, земледелии, предоставив японцам право собственности на землю.

5.Предоставить свободное каботажное плавание и плава­ ние по внутренним рекам ДВР судам под японским флагом.

6.Срыть и взорвать все наши укрепления по морскому побережью Владивостока и по границе с Кореей, в будущем же никогда их не восстанавливать.

7.Признать свободное официальное пребывание и пу­ тешествие японских миссий и отдельных японских чинов по всей территории ДВР.

8.Никогда не держать военного флота в водах Тихого океана и уничтожить существующий.

9.Передать японскому правительству северную часть острова Сахалин на 80 лет.

Взамен же этого японское правительство эвакуирует свои войска из Приморской области по собственному ус-

135

мотрению и в срок, который оно найдет нужным и удоб­ ным для себя.

Эти наглые требования делегация Дальневосточной республики, естественно, отвергла. В ответ японцы заявля­ ли, что они найдут другое русское правительство, которое подпишет этот договор (имея в виду, конечно, владивосток­ ское белогвардейское)...

5 декабря Блюхер получил шифрованную телеграмму от своего зама Трифонова, в которой сообщалось, что так называемая белоповстанческая армия генерала Молчано­ ва перешла в наступление на станцию Уссури и, смяв не­ многочисленные части народоармейцев, заняла ее. Против­ ник повел широкое наступление на всем фронте, отбросив наши части на линию Муравьеве—Амурский—Рождествен­ ка. Белые рвутся к Хабаровску. Участие в боях японцев не отмечается.

Блюхер сразу же оценил всю глубину опасности насту­ пления Молчанова. Если белогвардейские части так легко и быстро продвигаются к Хабаровску, значит, на их пути нет достаточных сил Народно-революционной армии. По­ этому он остро поставил перед Петровым вопрос о своем отъезде с конференции. «Мне нужно на фронт. Необходи­ мо остановить Молчанова. Чем быстрее мы разобьем бело­ гвардейцев, тем быстрее японцы примут наши предложе­ ния о выводе своих войск», — убеждал он Федора Нико­ лаевича Петрова...

Во второй половине декабря Блюхер убыл из Китая в Читу. Убыл вместе с женой.

Каким образом Галина Покровская оказалась с Васили­ ем Блюхером в Дайрене? Дело в том, что по предложению Блюхера она была официально включена в состав дополни­ тельной делегации. При формировании в середине сентября группы военного министра ДВР на переговоры между Даль­ невосточной республикой и Японией потребовалась маши­ нистка; ею стала Галина.

136

О пребывании ее с мужем в Дайрене во время работы русско-японской конференции она, арестованная в октябре 1938 года, на допросе даст показания. Галина расскажет, что в группе Блюхера находились в качестве военных советни­ ков лично доверенные ему люди, в частности, его старый и верный соратник по боевым делам на Урале, в Сибири и Крыму Русяев Виктор Сергеевич и новый сподвижник, быв­ ший барон, Розен Георгий Николаевич. До работы в аппара­ те военного министра ДВР этот Розен проживал с семьей в японской столице, затем уехал в Читу, оставив жену в Япо­ нии. И дальше — чудовищное: «В Дайрене Блюхер занимал­ ся шпионской деятельностью в пользу Японии. Активную помощь в этом ему оказывали Русяев и Розен. Помогала и я; муж дважды поручал мне передавать пакеты представи­ телям японской разведки».

Волочаевские дни

Когда Василий Блюхер приехал из Китая в Читу, ужас­ нулся — насколько катастрофическим было положение на фронте.

Генерал Молчанов «сработал» расчетливо, умело и в то же время решительно. Его белоповстанческие войска были хорошо организованы и вооружены. Они атаковали пози­ ции частей НРА с выгодного плацдарма, из «нейтральной зоны», охранявшейся японскими дивизиями. Белогвардей­ цы двумя колоннами ринулись вдоль железной дороги и в обход ее на север от Спасска по реке Уссури. Малочислен­ ные части Народно-революционной армии пытались ока­ зать им сопротивление под Иманом, Бикином и Казакеви¬ чевом, но быстро были сломлены. После ожесточенных боев в районе Новотроицкого они, неся большие потери, ото­ шли к Хабаровску.

Блюхер анализировал. Успеху наступления белогвардей­ цев способствовали многие факторы. Во-первых, генерал

137

Молчанов выбрал удачный момент, когда шла реорганиза­ ция партизанских отрядов в регулярные части Народно-ре­ волюционной армии. Из отрядов, переформировываемых в регулярные войска, увольнялись старшие возраста, состав­ лявшие основную массу бойцов, а новые еще не призва­ лись. Поэтому полки по своему составу были малочислен­ ны. Во-вторых, дальневосточная Народно-революционная армия переживала огромные затруднения в продовольст­ вии и вооружении.

Дальбюро ЦК РКП(б) и правительство ДВР категориче­ ски потребовали от Блюхера любой ценой задержать даль­ нейшее продвижение противника, а затем и разгромить его.

Блюхер начал действовать. Для оперативного руково­ дства борьбой с белоповстанческой армией генерала Мол­ чанова был создан штаб и военный совет Восточного фрон­ та во главе с командующим СМ. Серышевым и членами во­ енного совета П.П. Постышевым и Б.Н. Мельниковым. На фронт спешно перебрасывались из Забайкалья 1-я отдель­ ная Читинская стрелковая трехполковая бригада и ТроицкоСавский кавполк. Все имевшиеся в республике запасы теп­ лого обмундирования, продовольствия, боеприпасов были направлены в сражающиеся с белогвардейцами части.

Положение на фронте не улучшалось. Полки Народнореволюционной армии беспорядочно отступали. Серышев отдал приказ оставить Хабаровск, и в ночь на 22 декабря весь правый берег Амура был уже в руках белых.

Легкие победы поднимали воинственный дух войск ге­ нерала Молчанова, белоповстанческие полки в стремитель­ ном темпе двигались на запад. Они захватили Волочаевку, на очереди была железнодорожная станция Ин.

Василий Блюхер был недоволен действиями штаба Вос­ точного фронта, да и лично командующего. Когда он озна­ комился с содержанием приказа Серышева об отступлении частей НРА и карательных мерах против народоармейцев, то понял, что командование фронта излишне нервничает.

138

В результате оно не смогло глубоко осмыслить причины не­ удач на фронте и свело их в основном к преступной бес­ печности и халатности многих командиров и комиссаров и трусости рядовых бойцов.

Приказ Серышева был вреден для войск фронта, его нужно аннулировать. Но как? Отменить решением главко­ ма, значит подорвать авторитет комфронта. И Блюхер убе­ ждает Степана Серышева сделать это ему самому.

Сложившаяся накануне нового, 1922 года обстановка удручала. Давили лютые морозы. Собравшиеся в неболь­ шом поселке Ин части Народно-революционной армии — плохо одетые, голодные — пытались привести себя после панического отступления в порядок, подготовиться к от¬ пору врагу.

Был получен приказ: любыми средствами остановить фронт под Ином. К Ину подходили эшелоны с частями группы Н.Д. Томина, подразделениями, сформированными из коммунистов Забайкалья и Приамурья, курсантов Цен­ тральных читинских курсов. Шли вагоны с собранной на­ селением теплой одеждой — полушубками, валенками, шап­ ками, рукавицами и продовольствием.

Блюхер работал дни и ночи. Он бился над задачей: как за­ держать продвижение противника, а затем разгромить его.

В ночь на 28 декабря белоповстанческие части Поволж­ ской бригады под командованием генерала Сахарова не­ ожиданно начали наступление на станцию Ин с целью ок­ ружить и уничтожить гарнизон красных. Камский стрелко­ вый полк обошел с севера правый фланг народоармейцев. Уфимский кавалерийский совершил стремительный рейд с юга. Основные силы бригады — Уфимский и Волжский пе­ хотные полки ударили в лоб по станции, вдоль линии же­ лезной дороги. Первым в жестокий бой с белогвардейцами вступил резервный полк, и новобранцы не выдержали бе­ шеного натиска противника, дрогнули, стали отходить. Но командир и комиссар полка все же сумели развернуть бой-

139

цов и бросить их в контратаку. На помощь пехотинцам по­ дошел Отдельный пластунский отряд Ф.М. Петрова-Тете¬ рина. Пластуны подняли в ружье команду бронепоезда № 8 под командованием Ивана Дробышевского. Губительный огонь пушек и пулеметов бронепоезда решил исход боя.

В бою за Ин потерпели поражения и Камский стрелко­ вый, и Уфимский кавалерийский полки. Стрелковый полк был взят подразделениями народоармейцев в кольцо и едва не уничтожен полностью; его командир полковник Сотни­ ков был убит. Понесли большие потери всадников и лоша­ дей уфимские кавалеристы. Урон Поволжской бригады со­ ставил в целом около 300 убитых и раненых, 50 белогвар­ дейцев попали в плен.

Наступление Сахарова захлебнулось.

Этот Инский бой имел большое значение для народо­ армейцев. Была одержана первая победа над молчановскими войсками, весть о которой тут же разнеслась по всему Вос­ точному фронту. У бойцов и командиров укрепилась вера в свои силы.

Блюхер радовался: наконец-то пришел успех. В теле­ грамме командующему фронтом Серышеву он просил «пе­ редать всему личному составу, принимавшему участие в Ин¬ ском бою, глубокую благодарность Военного Совета и Пра­ вительства ДВР, выделить отличившихся и представить их к награде».

Белые отступили к станции Ольгохта и спешно стали укреплять свои позиции в районе Волочаевки. Инская груп­ па попыталась на плечах белоповстанческих войск занять Ольгохту, но из этого ничего не вышло.

Окрыленные успехом под Ином, штаб и командую­ щий фронтом Серышев намечали в первой декаде января 1922 года осуществить масштабное наступление в районе Волочаевки с перспективой освободить Хабаровск. Блюхер был против этой идеи. Он считал, что до полного сосре­ доточения на фронте всей Забайкальской группы и прове-

140