Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

panova_v_i_istoriya_voronezhskogo_kraya

.pdf
Скачиваний:
737
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
2.8 Mб
Скачать

К западу от крепости и выше по течению реки разместилась верфь, стояли дома морских офицеров, а позади них шли улицы разных мастеров и работных людей. В этой части города появились первые дома, выстроенные в европейском стиле. По приглашению Петра I сюда приезжали иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в этом месте. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Не исключено, что в 1711 г. в Немецкой слободе недолгое время жил капитан-поручик Витус Беринг, датчанин по национальности, позже известный мореплаватель. В этом году вместе с группой офицеров и матросов В. Беринг приезжал в Воронеж, где ему было поручено командование небольшим боевым кораблем "Таймолар", построенным у с. Рамони. В связи с начавшимся Прутским походом Азовский флот решено было пополнить дополнительными судами, в число которых был включен и "Таймолар". Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра I.

На территории города и недалеко от него были построены заводы и мастерские - пушечные, канатные, парусные, суконные, лесопильные, кузнечные, кожевенные и другие.

В 1703 г. в Воронеже была открыта школа - первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, арифметики. Некоторые из книг, например, "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об открытии в городах России цифирных школ такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обучались "цифири и некоторой части геометрии". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей.

40

Почему Петр I решил взятьАзов?

Подъем социально-экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII -

первой четверти XVIII в. был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством.

План военного похода на юг против Турецкой империи и Крымского ханства возник вскоре после нападения 12-ты- сячного татарского войска на Украину в 1692 г. Татары сожгли предместье города Немирова и увели, как обычно, множество пленников. Ожидалось нападение гарнизона турецкой крепости Азов.

С целью подготовки к походу против турок и татар Петр I провел под Москвой у деревни Кожухово в 1694 г. военные маневры. Царь остался доволен действиями полков и позже говорил о Кожуховских "играх" как о "предвестнике дела" под Азовом. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Черное моря было первым серьезным шагом молодого государя в области внешней политики.

Россия была огромной континентальной державой. Ее южные рубежи тянули к Азовскому и Черному морям, юговосточные - к Каспийскому, северо-западные - к Балтийскому. Однако выхода ни в одно из этих морей в конце XVII в. Россия не имела. Отсутствие удобных и устойчивых границ вошло в противоречие с задачами Российского государства, стремившегося в это время к активной деятельности на международной арене, тесным контактам с европейскими странами.

К середине 1690-х гг. внутри антитурецкой коалиции, куда входили Польша, Венеция, Австрия и Россия, возникли разногласия. Польский король и австрийский император пытались тайно от России примириться с Турцией, чтобы та начала широкомасштабные военные действия против Украины. В такой ситуации России необходимо было взять, и как

41

Основные события
Азовского похода
1695 г.

можно скорее, инициативу антитурецкой европейской политики в свои руки.

В случае положительного решения проблемы Россия добилась бы значительных успехов. Во-первых, она заявила бы о себе, как о государстве, способном решать важнейшие международные задачи. Во-вторых, укрепила бы собственные позиции на южных рубежах и положила конец татарским приходам под украинные русские земли. При этом значительный массив земель между пограничными населенными пунктами и северным побережьем Черного моря вошел бы в состав Российского государства. И, в-третьих, Россия добилась бы выхода в Азовское и Черное моря, что превратило бы ее в полноценную морскую державу. Все это вместе взятое утвердило Петра I и его сподвижников в мысли о правильности выбора южного направления предстоящих военных действий.

Выступить в военный поход было решено по двум дорогам. Первая - традиционная - должна была идти через степь к низовьям Днепра, где

стояли турецкие крепости Казыкермен, Арслан-Ордек и Таван, или Соколиный замок, запиравшие выход в Черное море из Днепра. По этой дороге было направлено большое войско под руководством Б. П. Шереметева. Для Турции и иностранных держав был пущен слух, что это направление - основное. На самом деле действия Б. П. Шереметева носили провокационный характер и преследовали цель предотвратить помощь Азову со стороны Крымского ханства.

Главные события должны были произойти в районе Азовской турецкой крепости, стоящей на левом берегу южного протока р. Дон в 15 км от впадения его в Азовское море.

Азов - один из древнейших городов Причерноморья. Первоначально его называли Танаисом, затем Таной. Около 1067 г. город был захвачен половцами, назвавшими его Аза-

42

ком. Когда в 1475 г. Азак заняли турки, они переименовали его в Азов. Так как Азов стоял на пути донских казаков в море, то турки постепенно превратили его в мощную крепость. К 1695 г. Азовская крепость уже имела три ряда укреплений: внутренний каменный замок, в котором стояли дом турецкого коменданта, мечеть и помещения для гарнизона; средняя каменная стена с бастионами вокруг замка и наружный земляной вал с частоколом наверху и рвом у подножья. В трех километрах от Азова по обоим берегам Дона продолжали стоять каланчи - каменные башни с пушками. Между каланчами через реку, как и раньше, были протянуты в три ряда железные цепи. На северном протоке Дона располагалась небольшая каменная крепость Лютик.

Для военных действий под Азовом были назначены Преображенский, Семеновский, Лефортов и Бутырский полки, а также московские стрельцы, солдаты и царедворцы общей численностью 31 тысяча человек. Во главе войска стоял Совет из трех генералов: А. М. Головина, Ф. Я. Лефорта и П. И. Гордона.

Отряд П. И. Гордона шел сушей из Москвы через Тамбов до Черкасска, и отсюда, после соединения с отрядом донских казаков в 5 - 6 тыс. человек, - к Азову. Отряды А. М. Головина и Ф. Я. Лефорта с артиллерией и боеприпасами выступили на судах по реке Москве, далее рекам Оке и Волге до Царицына. У Царицына войско высадилось на берег и со всем снаряжением шло до казачьего городка Паншина и далее вниз по Дону через Черкасск к Азову. С этими отрядами шел Петр I. В Паншине войско должно было подкрепиться продовольствием и пересесть на суда, построенные за зиму на Воронеже специально для похода под Азов в 1695 г. Для 1-го Азовского похода в Воронежском крае были построены 522 струга длиной от 25 до 35 м, 42 мореходные лодки, 134 плота с правильными веслами. Еще 737 стругов построили жители городов Сокольска, Доброго и Козлова, находившихся в пределах нынешних Липецкой и Тамбов-

43

ской областей. Впервые огромная флотилия порожних судов спустилась вниз по Дону до переволоки, где на суда были перенесены артиллерия, боеприпасы и все остальное, что предназначалось для похода.

29 июня 1695 г. "от Азова верстах в семи" на военном совете было решено "промышлять Азов" не теряя времени. 1 июля генерал П. И. Гордон, преодолевая препятствия татарской конницы, подошел к Азовскому валу, взял его и "стал под городом меньше 100 сажень". Чтобы открыть "ворота на Дону" и освободить речной ход к крепости, нужно было захватить каланчи, что и было сделано "явным приступом, без всякия утраты воинства своего" 14 и 16 июля 1695 г. 17 июля 1695 г. Петр I писал своему брату Ивану Алексеевичу, которого очень любил: "А на тех двух каланчах взято: медяных великих и средних и меньших 32 пушки, кроме всякого мелкого ружья, пороху же, ручных гранат, ядер и всяких припасов многое число, да три знамя, живых 14 человек; а побито и перетонуло многое число". Как писал известный русский историк С. М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен", Петр I, по примеру своего отца, который взятые в Ливонии города называл по именам русских святых, назвал захваченные каланчи Новосергиевским городом.

Однако развить свой успех дальше Петр I не смог. Два штурма крепости, проведенные 5 августа и 25 сентября 1695 г., желаемых результатов не дали. Сказались разобщенность действий генералов, стоявших во главе войска, недостаточная подготовка к походу, хорошая защищенность Азова, а главное - Россия не могла блокировать Азов со стороны моря. Турецкое правительство оказывало постоянную поддержку крепости людскими ресурсами, продовольствием и боеприпасами. Осада Азова становилась бессмысленной. Кроме того, под Азовом погибло много русских солдат. Одни бьши изрублены турками, другие умерли от ран. Среди погибших был и царский любимец, молодой князь Федор Иванович Троекуров, хоронить которого везли в Ярославль, и на похо-

44

ронах присутствовал Петр 1.27 сентября 1695 г. было решено отступить от крепости.

Действия Б. П. Шереметева и И. Мазепы в устье Днепра привели к захвату маленьких турецких крепостей Казыкермен и Таван.

Строительство

Неудача Азовской кампании 1695 г.

показала, что ключ к морю - крепость

кораблей зимой -

 

весной 1695/96 г. Азов в устье Дона - можно было взять лишь объединенными усилиями сухопутных и морских сил. "По возвращении от невзятия

Азова, с консилии господ генералов", Петр I в ноябре 1695 г. принимает решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем 1696 г. Адмиралом будущего "морского каравана" был назначен Ф. Я. Лефорт.

По образцу построенной в Голландии и привезенной в Москву галеры на корабельной верфи в с. Преображенском на р. Яузе были приготовлены части для 23 галер и 4 брандеров. Работали иностранные мастера, преображенские и семеновские солдаты, а также плотники, взятые из разных мест в Москву к "государеву делу". Отсюда части галер и брандеров перевезли на Воронежскую верфь, собрали и готовые корабли спустили на воду. Основная работа по строительству двух больших 36-пушечных кораблей (галеасов) велась на Воронежской верфи. Строительный материал заготавливался по обеим сторонам реки Воронеж и ее притокам, в Воронежском, Усманском, Белоколодском, Романовском, Сокольском, Добренском и Козловском уездах. Ясеневые и вязовые деревья на весла к галеасам и каторгам доставлялись зимним путем на московских подводах "с тульских и веневских засек". Ценой огромных усилий "морской караван" к апрелю 1696 г. был построен. Кроме названных кораблей в него вошли 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов.

45

К Азовскому походу 1696 г. пред-

Подготовка

полагалось подготовить также

сухопутной армии

сухопутную армию, численнос-

ко второму Азовскому

тью в 75 тысяч человек. Струк-

походу

 

турно она должна была состо-

ять из 37 конных рот

(3817 человек), 30 полков солдат-

ского строя (38 тысяч человек), 13 стрелецких полков и 6 полков украинских (15 тысяч человек), а также из 5 тысяч донских казаков, 500 конных стрельцов и яицких казаков. Войскам было велено собраться в трех сборных пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову. Руководить всем этим войском было поручено генералиссимусу А. С. Шеину.

Первыми к Азову двинулись сухо- Основные события путные войска. Они вышли "плав-

Азовского похода

ным путем" 23 - 26 апреля 1696 г.

1696 г.

по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед

 

за ними, в конце апреля - начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере "Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора". 8 мая 1696 г., находясь в пути, царь составил "Указ по галерам" из 15 статей. В них говорилось о порядке службы на кораблях во время плавания, "стояния" на якоре и боя, о системе сигналов, взаимной поддержке и выручке матросов. Например, 6-я статья "Указа" гласила: "Когда начальник караванной увидит или уведает неприятеля, тогда красное знамя поставить вместо обыклого знамя и одинова ис пушки да выстрелить, и, то видя, протчие капитаны должны тотчас к бою готовым быть; и естли увидят своих людей на берегах, или суда какие, должны им о том тотчас сказать, чтоб были опасны, а естли их солдаты, тотчас взять их к себе на каторгу, под запрещением смерти".

В 10-й статье Петр I писал: "Если, от чего Боже сохрани, кому в шествии, в стоянии или в бою какой придет бедо46

носный случай, тогда оному обыкновенное знамя из каютного окна на одну сторону выставить и 2 выстрелить. А если ночью, вместо знамени, к фокванте фанарь привязать и 2 выстрелить. И, то видя, должны близ шествующия оной страждущей галере помогать, а если в бои, тогда только одна галера при оной должна остаться, а протчим, несмотря на то, но исполнят дело свое под наказанием смерти".

15-19 мая, минуя Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье моря". Прежде чем начать осаду Азова, Петр I решил закрыть своими судами доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для захвата города. Турецкий гарнизон был окружен русскими войсками и флотом со всех сторон и рассчитывать на помощь не мог. После этого осаждающие возвели подвижной вал, превосходящий по высоте вал крепости, и начали стрелять по Азову сверху вниз, причиняя ему значительные разрушения. Турецкий флот 14 июня попытался снять блокаду Азова, но как только турки увидели, что русские корабли снимаются с якоря и готовы вступить в бой, они ушли в море. 17 июля русские войска захватили часть наружного вала крепости. 18 июля Азов был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся турецкий гарнизон и передал свои знамена А. С. Шеину.

20 июля 1696 г. царь писал патриарху Адриану о событиях под Азовом: "18-го июля - в субботу, о полудни, неприятели азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на граде наступление..., а свою конечную погибель, замахали шапками, и знамена приклонили, и выслали для договору от себя 2-х человек знатных людей, и били челом, чтоб их даровать животом и отпустить с женами и детьми;.. .а 19-го, в воскресенье. .. азовские сидельцы боярину нашему и большого полку воеводе Алексею Семеновичу Шеину город Азов с знамены, и с пушки, и с пороховою казною и со всем, что в нем было припасов, отдали, а им и женам их и детям учинена свобода, и отпущены вниз рекою Доном до р. Кагалника на

47

18 бударах; а 20-го - конница их отвезла всех на корабли турецкие. .. и те их суды отступили в дальность".

Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен в русский город.

Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в Азове из пограничных российских городов были переселены три тысячи семей в количестве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Таганрог была построена одноименная военная крепость с гаванью. 15 августа 1696 г. Петр I уехал из Азова. 30 сентября войска торжественно въезжали в Москву. Для этой цели через Москву-реку были построены Триумфальные ворота, украшенные рисунками и надписями. Например, под изображением турецкого паши надпись гласила: "Ах! Азов мы потеряли и тем бедство себе достали". На рисунке, изображающем морское сражение и бога морей Нептуна, надпись: "Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь".

Роль Петра I

Петр I лично руководил подготовкой

ВАзовской и проведением походов 1695 и 1696 победе гг. под Азов. Во время 1-й Азовской

кампании под именем Петра Алексеева он возглавлял бомбардирскую роту Преображенского полка. На одной из батарей бомбардир Петр Алексеев сам начинял гранаты и бомбы и стрелял в течение двух недель. В письме к А. Ю. Кревету от 17 июля 1695 г. он писал не без гордости: ".. .взятые языки сказывают, что от одной бомбы пропадало человек по сороку и болыпи". Считая себя находящимся на службе у государства, он начинал ее "с первого азовского похода в звании бомбардира".

При подготовке ко 2-му Азовскому походу особое внимание Петр I уделял постройке военных и транспортных судов. В конце февраля 1696 г. царь приехал в Воронеж и в течение нескольких месяцев собирал корабли и снаряжал их в поход. Оценивая собственную роль в подготовке похода,

48

Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696 г.: "... в поте лица своего едим хлеб свой". Этому правилу Петр I следовал всю свою жизнь. Не случайно, после взятия Азовской крепости в 1696 г. адмирал Лефорт въезжал в ликующую столицу в раззолоченных санях, а за ним пешком шел капитан Петр Алексеев.

Во время штурма турецкой крепости царь вел себя мужественно и бесстрашно, показывая пример другим. 8 сентября 1695 г., описывая ситуацию под стенами Азова, царь сообщал А. Ю. Кревету: "...пеши наклонясь ходим, потому что подошли к гнезду близко и шершней раздразнили, которые за досаду свою крепко кусаются; однако гнездо их помаленьку сыплется". На просьбы сестры Натальи, чтоб был под Азовом осторожнее, Петр I отвечал: "По письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако, Хотя и ходят, только по ся поры вежливо".

Петр I думал о будущем России. Опираясь на опыт иностранцев, он хотел выучить собственных мастеров в разных отраслях знаний, в том числе в области кораблестроения. С этой целью вскоре после Азовских походов царь послал 50 комнатных стольников и спальников за границу: 28 человек в Италию, главным образом в Венецию, и 22 человека в Англию и Голландию. Вместе с тем Петр I и сам решил овладеть корабельным мастерством. Во время Великого посольства, с марта 1697 г. по август 1698 г., он относился к себе в вопросах кораблестроения не как к царю, а как к ученику зарубежных мастеров. На печатях писем Петра I, присылаемых им в это время из разных стран, говорилось: "Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую". Более четырех месяцев Петр I жил в Голландии, где заложил фрегат, строил и спускал его на воду. Делать корабельные чертежи учился в Англии.

49

4. Заказ 1029

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]