Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3 - Соц_псих.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
312.32 Кб
Скачать

3.2.4. Процесс десоциализации личности

Важно отметить, что несоциализированных людей нет, асоциальное поведение является следствием недостатков и упущений в ходе социализации. Одним из проявлений нарушенной социализации является десоциализация. Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) - процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы. Причинами возникновения десоциализа́ции может быть, например, длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция, членство в криминальных сообществах и в тоталитарных сектах. Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Ярко выраженная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах. В качестве агентов десоциализации могут выступать различные социальные субъекты. Это и тоталитарные секты или деструктивные культы: сайентологи, иеговисты и прочие Агентами десоциализации признаны сегодня экстремистские и криминальные сообщества.

В настоящее время социальные психологи все большее внимание уделяется процессу психологической деформации семьи, который может способствовать десоциализации детей и подростков. Многочисленные исследования свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Крупнейший отечественный специалист в области криминальной психологии В.Ф. Пирожков в одной из своих работ раскрыл работу психологических механизмов, позволяющих криминальным сообществам оказывать десоциализирующее влияние на современных подростков. Рассмотрим их.

1. Нормы и ценности криминальной субкультуры максимально учитывают состояние возрастного одиночества подростка. Подросток ведь переживает кризис идентичности. Он не защищен ни физически, ни финансово, ни морально. От старых ценностей, ценностей семьи он пытается отказаться, но новых ценностей, своих ценностей выработать и предложить подросток пока не умеет. А став членом криминальной группы он все эти защиты обретает, обретает новую стройную систему ценностей.

2. Включаясь в криминальную субкультуру, подросток получает широкое поле для самоутверждения, для самореализации. Так изживается негативный опыт от неудач, постигших подростка в обществе. Ведь в социуме на первом месте часто стоят возможности и достижения наших родителей и близких родственников. А в криминальном сообществе ценятся личные умения подростка, что он может, а не его папа.

3. В криминальной культуре нет двойной морали, которой пронизано наше общество. Власть два раза в год чествует ветеранов Великой Отечественной войны, но при этом за 65 лет с момента ее окончания до сих пор не предоставили всем им отдельное комфортабельное жилье. Много говорится о подвиге блокадного Ленинграда, но пенсия блокадников в разы уступает пенсиям солдат фашистских армий, душивших город 872 дня. Правительственный официоз радостно трубит о «достижениях» России, в то время как ВВП на душу населения составляет всего 15900 долларов США. А в проигравшей войну Германии этот же параметр равен 35900 долларов, согласно данным аналитического доклада ЦРУ. В криминальной субкультуре мораль античеловеческая, но она единая, и поэтому воспринимается подростком как более честная и справедливая.

4. Социализация в криминальной среде насыщена элементами физического и социального риска. А для подростка очень важно - проверить себя с точки зрения риска: могу ли я? Поведение сразу окрашивается в романтические тона, проступок приобретает черты благородной мести против несправедливости мира.

5. В криминальной субкультуре подросток быстрее получает сексуальный опыт, который имеет в этом возрасте скорее символическое значение. Наслаждаться сексом человек начинает позже, для подростка важнее, что «это» у него уже было.

6. Криминальная субкультура активно использует символику и атрибутику, что для подростков очень важно, ведь большая часть их поступков носит символический, знаковый характер. Подросток не просто совершает действие, этим действием он предъявляет миру сам факт своего существования, сигнализирует о своих желаниях, интересах, потребностях.

Что касается проблем десоциализации в тоталитарных сектах, то тут приоритет остается за западными социальными психологами. Р. Лифтон выделял 8 основных механизмов, позволяющих сектантам десоциализировать своих адептов. К их числу относятся:

1. Контроль окружения, который предусматривает регулирование общения и селекцию информации.

2. Мистическое манипулирование, означающее придание всем культовым институтам атмосферы великой тайны и божественности.

3. Требование чистоты. Предполагается, что все, лежащее за пределами культа грязно, «духовно невежественно», и, значит, должно игнорироваться адептами.

4. Культ исповеди. Исповедь строится так, что не способствует освобождению от чувства вина, а, наоборот, способствует нагнетанию этого чувства.

5. «Святая наука». Догмы культа объявляются абсолютной, полной и вечной истиной, что поднимает их на «священный уровень». Любая информация, которая противоречит этой истине, объявляется враждебной.

6. «Зарядка языка». Тщательно разрабатывается и развивается специальная терминология, которая позволяет быстро и упрощенно отвечать на любые сомнения и затруднительные вопросы.

7. Доктрина выше личности. Предполагается, что личный опыт не в состоянии опровергнуть факты в том виде, как они преподносятся доктриной.

8. Освобождение от существования. Проводится четкая грань между теми, чье право на существование может быть признано, и теми, кто такого права не имеет.

Доказано, что пребывание в тоталитарных сектах не просто десоциализирует личность. Происходит множественное разрушение личностных механизмов, разрушение навыков социального поведения. К числу таковых принято относить:

1. Ослабление воли и потеря контроля над собственной жизнью.

2. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).

3. Потеря непринужденности и чувства юмора.

4. Неспособность организовать близкие отношения вне культа.

5. Ухудшение физического состояния: пищеварительные расстройства, головные боли, нарушения состояния кожи.

6. Ухудшение психического состояния: тревожность, галлюцинации, дезориентация, расщепление личности.