Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
novaya_istoria.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
327.9 Кб
Скачать

Вопрос 31

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНГЛИИ  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Успехи промышленного капитализма в первой половине ХХ века.

Промышленная революция, начавшаяся в конце ХVIII века открывает полосу бурного экономического развития Англии. В течение первой половины XIX века промышленный капитализм достиг огромных успехов. Об этом свидетельствует мощный рост почти всех отраслей промышленности и в частности рост хлопчатобумажной промышленности, которая первая перешла на рельсы конного капиталистического производства. В 1819—1821 гг. было переработано хлопка 120 млн. фунтов, а в 1848 г. — 588 млн. фунтов. В связи с бурным ростом шерстяной промышленности ввоз шерсти с 16,6 тыс. фунтов в 1821 г. увеличился до 79,8 тыс. фунтов в 1849 г . За 25 лет, с 1821 г. до 1846 г. производство чугуна увеличилось почти в 5 раз (с 442 тыс. т.до 2 093 тыс.).

Новые усовершенствования увеличили производительность машин. Так одно веретено в начале 20-х годов производило в год 15,2 фунта пряжи, а к середине 40-х годов — уже 26,8 фунта . Особенно крупные изменения и усовершенствования произошли в ткацком производстве. Средняя производительность ткацкого станка с 33 фунтов в год в 1819—1821 гг., когда еще преобладало ручное ткачество, выросла к 1844—1846 гг. до 1 234 фунтов .

Вместе с ростом крупной промышленности увеличивается внешняя торговля. С 35 млн. ф. ст. во втором десятилетии общий вывоз за границу вырос к середине 50-х годов до 131,5 млн. ф. ст.

Усиленно развивалось железобетонное строительство. Новые каналы соединяют одни части, страны с другими: общее протяжение каналов к началу 40-х годов достигало 200 миль. Значительно выросло строительство верфей и пароходов. Первый пароход был изобретен американцем Фультоном в 1805 г ., а в середине 40-х годов в Англии уже было построено 600 пароходов.

Рост крупного машинного производства сопровождался вытеснением мелких производителей. Кустари и ремесленники, употреблявшие примитивную ручную технику, не в состоянии были конкурировать о машиной. Они гибли как самостоятельные производители, разорялись, пополняя ряды фабричного пролетариата. Ручное бумагопрядение к 20-м годам было совершенно вытеснено. Ручное ткачество вытеснялось медленнее, но улучшения в конструкции механических ткацких станков, произведенные в 30-х годах, и здесь привели к вытеснению ручного труда. В 40-х годах на 60 тыс. ручных ткачей уже было 150 тыс. ткачей на механических станках.

Промышленная буржуазия укрепляла свою экономическую мощь ценою величайших страданий и нищеты трудящихся.

Процесс вытеснения мелкого производства — фабрикой, ручного труда — машиной заканчивается в основных отраслях промышленности к середине 40-х годов XIX в. решающей победой крупной фабрики над мелким производством.

Капитализм усиленно продолжает развиваться в сельском хозяйстве. Растянувшийся на целые столетия процесс огораживания окончательно завершается сравнительно быстрыми темпами в первой половине XIX в- В течение 1801—1831 гг. было огорожено свыше 3 1/2 млн. акров, т. е. почти столько же, сколько в XVIII в. Огромные массы крестьян были экспроприированы с неменьшей жестокостью, чем прежде.

В результате промышленного переворота и всех дальнейших успехов, достигнутых капитализмом в первой половине XIX в., Англия совершенно преобразилась.

«Лет шестьдесят или восемьдесят тому назад, — писал в 1844 г. Энгельс об Англии, — это была страна, как другие страны, с небольшими городами, незначительной и мало развитой промышленностью и с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это страна, не знающая себе равной, со столицей, насчитывающей два с половиной миллиона жителей, с колоссальными фабричными городами, с промышленностью, снабжающей своими изделиями весь мир и производящей почти все при помощи самых сложных машин; трудолюбивое, интеллигентное и густое население, две трети которого заняты в промышленности, состоит теперь из совершенно других классов, — мало того, является совершенно другой нацией, с другими нравами, другими потребностями» (Энгельс, Положение рабочего класса в Англии)

Огромные победы, достигнутые промышленным капитализмом в Англии, отнюдь не являлись результатом ее «плавного» экономического развития.

С возникновением промышленного капитализма начались экономические кризисы, повторяющиеся через определенные промежутки времени. Начиная с 1825 г . общие промышленные кризисы становятся периодическими. Они действовали с необычайно разрушительной силой: они обрекали на гибель мелких производителей и ложились всей своей тяжестью на рабочие в трудящиеся массы.

Политический строй

Разоряемые машиной мелкие производители, кустари, ремесленники, ткачи, прядильщики, вязальщики, стригали и т. д. пополняли ряды промышленного пролетариата. Мощный приток в города шел и из деревни, где огромные массы населения экспроприировались и превращались в пауперов. Ограбленные в результате огораживаний, завершившихся в первой половине XIX в., крестьяне устремлялись в города на фабрики. Победа машинного производства несла гибель тысячам и десяткам тысяч деревенских кустарей, ремесленников. Гибли и «выталкивались» из деревни так называемые рабочие домашней промышленности, рабочие децентрализованных мануфактур, широко распространенных именно в сельских местностях. Голод, нищета, разорение толкали все эти слои в ряды фабричного пролетариата, численно колоссально выросшего в первые десятилетия XIX в.

В то время как на одном полюсе росли нищета, разорение, голод, на другом полюсе происходило накопление несметных богатств, созданных потом и кровью миллионов трудящихся. Экономическая мощь и роль промышленной буржуазии чрезвычайно выросли. Между тем политическая власть находилась в руках земельной и денежной аристократии.

Земельная аристократия в Англии приспособилась к капиталистическому развитию. Земельная знать большей частью сдавала свою землю в аренду капиталистам. Лендлорды сосредоточили в своих руках не только земельные, но и огромные денежные богатства. Цепко держа в своих руках власть, они добились законов, устанавливавших высокие цены на хлеб.

Приспособившиеся к капиталистическому развитию лендлорды нередко сами организовывали на своих землях капиталистическое хозяйство. Вместе с тем они часто являлись инициаторами и организаторами разного рода торговых и колониальных компаний. Опираясь на государственную власть они добивались для этих компаний монопольного права торговли с целыми странами. Участие в этих компаниях приносило баснословные барыши.

Интересы земельной и денежной аристократии так тесно переплелись, что лендлорды выступали в защиту интересов денежной знати (разного рода торговых компаний, банкиров, биржевых спекулянтов и т. д.) не менее рьяно, чем она сама. Сплетение интересов земельной и денежной аристократии шло и по другой линии. Представители денежной знати, скупая земли родовитых семей крупных землевладельцев, становились в ряды земельной аристократии, получая тем самым доступ к власти.

По своему политическому устройству Англия была парламентарной монархией. Власть короля была ограничена. Парламент мог принять или изменить любой закон и даже конституцию.

Английский парламент, предмет зависти передовых буржуа соседней Франции, пользовался незаслуженной славой демократического учреждения. Фактически же в нем были представлены только крупные земельные собственники и верхушка денежной знати, колониальных грабителей (набобов, как их тогда называли).

Английский парламент распадался на две палаты: верхнюю, или палату лордов, большинство членов которой назначалось королем из среды родовой земельной знати и высшего духовенства, и палату общин, куда избирались представители городов (списки городов утверждались королем), графств (округов), местечек и университетов.

Несмотря на рост крупных промышленных городов, насчитывавших десятки и сотни тысяч жителей, они или вовсе не пользовались правом выборов или посылали совершенно незначительное количество представителей в парламент. В это же время когда-то густо населенные, а теперь запустевшие поселки — «гнилые местечки», как их тогда называли, — насчитывавшие нередко два-три двора, пользовались правом выборов и нередко посылали такое же, а иногда и большее количество представителей, чем крупные промышленные города, насчитывавшие десятки и сотни тысяч жителей.

Совершенно очевидно, что такое местечко, все население которого находилось в полной зависимости от того или другого земельного магната, на земле которого оно находилось, посылало в парламент или самого этого магната или человека ему угодного.

Бывали случаи, когда местечко вовсе исчезало с лица земли (например, было затоплено морем), и все-таки за двумя-тремя жителями ближайшей прибрежной полосы сохранялось право посылать своего депутата в парламент, которое они и осуществляли, выехав на лодке в море на то место, где прежде, находилось затонувшее поселение.

В результате этого у каждого крупного земельного собственника в парламенте имелась небольшая кучка его подручных депутатов. Так лорд Лондоуэл посылал в парламент 9 депутатов, лорд Дорлингтон — 7, а лорд Норфольк — 11.

В старых торговых городах избирательные права принадлежали только верхушке денежной аристократии. Поэтому в этих городах число избирателей было ничтожно: в Эдинбурге их было 33, в Сольсбери — 56 и т. д. Был случай, когда в одном шотландском городе на выборы явился всего один избиратель, который, избрав себя в председатели предвыборного собрания, произнес предвыборную речь, сам себя наметил в кандидаты и сам себя набрал депутатом...

При этих условиях личные связи и продажность играли огромную роль. Установилась даже такса выборов: так в Йорке, для того, чтобы быть выбранным в депутаты, надо было затратить 150 тыс. ф. ст.

В местном самоуправлении графства равно как и в судах, господствовали те же самые классы. Большинство населения Англии было бесправным и находилось в полной власти господствующего класса.

Вместе с земельной аристократией «...банк, национальные кредиторы и биржевые спекулянты, одним словом торговцы деньгами... под пестрым покровом избирательной монополии... властвовали над Англией» (Маркс и Энгельс, т. VIII, стр. 105, Английский билль о девятичасовом рабочем дне.)

В английском парламенте соперничали две политические партии: тори и виги. Тори были представителями земельной знати. Виги, принадлежавшие также к земельной знати, в отличие от тори, были представителями той части крупных земельных собственников, интересы которых были теснейшим образом переплетены с интересами денежной аристократии. Виги с одинаковым рвением защищали интересы как этой наиболее приспособившейся к капиталистическому развитию части крупных земельных собственников, так и денежной знати

ЧАРТИЗМ (от англ. charter - хартия) - первое массовое рабочее движение в Великобритании в 1830-50-е гг. Требования чартистов были изложены в виде законопроекта ("Народная хартия", 1838). В 1840 основана Национальная чартистская ассоциация. В 1840, 1842, 1848 чартисты внесли в парламент петиции с требованием введения всеобщего избирательного права (для мужчин), ограничения рабочего дня, повышения зарплаты и др.; петиции были отвергнуты. После 1848 чартизм вступил в полосу упадка.

Этапы в книге

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]