Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом Мельникова.doc
Скачиваний:
381
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
392.7 Кб
Скачать

2.5. Основания гражданско-правовой ответственности и способы защиты прав сторон в сфере оказания юридических услуг

Гражданско-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности и обладает всеми признаками, присущими последней. Гражданско-правовая ответственность имеет целью предотвращение гражданских правонарушений и устранение их последствий. Гражданско-правовая ответственность есть санкция за правонарушение, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско - правовых обязанностей.

Ответственность по договору возмездного оказания услуг регулируется главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит общие нормы гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. В главе 39 Гражданского кодекса содержится только положение об ответственности за неуплату услуг вследствие невозможности их исполнения, наступившей по чьей-либо вине или по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (п.п. 2 и 3 ст.781), что является недостаточным в данных правоотношениях.

Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»71 с учетом этих особенностей установил дополнительные требования и правовые механизмы применения ответственности при оказании юридических услуг. Но на сегодняшний день требует урегулирования ответственность и других категорий юристов.

Гражданско-правовая ответственность по договору возмездного оказания юридических услуг – это восстановление имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого посредством принятия, например, такой меры гражданско-правовой ответственности, как неустойка.

При этом отмечается, что в качестве меры ответственности может быть применена любая из неустоек, даже штрафная, если это предусмотрено договором. Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения.

Кроме того, при исчислении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением услугодателем обязанностей по договору об оказании юридических услуг, необходимо учитывать помимо цены договора также затраты услугополучателя, понесенные в связи с обращением к другому юристу за восстановлением нарушенного противоправным деянием услугодателя права.

Раскрывая вопрос гражданско-правовой ответственности сторон договора по оказанию правовых услуг, необходимо обратить внимание на особенность предмета обязательства, который не позволяет применить к ним раз и навсегда установленные стандарты качества услуг; тем, что если всякий ущерб (убыток) есть следствие ненадлежащего исполнения, то не всякий негативный результат есть свидетельство ненадлежащим образом оказанной услуги, находящееся в причинной связи с наступившими убытками; неравномерным распределением прав и обязанностей сторон - нет той пропорциональной корреспондирующее - обязывающей связи, характерной для иных обязательств, а исполнение договора практически целиком зависит от услугодателя, от уровня его познаний, от его профессионализма.

Для привлечения к ответственности юриста-услугодателя необходимо установить следующие факты:

а) выполнение указанных в договоре или вытекающих из его содержания действий;

б) имелись ли у него достаточные основания отступить от договора;

в) сделал ли услугодатель все от него зависящее для уменьшения неблагоприятных последствий для клиента-услугополучателя;

г) способствовал ли услугополучатель своими действиями (бездействием) наступлению неблагоприятных для него последствий; соглашался ли на определенное ограничение своих прав, допустив долю риска в реализации своего интереса и, тем самым, содействовал (умышленно или по неосторожности) увеличению убытков либо не принял разумных мер к их уменьшению (п. 1 ст. 404 ГК РФ) и другие.

Нарушения обязательства по оказанию юридических услуг юристом -услугодателем могут состоять как в позитивных, так и в негативных действиях, то есть заключаться, соответственно, в совершении ненадлежащих действий (бездействия, превышение вверенных полномочий и т.п.) или в несовершении надлежащих действий (неиспользование предоставленных полномочий, непривлечение необходимых ресурсов, неприменение своих навыков и знаний и другие). Убытки, наступившие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора юридической услуги, должны являться основанием для привлечения к ответственности стороны, нарушившей обязательство, к ответственности в виде возмещения убытков. В гражданских правоотношениях, возникающих по поводу оказания юридических услуг, должен реализовываться принцип пропорциональной ответственности – ответственности, соразмерной участию лица в причинении ущерба другому. В юридических фирмах возмещение убытков должно лежать на юристе – исполнителе, который причинил убытки. Такая обязанность должна исполняться им добровольно либо за счет страхового возмещения. Если полное возмещение не было произведено по другим причинам, то исполнение данной обязанности должно, возлагаться на юридическую фирму, которая должна отвечать солидарно за счет принадлежащего ей имущества. Ответственность должна наступать не только за некачественно оказанную юридическую услугу, но и в иных случаях, связанных с таковыми, например, консультации по составлению бухгалтерского баланса, иной отчетности или проверке наличия свидетельства о праве собственности, лицензии.

На сегодняшний день не удалось найти ни на сайте Верховного Суда, ни на сайте Высшего Арбитражного Суда, ни на сайтах судов Ульяновской области ни одного решения, согласно которому данные субъекты привлекались бы к ответственности. Что говорит на наш взгляд, практически об отсутствии в правоприменительной практике вообще какой либо ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, оказывающими юридические услуги. Судьи также подтверждают, что такие случаи не получили распространения на практике.72 Таким образом, привлечь физических и юридических лиц, оказывающих юридические услуги к какой-либо ответственности, достаточно сложно.

Институт возмещения вреда из договорных и внедоговорных обязательств обладает значительным защитным потенциалом и в отношении юридических услуг. До тех пор, пока правоотношение остается регулятивным, защита права каждого из его участников на надлежащее исполнение обязательства обеспечивается действиями другого. С момента же возникновения неисполнения или ненадлежащего исполнения, прав контрагента, обязательство требует материально- и процессуально-правовых способов защиты. Материальные способы защиты заключаются в реальном изменении материальных правоотношений, а процессуальные способы реализует тем самым эти предпосылки.73

Важным материально-правовым способом защиты гражданских прав, перечисленных в ст. 12 ГК РФ, является возмещение убытков, которое, является основным материально-правовым способом защиты прав услугополучателя в обязательствах по оказанию юридических услуг, способом защиты, к которому он может прибегнуть, в случаях неисполнения и ненадлежащего исполнения юристом-услугодателем своего обязательства (ст. 393 ГК РФ), а также в случае его одностороннего отказа от исполнения обязательства или изменения его условий, на недопустимость которых, по общему правилу, указывает ст. 310 ГК РФ, а также в случае причинения вреда.

Защитить свои права все участники правоотношения по оказанию юридической услуги могут и способом самозащиты, действуя в неюрисдикционном порядке (без обращения за защитой к государственными или иным компетентным органам) – к способу самозащиты своих прав и законных интересов (ст. 12 и 14 ГК РФ). В распоряжении юриста-услугодателя находится главное средство самозащиты в виде приостановления или прекращения юридической услуги. Также он может прибегнуть к удержанию документов (причем, как подготовленных им самим, так и предоставленных клиентом) в неисполненной части обязательства. Клиент – услугополучатель в свою очередь может применить к недобросовестному участнику правоотношения, прежде всего, финансовые санкции, отказав в оплате оказанных юридических услуг, в компенсации произведенных расходов; применимо здесь и приостановление иных действий, совершение которых предусматривалось или вытекало из договора (отказ в предоставлении документов, информации и т.п.).

Наряду с материально-правовыми способами, для защиты нарушенного или оспариваемого права клиент-услугополучатель наделен и процессуальными способами защиты, различающимися по формам – судебным, внесудебным, по юрисдикционным органам – общим и арбитражным судам, а также третейским судам. Наибольшую степень защиты предоставляют формы судебной защиты, предоставляемые властными, компетентными государственными органами – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, благодаря процессуальным особенностям юрисдикционной деятельности, однако гражданских правоотношениях, возникающих по поводу оказания юридических услуг, во всех случаях должен реализовываться принцип пропорциональной ответственности, соразмерной участию лица в причинении ущерба другому и освобождающий это лицо от возмещения убытков.