Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ист. Ниж. Края конспект.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
306.18 Кб
Скачать

1927 Год – хлебозаготовительный кризис в России.

Хлеб поставлялся двумя путями:

  • через продналог

  • «коммерческий хлеб» - крестьянин продавал сам.

Крестьянин в 20-е гг. мог продать хлеб только государству, оно устанавливало собственные цены (довольно низкие), и крестьянину была невыгодна такая продажа, поэтому в города хлеб поступал, в основном, только за счет продналога.

В 1928 году ввели карточное распределение хлеба – это и сеть кризис хлебозаготовок.

В 1927-28 гг. Сталин начал изучать работы Василия Немчинова, который убедительно показывал, что даже в Российской империи 70 % производимого хлеба было нетоварным (крестьянин не продавал его, а потреблял сам). А 30 % товарного хлеба производилось в огромных помещичьих владениях.

Таким образом, Сталин решил, что в этих условиях при существующей ценовой политике крестьянин город не накормит. А удовлетворение потребности горожан в хлебе было необходимым условием для укрепления обороноспособности страны.

В нижегородской губернии только 1 % крестьян участвовали в колхозах

В 1925 году – 3-5 % крестьян

К 1929 году – 6 % крестьян (это в 2 раза меньше, чем по стране, что объясняется почвами и климатическими условиями Нижегородской губернии).

В 1927 г. XV съезд партии принял решение о коллективизации. Главную роль в его принятии этого решения сыграл Сталин, который и несет всю ответственность.

Кулаки неизбежно должны были сопротивляться коллективизации. В Нижегородской губернии это 5-7 % населения. Кулак – это тот человек, который сам и предки его в течение многих поколений не видели ничего, кроме работы. Кулак – «спит на кулаке, чтобы не проспать зарю». И лишним подтверждением такого положения дел является фольклор – русские народные сказки со своими «сапогами-скороходами», «скатертями-самобранками» служили своеобразным утешением для входящего в трудовую деятельность молодого поколения.

Да, кулак хотел работать, но работать только на себя. Кулак – единоличник, и поэтому он уже не встраивался в структуру существующей системы, хотя ничего плохого он и не делал. Поэтому все мероприятия, которые были применены к кулакам и их семьям вызывают жалость. Коллективизация уничтожила хозяина, превратила крестьянина в сельскохозяйственного рабочего. Крестьянин не встраивал себя в систему интересов государства. Советское государство и Сталин решили пожертвовать этими 5-7 % крестьян в условиях экономического и внешнеполитического кризиса.

В Нижнем Новгороде коллективизацию начали сразу после постановления ЦК в 1929 г. Отвечал за это I секретарь Нижегородского райкома РКП(б) Андрей Александрович Жданов, он встречался со Сталиным. Сталин понимал, что Нижегородская губерния являлась более промышленным краем, нежели сельскохозяйственным и поэтому обращал особое внимание на коллективизацию в Нижегородской губернии.

Коллективизация начала проводится методами, которые не вызывали симпатии крестьян.

Изначально это была агитация: в беседах объясняли преимущества нового строя. Однако идея обобществления имущества, не находила отклика в крестьянской среде. Беседы сменялись уговорами и шантажом, и человек вступал в колхоз. Правда, он мог из него выйти уже к вечеру того же дня.

В 1929 г. методы претерпели некоторые изменения. Теперь коллективизация проводилась в форме социалистического соревнования, сопровождавшимся раскулачиванием – «Кто быстрее всех проведет коллективизацию».

В рамках Нижегородского края в качестве экспериментального участка была выделена Вотская автономная область. Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сплошной коллективизации за 3 года. В Вотской АО решили закончить этот процесс за полтора года, а потом – к весне 1930 г.

Вотская автономная область вызвала на соревнование Чувашскую АССР. Было решено провести коллективизацию к концу 1930 г., то есть к десятилетию Чувашской АССР.

Было принято решение об обобществлении крупного рогатого скота. В результате появились случаи, когда крестьяне резали скот, чтобы не сдавать его.

Таким образом, на 20 января 1930 г. было коллективизировано 7,3 %

на 1 февраля 1930 г. – 12 %

на 20 февраля 1930 г. – 44,8 %

к 1 марта 1930 г. – 48 % крестьянских дворов

Этот быстрый рост процентов коллективизированных хозяйств был назван «небывало зверскими темпами коллективизации».

Методы привлечения крестьян в колхозы носили не только экономический, но и политический характер. Если крестьянин не идет в колхоз, значит он против Советской власти. А это контрреволюционное преступление – 5-8 лет лишения свободы, вплоть до расстрела по ст. 58 УК РСФСР.

К началу 30-х гг. прошло всего 13 лет после революции, даже поколение не сменилось, и в сознании части населения еще не появилась уверенность, что Советская власть – это всерьез и надолго. Даже в начале II мировой войны некоторые крестьяне встретят немцев с распростертыми объятьями.

Процесс раскулачивания, таким образом, свелся, в основном, к репрессивным мерам.

30 января 1930 г. политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Это постановление отменяло НЭПовское законодательство об аренде земли и найме рабочей силы.

В каждый район были даны конкретные указания о применении мер воздействия к кулацким хозяйствам. Было принято постановление о признаках кулацких хозяйств – таковыми признавались все хозяйства, которые арендовали землю, использовали сельскохозяйственные орудия, имели наемную рабочую силу. Было определено конкретное количество кулаков.

Кулаки были поделены на 3 категории:

  1. контрреволюционный актив – эти крестьяне высказывали нежелание вступать в колхозы. В нижегородской губернии это 5 000 семей. Они должны быть арестованы и высланы в Северные районы края (Вятку)

  2. 10 000 кулацких семей, которым вменялась «разверстка», если они не вступали в колхоз. Им давалось «твердое задание» сдать государству определенное количество хлеба, мяса. Однако задание это было невыполнимо и крестьянам приходилось вступать в колхоз.

  3. несознательные крестьяне – находились в состоянии «балансирования». Среди них предполагалось проводить агитацию.

Эти цифры не были случайными – четко работало статистическое бюро, шел полный учет всего населения. Однако если есть директива, в которой указаны конкретные даты и цифры, значит необходимо писать отчет. В эти 5 000 семей необходимо кого-то записать, поэтому реализация директив на практике была очень трагична. Зачастую мотивом раскулачивания в деревне служила личная месть.

В декабре 1929 – весной 1930 гг. краевое руководство всерьез обеспокоилось потенциально возможным крестьянским выступлением. Весна – самое голодное время года.

«Как Мамай прошел» - сказал Жданов о раскулачивании.

В марте-апреле 1930 г. в некоторых районах и уездах были отмечены крестьянские выступления, под лозунгами: «Долой колхозы!» или «Да здравствуют колхозы без коммунистов!».

Органы ОГПУ всерьез озабочены этим, отмечалось, что проводимое раскулачивание сопровождалось «злоупотреблениями». Выходит статья Сталина «Головокружение от успехов». В результате отмечается некоторое послабление в методах коллективизации – больше агитации, меньше насилия. В апреле 1930 г. Жданов призвал к расстрелу «перегибщиков». Никто расстрелян не был, но 160 человек были уволены с работы.

Осенью 1930 г. началась вторая волна коллективизации. Жданов: «Скверно обстоит дело с выявлением кулака».

Поступают новые директивы ЦК о выселении крестьянских семей - 1 500 семей выселено в Синегорский район, 5 200 семей выселено в Казахстан. Для реализации директив в Нижнем Новгороде была создана «Тройка»: секретарь обкома Столяр, полномочный представитель ОГПУ, зам председателя райисполкома Голованов.

Вторая волна раскулачивания была встречена пассивным сопротивлением. Списки раскулачиваемых составлялись на Советах. Иногда жители заявляли: «Кулаков у нас нет. Мы все равны». Раскулачиваемые скрывались, разводились с женами, чтобы те не подверглись выселению. Молодежь отказывалась от своих отцов – чтобы остаться.

«Настроение выселяемых ничего не выражает, молчат» - говорилось в некоторых отчетах.

В первой половине 1931 года все формы антиколхозных выступлений в Нижегородском крае были направлены против каждого шестого колхоза, в Чувашской АССР – против каждого третьего колхоза:

  • покушения на деревенских активистов(45,2%)

  • поджоги (13,9%)

  • отравление скота (3,7 %)

  • порча сельскохозяйственных машин (15,7 %)

В августе 1931 года было принято решение о прекращении выселения кулацких семей, т.к. задача по выселению контрреволюционного актива была, в основном, уже решена.

С 1931 года в методах коллективизации больше внимания стало уделяться идеологической работе (театральные постановки и т.п.). На сознание населения большое влияние оказало появление трактора, открывшего новые возможности по обработке полей. Личность тракториста – олицетворение всего хорошего и нового в колхозной жизни.

В 1933 году 50 % крестьянских хозяйств находились в колхозах, в 1937 г. – 90 %.

В 1933 году в крае было 54 машинно-тракторных станции, и 2 600 тракторов.

Результаты:

«-» понизилась степень хозяйского отношения к земле, крестьянин из хозяина превратился в сельскохозяйственного рабочего, снизилась мотивация труда

«+» государство добилось цели, хотя хлебная проблема не была снята, государство решило задачу производства и распределения хлеба

Были заложены основы агропромышленного комплекса, Сталин задумывался о том, чтобы все работали на всех.

Лекция 13.

Горьковская область в годы Великой отечественной войны

А) Военная мобилизация в городе и области.

С 23 июня в СССР и в Горьковской области начинается мобилизация на фронт. Первоначально мобилизации подлежали военнообязанные 1905-1918 гг. рождения. В Горьком организовано 10 призывных пунктов (по количеству районов), также были организованы пункты во всех районах области, через которые ежедневно проходило около 1000 человек. По мере ухудшения обстановки на фронте расширялись параметры призываемых категорий. В августе – мобилизация 1890-1904 гг. рождения.

К 1 августа 1941 г. из Горьковской области было мобилизовано 75 292 человека. Это больше, чем было запланировано: на фронт уходили большое количество добровольцев. В первые два месяца войны 5 486 заявлений о добровольном вступлении в ряды советской армии в Горьком, и более 10 000 заявлений по области. Это объясняется изменившейся психологией граждан, появилось поколение выросшее только при советской власти, влияние пропаганды – все это привело к возникновению советского патриотизма.

Но не все желали идти на фронт. Война – это кризисная ситуация, которая обостряет все человеческие качества. Трусы скрывались в лесах, подпольях, некоторые даже в деревенских печах. Их разыскивали органы НКВД. На июнь-июль 1941 года 24 призывника не явились на призывные пункты по неуважительным причинам.

В 1942 году в Горьковской области медицинской комиссией было переосвидетельствовано и отправлено на фронт 14 118 человек в возрасте до 55 лет, 3 138 человек было «разбронировано» (снято с заводов).

Летом 1942 года была аннулирована отсрочка от призыва комсомольским работникам. Призывались студенты I и II курсов вузов. Старшекурсникам давали возможность доучиться.

С июня 1941 года по декабрь 1943 года из Горьковской области было направлено 619 618 человек.

Последний ординарный призыв в 1944 году – призывались лица 1927 г.р.

Таким образом, из Горьковской области было мобилизовано и отправлено на фронт 822 000 человек.

Спецмобилизации по линии ВКП(б) и комсомола:

2 685 человек – в воздушно-десантные войска

1 655 человек – в лыжные части

1 235 человек – на курсы радиоспециалистов

1 110 человек – в аэроклуб

179 человек на политработу в действующие части. Политработник должен был первым бросаться в атаку.

В июле 1941 г. из тех, кто не попал по возрастным или медицинским показателям под призыв (в возрасте от 17 до 50 лет), сформировано народное ополчение. К 1 августа 1941 г. в Горьком в народное ополчение записалось 61 100 человек, в Дзержинские 9 553 человека. Всего по Горьковской области в ополчение вступило более 100 000 человек.

24 июня 1941 года было принято постановление СНК о борьбе с парашютными десантами, согласно которому стали формироваться истребительные батальоны из лиц, не подлежащих первоочередному призыву. Всего в Горьковской области сформировано 74 батальона общей численностью 12 604 человека. Истребительные батальоны занимались охраной хозяйственных объектов, путей сообщения, электросетей, борьбой с диверсантами.

С июля по октябрь 1941 г. за уклонение от военной службы в Горьковской области было осуждено 150 человек. В 1942 г. Горьковский военный трибунал за аналогичные преступления осудил 1 327 человек. Всего с июня 1941 по ноябрь 1943 гг. в Горьковской области (без Горького) было задержано 2 451 человек уклонявшихся от призыва и 2 884 человек нарушителей воинского учета.

В 1942 году было осуждено 4 207 человек, дезертировавших из армии. В I полугодии 1943 г. – 1 446 человек. Всего вместе осуждено около 12 000 человек, или 1,5 % от всего количества мобилизованный в Красную армию.

В 1942 году было приговорено к высшей мере наказания из количества осужденных дезертиров 8 % и 0,5 % из уклонявшихся от мобилизации. Остальные получили по 10 лет лишения свободы, как правило – строгого режима.