- •Министерство образования Республики Беларусь
- •Isbn 985-435-169-6
- •Удк 376.33
- •Предисловие
- •Развитие психики при глухоте (в сравнении с нормой)
- •Структура дефекта в условиях нарушения слуха
- •Слуховые ощущения восприятия у детей с нарушением слуха
- •Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей
- •Кожная чувствительность при нарушении слуха
- •Хеморецепция у глухих
- •Мышление детей с нарушением слуха
- •Память у детей с нарушением слуха
- •Воображение глухих детей
- •Внимание при нарушении слуха
- •Литература
- •Содержание
- •Тексты лекций
Структура дефекта в условиях нарушения слуха
Ключевые понятие: отклоняющееся развитие психики, структура, первичный дефект, вторичный дефект, отклонения третьего порядка, тяжесть отклонения, обусловленность, компенсаторные процессы.
Ограниченный поток информации при нарушении одного или нескольких анализаторов создаёт необычные условия развития психики ребенка.
Своеобразие психики глухого имеет в своей основе дефект слуха, однако все многообразие отклонений в психических процессах не может быть прямо выведено из ограниченного доступа звуковых раздражителей. Из-за невозможности в сензитивном периоде овладеть распознаванием речевых звуков возникают только отклонения в устной речи и связанные с этим нарушения речевых отношений. Другие отклонения обусловлены не только нарушением восприятия звуков, но и в большей мере нарушением речевого развития и речевых отношений. У такого ребенка возникает своеобразие в развитии восприятия, мышления, всей познавательной деятельности и шире ─ всей психической деятельности.
В ЗО-е годы прошлого столетия Л. С Выготский высказал мысль относительно сложной структуры отклоняющегося развития психики ребенка с дефектом, обозначил взаимоотношения симптомов, которые входят в эту структуру. Все разнообразие симптомов отклоняющегося развития в первую очередь объясняется различной мерой их зависимости от болезнетворного фактора, который обусловливает нарушенный ход развития. Среди проявлений, которые наблюдаются во всех случаях отклоняющегося развития, в первую очередь выделяется тот дефект, который возникает как прямое следствие воздействия болезнетворного фактора. В основе его лежит то или иное органическое поражение. Это, например, нарушение или недоразвитие зрительной или слуховой сенсорных систем.
Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря слуха ─ может проявляться как тотальный. Степень нарушения может быть значительной (утрата слуха свыше 80 Дб). Дефект считается частичным, когда потеря слуха ограничена диапазоном до 94 Дб (10 ─ пересмотр МКБ).
Первичный дефект бывает врожденный, генетически обусловленный или приобретенный (потеря слуха после возраста 2-3 лет). Первичный симптом, если он возникает в раннем детстве, препятствует нормальному развитию психики ребенка и приводит к отклонениям вторичного порядка. В зависимости от роли первоначально нарушенной функции в психическом развитии ребенка мы наблюдаем те или иные отклонения, которые не обусловлены собственно органическим поражением и имеют характер функциональных нарушений.
Принципиальное значение придается тому обстоятельству, что вторичные отклонения в развитии психических процессов специфичны для определенного первичного дефекта. Вторично нарушаются именно те процессы, развитие которых в норме зависит от первично нарушенной функции. Своеобразие слухового анализатора в отличие от других заключается в его особой роли в развитии словесной речи и функционировании
ее как средства общения. Словесная речь ─ ближайшая функция, развитие которой зависит от слухового анализатора.
Наследственное, врожденное или рано приобретенное поражение слуховой функции препятствует самостоятельному развитию словесной речи на основе сопоставления и подражания. Отсутствие или недоразвитие устной речи - вторичный дефект - важнейшее проявление отрицательного влияния первичного дефекта.
Степень недоразвития устной речи обусловлена в первую очередь глубиной поражения слухового анализатора. При глубоком поражении ребенок может остаться немым. Частичный дефект значительно сужает, однако не исключает возможности самостоятельного формирования полноценной устной речи. Устная речь, которая формируется в условиях сенсорной депривации, отличается особенностями произношения, грамматики, лексики, просодических компонентов: При этом она служит средством речевой коммуникации слабослышащих детей.
В словесно-речевом развитии ребенка с нарушением слуха сильнее всего страдает произношение (не формируются фонетические и фонематические модели, отсутствует образец для подражания - приноровления).
Итак, слух и словесная речь самым тесным образом связаны между собой. С одной стороны, поражение слуха приводит к задержке развития словесной речи, а с другой, нормальное функционирование слуха находится в тесной зависимости от степени развития словесной речи. Принцип взаимодействия первичной и вторичной симптоматики здесь проявляется с наибольшей очевидностью. Опыт показывает, что дети с частичным нарушением слуха, несмотря на неполное восприятие звукового состава слова, опознают на слух слова по их смыслу, когда общий смысл сказанного им ясен и слова знакомы. Таким образом, при большом запасе слов они могут относительно хорошо воспринимать устную речь. Если сформировано произношение и грамматический, строй речи, неполноценный слух порой настолько хорошо используется, что окружающие совсем не замечают нарушения слуха. Дети с одинаковым состоянием слуха воспринимаются окружающими по-разному. Тот ребенок, который говорит лучше, внятнее, отличается, по мнению слушающего, лучшим слухом. Потребуется очень резкое снижение слуха, чтобы при наличии внятной устной речи его заметили окружающие. Дефект слуха усиливается в связи с ограниченным опытом его использования, и слуховое восприятие речи оказывается менее качественным, чем его объективные возможности.
Степень вторичного недостатка – нарушение произношения – зависит не только от степени снижения слуха, но и от времени возникновения первичного дефекта. Чем раньше возникает дефект, тем хуже произношение. В ходе отклоняющегося развития первичный дефект и вторичная симптоматика находятся в закономерной взаимозависимости. Не только первичный симптом создает условия для возникновения вторичной симптоматики, но и вторичная симптоматика усиливает или ослабляет первичный симптом.
При этом обратим внимание на тот факт, что чем ближе вторичный симптом к первичному, тем труднее его коррекция. Так, например, отклонения у детей в произношении находятся в большой зависимости от нарушения слуха. Их коррекция наиболее сложная. Без слуха невозможно достичь у глухих совершенно нормального выразительного произношения (эти сложности в какой-то мере снимаются при использовании звукоусиливающей аппаратуры). Развитие других сторон речи не находится в такой тесной зависимости от слуха ─ словарный запас (лексика), грамматика.
Потеря слуха в более позднем возрасте не вызывает такого своеобразия в развитии познавательной деятельности.
Уровень речевого развития детей с недостатками слуха зависит и от педагогических условий. Чем раньше ребенку будет оказана специальная помощь по коррекции слухового восприятия и речи, тем больше у него возможность использовать слух для расширения своего словарного запаса. По мере преодоления вторичных нарушений речи слабослышащий ребенок лучше пользуется в общении своим остаточным слухом. Тем самым улучшаются условия усвоения слов, расширения словаря. Возрастает и познавательная роль словесной речи, развивается речевое мышление.
Рассматривая общие закономерности своеобразия развития у детей с дефектом той или иной функции, подчеркнем, что для преодоления первичного симптома потребуется медицинское вмешательство, в то время как вторичная симптоматика у ребенка с сенсорной депривацией, как правило, корригируется педагогами.
Вторичный дефект в свою очередь вызывает отклонения третьего порядка. К ним относятся особенности познавательной деятельности, своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы и индивидуально-личностные особенности ребенка. Когда слух отсутствует или нарушения его глубоки и в связи с этим речь неразвита, у ребенка спонтанно начнут формироваться такие элементарные психические процессы, как восприятие, наглядное мышление, образная память. Однако при этом будет наблюдаться своеобразие функционирования. Логическая память, словесно-логическое мышление, воображение испытают наибольший ущерб от дефекта.
Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мыслительные операции формируются главным образом на основе восприятия и практических действий, наглядного сравнения предметов и явлений. Дети оперируют образами, а не понятиями. Отставание в развитии наглядно-образного мышления легче преодолеть, чем словесно-логического.
При значительных остатках слуха и восприятие, и память, и мышление, и воображение развиваются в более благоприятных условиях.
В связи с речевым дефектом и особенностями познавательной деятельности формируется своеобразно и эмоционально-волевая сфера. Ограничена возможность владеть интонацией, а значит, и передавать голосом эмоции и чувства. Недостаточно дифференцированы эмоции и чувства из-за незнания, отсутствия в активном словаре слов, которые обозначают эмоции и их проявления. Несформированность словесной регуляции отражается на формировании воли. Совокупность первичного и вторичного отклонений и выше описанных отклонений третьего порядка порождает своеобразие индивидуально-психологических особенностей глухого: познавательных интересов, самооценки, ценностных ориентаций и т.д. Можно констатировать в определенной степени узость познавательных интересов, неустойчивость самооценки, неадекватность уровня притязаний.
Ранее мы подчеркивали, что в процессе развития между первичным и вторичными отклонениями у детей возникают не только прямые зависимости, но и обратные: чем лучше развита речь ребенка, тем лучше он использует остатки слуха. Ребенок эффективнее опирается на остаточный слух: точнее воспринимает речь собеседника и адекватнее реагирует на смысл сказанного.
Такую же зависимость можно проследить и между отклонениями второго и третьего порядка: чем лучше развивается мышление, память, тем благоприятнее условия речевой деятельности.
Таким образом, тяжесть отклонений второго и третьего порядка зависит от:
- времени потери, нарушения слуха;
- степени поражения слухового анализатора;
- условий развития после нарушения слуха (какая семья, детский сад);
- индивидуальных особенностей ребенка (возможности преодоления) .
При нормальных (адекватных состоянию) условиях развитие ребенка с нарушением слуха с самого начала может идти по пути, близкому тому, который проходит ребенок с нормальным слухом, но и при этом в полной мере предупредить своеобразное развитие практически не удается.
Вместе с тем каждый из вторичных симптомов должен быть рассмотрен не только с негативной стороны, но и получить позитивную характеристику как проявление хоть и своеобразного, но поступательного хода развития того или иного психического процесса.
В каждом вторичном отклонении мы видим динамическое своеобразие, а не стабильный дефект. Например, слепые испытывают трудности в пространственной ориентировке, но есть средства, при помощи которых такая ориентировка становится возможной. Учет того и другого дает целостную характеристику своеобразия ориентировки в пространстве слепых.
Наличие дефектной функции вызывает компенсаторные процессы. Не имея возможности воспринимать на слух устную речь, ребенок с нарушением слуха вырабатывает особый способ ее восприятия по видимым движениям речевых органов. Самостоятельно же он компенсирует невозможность общаться на основе слов использованием жестов ─ заместителей слов-названий предметов, действий. Существуют у детей и выразительные движения во время речи. При отсутствии или нехватке словарного запаса у глухого ребенка эти движения-жесты развиваются в своеобразную речевую систему. Ребенок сам может придумать движения, которые помогают ему обозначать предметы, некоторые их действия и свойства, высказывать свои желания. Такая компенсация способствует развитию личности ребенка с нарушением слуха до начала специального обучения.
Вторичные и отклонения третьего порядка могут преодолеваться только педагогически, социально. Л. С. Выготский предвидел, что борьбу с последствиями болезни человечество выиграет скорее не биологически, не медицинским путем, а педагогически, социально.
Выше речь шла о структуре простого, несложного дефекта. Однако в наше время чаще встречается сложная патология, дети с множественными дефектами (глухота и умственная отсталость, глухота и слабовидение и др.). Усложненная структура дефекта при сохранении основных компонентов включает и новые (например, при умственной отсталости - глубже нарушения сенсорики, а также недоразвитие мыслительной деятельности).
Дальнейшая разработка проблем структуры дефекта представляет не только теоретическую, но и практическую ценность, потому что позволяет обеспечить научный подход к выбору средств коррекции. Такая коррекция должна в большей мере обеспечить дифференцированный подход в обучении детей с нарушением слуха.
?
Изобразите схематически структуру дефекта при глухоте. Сопоставьте ее со структурой дефекта при тугоухости.
Попробуйте определить структуру сложного дефекта.