Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

kniga_Ryadom_s_uchitelyami

.pdf
Скачиваний:
102
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
16.06 Mб
Скачать

Кантор Евгений Абрамович

-Я ребенок, который родился в первый послевоенный год, - рас- сказывает Е.А.Кантор. – Мой папа после окончания Румынского поли- технического университета был эвакуирован в Уфу. Мама окончила с отличием Ростовский университет по специализации «Синтетический каучук», по распределению уехала в Грозный, работала на НПЗ. Нача- лась война, и ее отправили в эвакуацию. Так она попала в Уфу. В Уфе мои родители познакомились и поженились. Я родился в 1946 году и как говорится: «Где родился, там и пригодился», всё время здесь жил и живу сейчас.

-Ваши родители имели отношение к науке? Оказало ли это влияние при выборе вашей профессии?

-Моя мама к науке отношения не имела, она была грамотным химиком, но никаких степеней и званий не имела, кроме медалей и поощрений от завода. А выбрал я эту профессию, наверное, по тому, что все вокруг было, так или иначе, связано с заводом. Раньше Уфа и Черниковск были двумя разными населенными пунктами. И Черни- ковск создавался как место поселения для тех, кто строил и работал на нефтяном заводе. Назывался он 417-ым. Понятно, что все разговоры велись об этом заводе. Естественно, когда слышишь, о чем говорят твои родители, ты начинаешь впитывать и перерабатывать. Что-то слышишь о химии, выходящее за рамки школьного курса. Наверное, это и сыграло решающую роль в том, что я поступил в Уфимский нефтяной институт.

-Ваши сыновья последовали вашему примеру?

- Сначала вроде бы и последовали, но по дороге сильно свернули. Старший сын закончил ту же специальность что и я – «Технология ос- новного органического и нефтехимического синтеза». Но когда закон- чил, получилось так, что не пошел работать на завод, а ушел в свобод- ное плавание. Младший закончил факультет автоматизации производ- ственных процессов, но тоже работает не по специальности. В итоге

51

нашел себя менеджером по продажам. Кстати, могу сказать, что я же- нился на одногруппнице, она тоже преподавала долгое время в инсти- туте на кафедре общей химии. Я закончил кафедру нефтехимии, ра- ботал там и защитил кандидатскую. Затем работал на кафедре общей химии, защитил докторскую диссертацию и, уже потом перешел на кафедру физики.

-Как у вас получается все охватывать? Вы и заведующий кафедрой, и преподаватель, и у вас множество изобретений, грантов, научных работ.

-Само собой. Понимаете в чем дело, я вам расскажу историю, когда я писал кандидатскую диссертацию, это в достаточной степени самостоятельный шаг. Бывает по-разному, бывает, что большую часть диктуют, бывает, что списываешь, бывает, что сам пишешь. Мне вот пришлось писать самому. Получается, что в этот момент начинаешь больше читать, больше думать, анализировать. И я завел тетрадь под названием «Великие мысли», туда записывал все, возникающие вопро- сы, не только относящиеся к тематике работы. А потом я куда-то эту тетрадь засунул. Невелика потеря, и я не особенно ее искал. А потом, лет через 5 – 8 тетрадь нашлась. Когда я ее пролистал, был поражен одним очень интересным обстоятельством. Получилось так, что на все вопросы, которые там были, я знаю ответ.

-Как вы относитесь к нововведениям в отрасли образова- ния (ЕГЭ, бакалавр)?

-Я как преподаватель задам вам вопрос, – что такое парадигма? Парадигма - это основа, основные понятия, положения. Если у нас раньше был строй социалистический и мы всей страной строили ком- мунизм, то сейчас у нас что? Вы можете определить? Одно вполне по- нятно, - у нас сменился базис. И это определяет очень многое в разви- тии промышленности, построении человеческих отношений и, конеч- но, не может затронуть образование.

52

Давайте вспомним. Раньше инженер был «штучным товаром». Он должен был уметь все. А сейчас уровень организации такой, что требу- ется быстрое реагирование на то, что происходит. И ошибки здесь мо- гут вызвать очень серьезные последствия. Замечательная штука: си- дит обезьянка перед монитором на котором зажигаются цифры от 1 до 10 в меняющемся порядке. И эта обезьянка нажимает от 1 до 10 каждый раз абсолютно верно! Она не ошибается! Человек сможет так? Ну, наверное, сможет, если будет тренироваться и специально гото- виться. Но вот если посадить меня, я думаю, что на 4-5 цифре я уже ошибусь. Думаю, что не сильно отличаюсь в этом плане от среднего уровня. Всё это потому, что у нас разный тип памяти: у обезьяны он быстрый. Если она что-то увидела, она может это повторить тут же. А человеку надо несколько раз увидеть, попробовать повторить. Говорят, чтобы слово стало словом человека, чтобы он мог им пользоваться, нужно, чтобы он встретился с ним 20 раз: увидел, услышал, написал. Уровень техники сейчас такой: ты сидишь у компьютера и управля- ешь процессом. Ты должен быстро принять правильное решение, для этого не надо долго думать, потому опоздаешь. Не надо бежать откры- вать какие-нибудь справочники, т.к. информационное поле настолько насыщенно и доступно, что можно быстро выяснить, что тебе нужно.

Далее, количество человек с высшим образованием выросло не- померно. И те требования, которые предъявляются выпускникам вуза, несравнимы с теми, что были раньше. Поэтому хватает 4 года, чтобы подготовить специалиста, (пусть он называется бакалавр) к тому, что- бы получить необходимое образование. И такой бакалавр может при- нимать правильные решения на своем (как правило, достаточно «уз- ком») рабочем месте. И говорить то, что тогда было хорошо, а сейчас плохо нельзя, но и нельзя говорить, что сейчас хорошо, а тогда было плохо. Поэтому моё отношение ко всему этому, я считаю, сбалансиро- ванное.

53

Ясчитаю, что ЕГЭ нужно памятник при жизни поставить. Поче- му? Потому что это инструмент, выравнивающий образовательное пространство. И по сути дела, это - востребованность того, что необхо- димо для развития всего общества. Вне зависимости, где учишься в школе, – ты должен получить качественное образование.

Раньше, пространство инженера было от Москвы до самых окра- ин. Сейчас это не так. Сейчас распределиться достаточно трудно, по- пасть на производство достаточно трудно! Поэтому вот то, что сейчас сотворено, предполагает возможность достаточно быстрого обучения нажимания на кнопки. Это заложено в ЕГЭ, заложено в том уровне образования, который сейчас выстраивают в высших учебных заве- дениях. Например, у кафедры физики нет задачи подготовить физи- ков, у нас есть задача подготовить ребят, которые смогли бы потом на базе тех физических знаний или знаний о физике построить свою карьеру, связанную с разработкой нефтяных месторождений или с бу- рением, с тем, чтобы протащить трубопровод под рекой. Потому, что рядом, совсем рядом (подчеркиваю это) есть физик классический. Есть университеты, которые решают задачи по их образованию и вос- питанию.

Если ты закончил бакалавриат, то можешь уже идти зарабаты- вать деньги. Но ты можешь и продолжить образование, поступить в магистратуру. Потом в аспирантуру. Получишь еще более ориентиро- ванное образование по какой-то специальности, специализации. Ста- нешь ученым, будешь создавать новую технику и технологии. Кроме того, после бакалавриата, можешь кардинально изменить свой жиз- ненный путь, вплоть до того, что выйти на сцену, начать петь, рисо- вать, танцевать, писать романы.

Яне считаю, что такая организация образования неправильна, я считаю, что это то, что сформировано временем, то, что довольно не- плохо проверено на западе. И почему бы нам по этому пути не идти? Если мы не хотим оставаться с «сырьевым придатком». Хотя и это то-

54

же звучит гордо, поскольку без нас многие существовать если и смо- гут, то с большими трудностями. Давайте развиваться, строить новые производства, новые трубопроводы, глубже нефть перерабатывать. Создавать новые направления в науке и внедрять их.

Более узкая специализация - не оглупление, а то, что создалось само собой. У всех ребят появляются широкие возможности. Химия дается тебе лучше, нравиться, пожалуйста, «химич»! Есть же возмож- ность залезть в интернет, взять книжку, в конце концов, пойти в ка- кой-то химический кружок и заниматься в своё удовольствие.

-Вы начинали с химии, а как пришли к физике?

-Ну, так получилось. Тогда было мало докторов наук, ну а требо- вания в вузах, таково, что как правило, заведующий кафедрой - это «докторская должность». Почти как в армии, командир полка - это полковник, командир дивизии это уже генерал. Когда я работал над кандидатской и докторской, как говорят, - «в область моих интересов» попала и квантовая химия, которая в свою очередь относится и к фи-

зике. Знающие люди считают, что вообще химию и физику, матема- тику поделили люди только потому, что один пожелал быть зав.кафедрой здесь, а другой захотел быть зав.кафедрой там. Все это наука о материи, деление это достаточно условно. (Наверно, не надо было и говорить о том, что это шутка).

И когда здесь (у нас в УНИ) получилось так, что нужен был заве- дующий кафедрой физики, меня пригласил Спивак Александр Ивано- вич и предложил должность завкафедрой. Я спросил: «А что лучше не нашлосьКак-то он тогда посмотрел на меня, не очень одобрительно. А потом вызвал меня, примерно, через месяц, и говорит: «Я назначил тебя заведующим кафедрой по приказу!». Я ему сказал, что уже заве- дующий кафедрой. Он сильно удивился и даже почти обиделся. В то время в институте докторов было совсем немного, каждый был на сче- ту. Видимо, он подумал, что я сбежал в какой-то другой ВУЗ. А полу- чилось просто так, что заведовавший в то время кафедрой общей хи-

55

мии профессор Рахманкулов Дилюс Лутфуллич ушёл в отпуск, а на время отпуска назначил меня исполняющим обязанности. И целый ме- сяц я заведовал двумя кафедрами: физики и химии. Вот так я и попал сюда, на кафедру физики. Вот уже большую часть своей сознательной жизни, т.е. жизни где я немножко соображаю, 26 лет заведую этой кафедрой. И годы эти пролетели как один день.

-А какое у вас хобби? Или, может быть, спортом занима- лись? Или привычки какие-нибудь?

-В школьные и студенческие годы я играл в волейбол. Понятно, что с моим ростом в профессиональном спорте делать нечего, это было на уровне любительства, не более. Но разряд у меня был еще со школы. Даже еще в школе я играл за институтскую какую-то сильно юноше- скую команду. А потом, когда поступил играл за студентов, а потом и за сотрудников технологического факультета. В прошлом году меня поздравляли с днем рождения на совете УГНТУ. И тогда вспомнил, и сказал, что в этом здании мне впервые похлопали почти 50 лет назад, когда я школьником играл здесь, и мы что-то выиграли. Также мне очень нравится водить машину. Я сел за руль достаточно поздно. Это был 1980-й год, то есть за рулем я уже 33 года. И самое любимое, что у меня есть в этом плане это рыбалка.

-Какой постоянный вопрос вас волнует, постоянно внутри вас? Вы себе такой вопрос задаете?

-Я долго думал, что же является основой, первопричиной? И пришел к не очень приятному выводу, что основной закон, который вершит нами - это принцип Ле-Шателье. По сути дела он сформулиро- ван так: – любая система пытается перестроиться таким образом, что- бы уменьшить на себя внешнее воздействие. А это не что иное, как стремление к минимуму энергии. Если смотреть с позиции человека, то первой причиной является страх: вот ты ешь, заводишь семью, об- рабатываешь землю потому что надо выжить. Образуются популяции для того чтобы выжить. Все войны происходят, потому что одни объе-

56

динились, против других, допустим, по принципу одинаковой нацио- нальности или религии. Это всё определяет то, что ты выживешь, и будешь развиваться дальше. А культура и искусство в определенной степени наносное, та надстройка, которая есть в тебе и в обществе, для того, чтобы это всё не превратилось в совершенно звероподобное. Потому что, если это так, оно не выживет. Сложно, сформулировать эту основу, а когда начинаешь анализировать свои поступки, поступ- ки окружающих, то во многом этот верхний лоск срывается, а остает- ся то, что внутри. Но это - жизненные принципы и законы природы.

-За что человек может отдать жизнь?

-За страх, поэтому мать идет за ребенка, отец за семью. Страх - это любовь.

-А путешествовать вы любите?

-Абсолютно нет. У меня была возможность путешествовать, ко- гда её еще почти не было. Я начал ездить за границу на научные кон- ференции. По тем временам это считалось таким невероятным. Необ- ходимо было пройти партком, потом райком, потом нужно было, чтоб тебя пригласили на конференцию. В конце 70х годов я был в Болга- рии, Чехословакии, Югославии, но мне за границей не комфортно.

-При выборе среди такого огромного количества профес- сий, которые представлены в техническом направлении в сред- нем специальном или высшем профессиональном образовании, как быть человеку? Достаточно ли знать математику, физику и русский язык?

-Я уже говорил, что очень большое значение имеет среда. Но, конечно, не только она, ведь может кто-то стал бы гениальным хирур- гом, а стал посредственным трубопроводчиком или наоборот. Здесь нет определенного рецепта. Это и определяет стабильность общества.

Увсех есть возможность рисовать, танцевать, бегать прыгать, делать что угодно. И если это срастется в плане таланта, работоспособности, условий то у тебя есть шанс стать если не гением не нобелевским лау-

57

реатом, то, по крайней мере, вполне успешным, состоявшимся спе- циалистом.

-Возможны ли такие тесты, которые бы заранее определя- ли на разных этапах развития человека его возможности, зало- женные природой.

-Всяких тестов много. Я как-то прошел один тест. Оказалось, что первое место у меня - ученый, а второе - военный. Ну, какой я воен- ный? И какой я ученый? Понимаете, если считать, что жизнь предо- пределена, то можно считать, и то, что есть очень много шансов, что это предопределенность развалится. Конкретный человек существует в конкретных условиях. Которые на него влияют. Например, условия жизни лучше, или же зарплата больше. Или более интересную работу предложили. Почему не попробовать? Ну а тесты тестами. Это воз- можность показать, что ты соответствуешь требуемым показателям.

-Если бы сейчас была такая возможность, изменить про- фессию, кем бы вы хотели стать?

-Прежде всего, надо поставить вопрос правильно. С какого мо- мента начать? Оставить мне свою голову и сделать меня на 30 лет мо- ложе? Я очень этого хочу. Может многое, сделал бы по-другому. А если мне оставить ту голову, которая была там. Я же в конкретных услови- ях жил. И вряд ли что-то сильно можно было бы изменить. Может в каких-то минимальных вещах что-то бы поменялось, в этот момент я поймал бы не щуку, а окуня, например. Мне представляется что во- прос немного не корректен. Другое дело - что я хочу. Но я хочу и это, и это, и это и еще много чего.

-Но все-таки, что вы упустили с вашей точки зрения?

-Честно говоря, я считаю, что много упустил. Если в профессио- нальном плане, то, я думаю, что из меня получился бы неплохой кон- структор. Может быть, лучше, чем химик. А то, что я упустил точно, так это то, что не владею языком на таком уровне, что бы можно бы- ло свободно общаться. Если бы владел языком, я бы даже на этом

58

месте много решений принял таких, которые полезны были бы не только мне, они полезны были бы всем. Как-то ехал с индусом, кото- рый у нас лекции читал. Конечно мы поговорили, но уровень разгово- ра сами понимаете. У меня нет такой подготовки, чтобы я мог раз- говаривать профессионально. Вот это, я считаю, существенно, по крайней мере, для моей жизни, для моей карьеры.

-Что для вас значит слово «мечта»? Какая мечта была у вас

встуденческие годы, сбылась ли она?

-Понимаете, мечта очень простая, чтобы было хорошо. Возьмем ту же рыбалку. Если бы не было мечты о том, что ты сейчас вытащишь рыбу, не было бы и рыбалки. Нужна была бы рыба - пошел бы в мага- зин. А такой вот мечты, о которой как я понимаю, вы спрашиваете, сверхмечты, мегамечты, к сожалению, в общем нет. Честно сказать, у меня никогда не было даже такой мечты как защитить докторскую диссертацию, стать профессором, занять это кресло и так далееВсе само собой.

-Часто можно видеть студента, огорченного тем, что он се- годня, например, получил двойку или на свидание не пришел че- ловек. В любом случае можно видеть девушку или парня, кото- рый огорчен. Обычно в таких случаях говорят, что еще не рас- ставлены приоритеты. Например, ребенка можно огорчить тем, что ему не дали конфету, а взрослого уже нет. То есть, у каждо- го возраста есть такой период, когда человек учится обращаться

стакими моментами. Как вы думаете, что можно посоветовать студенту, когда он находится в безвыходной с его точки зрения ситуации? Как расставить ему приоритеты, что он должен де- лать?

-Моя внучка поступила три года назад в MIT (Масачусетсский институт технологий), одна из России. После первого года она приеха- ла, мы пошли с ней пообедать в ресторан, и она мне рассказывает, что учиться там совсем не просто. Европейцы и американцы снимают

59

стресс, различными способами. Но туда поступает очень много азиа- тов. А у них не считается зазорным покончить жизнь самоубийством. Их религия построена таким образом, что ты себя не убиваешь, ты на- чинаешь новую жизнь в виде бабочки, червячка или еще кого-то.… У нас же самоубийц, если помните, хоронили за забором кладбища. В том же университете есть специальная служба по предотвращению суицидов. Поэтому, кто как для себя считает, пришел этот край или не пришел. Опять же время, положение, окружение - это все вещи, кото- рые настолько взаимосвязаны, что мы иногда не отдаем себе в этом отсчета. Я был как-то на Кубе, меня отправили в составе делегации Минвуза. Нас встречал замминистра Кубы. И, естественно, кормили, возили, показывали, рассказывали... И там есть такой класс женщин - сов. Кубинки, как их называли тогда. Это наши советские, по тем временам, девочки, которые учились с кубинцами, вышли за них за- муж и уехали туда. И как бы то ни было, эти ребята все выросли. Они стали министрами, заместителями министров, заведующими кафед- рами. Достаточно высокий уровень, поскольку их подготовка в целом была выше. Плюс еще Россия помогала довольно сильно (Советский союз). Но у них все время, несмотря на довольно высокий уровень жизни, в глазах, как мне казалось, есть какой-то страх. Потому что, если семья распадется, а такое тоже возможно, то она остается один на один со множеством вопросов. И окружение не то, что в родном го- роде.

Могу предположить, и это уже из моего жизненного опыта, что то что сегодня кажется самым главным, потеряет свою ценность и остро- ту по прошествии какого-то времени. И может даже потом вызвать улыбку и вполне приятные воспоминания. Знаю многих наших выпу- скников, которые радостно сообщают, – а помните, Вы мне двойку по- ставили?! И даже говорят: «Спасибо Вам! Полученные знания мне по- могли!». Проблемы с учебой, на мой взгляд, решаются просто учиться

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]