Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

kniga_Ryadom_s_uchitelyami

.pdf
Скачиваний:
102
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
16.06 Mб
Скачать

Интервью к 50-летию работы в университете, 2007 г.

-Фрид Шарифович, расскажите, как вы выбрали свой жизнен- ный путь?

-Начну, пожалуй, с того, что родом я из города Бирска. Мой отец был преподавателем татарского языка в техникуме, какую-то роль сыграл для меня его пример. Среднюю школу я окончил с аттестатом отлич- ника, очень любил рисование, математику и физику. Учитель по рисо- ванию говорил, что мне необходимо поступать в архитектурный ин- ститут. И вот 1 сентября 1944 г. еду в Москву сдавать вступительные экзамены, с собой у меня было немного денег и рейсовая карточка. Мне дали задание за 3 дня нарисовать голову Давида. Но, к сожале- нию, преподаватели посмотрели на мой рисунок и сказали, что не уч- тена перспектива, поставили тройку и отказали в приеме. Ребята, ко- торые сдавали экзамены вместе со мной, посоветовали поступить в Торфяной институт, находящийся совсем недалеко от архитектурного, куда, посмотрев мой аттестат, меня сразу же приняли. Именно там встретил свою будущую жену Евгению Саясову. В институте учился хорошо и закончил с отличием. Затем нас с Женей распределили на Украину, так как мы по специальности оба инженеры-строители. Я занимался строительством дорог и мостов, а она домов. Как-то в управлении СМУ увидел объявление о приеме в Ленинградский всесо- юзный научно - исследовательский институт им. Веденеева. Отправил туда реферат, мне пришел ответ, что нужно приехать сдать вступи- тельные экзамены. В Ленинград отправился с женой и дочерью. Там учился, работал и защитил кандидатскую, занимался проектировани- ем Бухтарминской ГЭС. Из-за болезни дочки мы вернулись в Башки- рию, но не в г. Бирск, а уже в Уфу, где меня приняли старшим препо- давателем в УНИ. И вот уже более 50 лет я здесь.

131

-Ваши дети пошли по вашим стопам?

-У меня трое детей, и по моим стопам пошла лишь Дина, она окончи- ла строительный факультет нашего университета. Старшая дочь Эмма работает врачом и живет сейчас в Москве. Ну, а что касается моего младшего сына Владимира, его, к сожалению, больше с нами нет. Смерть сына сломила наше с женой здоровье. От сильного горя я за- болел сахарным диабетом, а жена перестала говорить, лежала без движения, 8 лет мы с дочками ухаживали за ней. После ее смерти, единственной отрадой для меня был университет, в котором я прора- ботал до 74 лет, и это меня поддерживало.

-Есть ли студенты, которыми вы гордитесь и по сей день?

-Представьте, сколько на моих глазах сменилось поколений за 50 лет работы в университете. Несмотря на это многие из них помнят меня и сейчас, я очень горжусь ими. В годы моей работы заведующим кафед- рой 14 человек окончило аспирантуру. Особенно хочется отметить, что моими учениками были А. М. Шаммазов (ректор УГНТУ), С. М. Сул- танмагомедов (декан ФТТ), также президент РБ М. Г. Рахимов и много других видных деятелей различных областей.

-Кстати, как они учились?

-Айрат Мингазович всегда учился хорошо. Встретив его на старших курсах, я узнал, что он поступил в аспирантуру, чему сильно обрадо- вался. Султанмагомедов был очень способным учеником. На 5 курсе я порекомендовал его на нашу кафедру и не ошибся, благодаря своим знаниям и усердию он многого добился и сейчас уже является деканом факультета, на котором сам учился когда-то. Муртаза Губайдуллович учился на заочном отделении, т.к. в то время работал на производстве, но несмотря на это учился он успешно.

-Вы отметили, что на ваших глазах сменились многие поколе- ния, как вы оцениваете нынешнюю молодежь?

-Могу сразу сказать, что молодежь я люблю, не важно 80-90-х гг. она или, как сейчас принято выражаться, молодежь поколения next. Хотя

132

я вырос в Советском Союзе и работал при коммунистах и считаю их очень хорошими людьми, честными и ответственными, но все же сей- час молодежь другая. Нет, она не плохая, просто теперь строят капи- тализм, в котором главное денежные отношения, увеличение своего богатства. А ведь молодые люди только начинают вступать во взрос- лую жизнь, начинают работать. Нужно держать их в руках и дать по- нять, что не взятка, не деньги, не оценка главное, а знания. Когда я преподавал в университете, то воспитывал в студентах именно это чувство. Ведь, прежде всего, от воспитателя, преподавателя зависит, каким молодой человек войдет во взрослый мир.

-Наверное, в юности вы ставили перед собой какие-то цели, совпадают ли они с результатами, которых вы достигли?

-В юности я мечтал получить образование, ученую степень, хотел уважения и всегда делать людям только добро и, думаю, всего этого добился. Больше всего ценю проделанную мной работу, для человека ведь главное в жизни любимое дело. Я горжусь тем, что всю мою жизнь занимался действительно тем, что мне было по душе.

-Какой промежуток жизни для вас был самым интересным?

-Думаю, самый интересный промежуток жизни это работа в Ленин- градском всесоюзном научно-исследовательском институте им. Веде- неева. В то время я занимался проектированием и строительством Павловской ГЭС и Бухтарминской ГЭС на р. Иртыш. Но с гордостью могу сказать, что я очень счастливый человек, несмотря на все невзго- ды и трудности, которые встречались на моем пути.

-Что бы вы посоветовали нашим студентам?

-Серьезного отношения к учебе, ведь от этого зависит, как человек будет работать на производстве и приносить тем самым пользу обще- ству. Ну, а в личной жизни я посоветую ребятам никогда не перехо- дить на рыночные отношения.

133

Памяти профессора Фрида Шариповича Юсупова

Зав. кафедрой «Прикладная экология» Г.Г. Ягафарова

Это был человек высокой культуры, открытый. Крупный ученый, грамотный специалист, замечательный друг, верный соратник, ду- шевный собеседник. Доброжелательный и в то же время требователь- ный к себе и окружающим, принципиальный.

Профессионал, виртуоз своего дела, он преподавал самую слож- ную техническую дисциплину - «Сопротивление материалов». Студен- ты шутят: «Сдал сопромат - можно жениться». Фрид Шарипович был с этой наукой на «ты», уважал ее постулаты и умел доходчиво и обстоя- тельно преподнести ее своим студентам.

Вспоминая Фрида Шариповича, я говорю немеркнущие слова русского классика А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрас- но: и душа, и мысли, и лицо, и одежда». Он был очень красивым че- ловеком и лицом, и душой. Красота была внутренней, всеобъемлющей, притягательной. Сотрудницы и студентки, встречаясь с ним в коридо- рах университета, оборачивались вслед, чтобы запомнить его, про- длить миг восхищения.

Он казался баловнем судьбы: он не был обделен умом, творче- ским ростом, вниманием окружающих его людей. И только самые близкие люди знали, какие жизненные испытания ему приходилось преодолевать. Как непросто было доказывать каждодневным мучи- тельным трудом свою состоятельность ученого, бороться, не теряя самообладания, за хрупкие жизни своих самых близких людей, жить, когда просто не было на это сил.

Таким он живет в нашей памяти. Скромный, учтивый, достой- ный уважения и почтения. Человек, который оставил заметный след в науке, образовании, жизни.

134

Учитель

(Из Воспоминания Жданова Р.А.)

С Фридом Шарифовичем Юсуповым я познакомился 1 сентября 1960 года. Это был первый день моей студенческой жизни в Уфим- ском нефтяном институте. В тот день был организован общий сбор всех юношей и девушек, принятых в институт, в том числе и нас, за- численных на нефтемеханический факультет.

Беседу с нами проводил декан факультета Юсупов Фрид Шари- фович. Он предстал перед нами моложавым, элегантно одетым, дос- тойно держащим себя перед аудиторией человеком.

Разговор, конечно же, шел о том, на что и как нас будут учить, чего от нас ожидает деканат, об основных чертах студенческой жизни

внефтяном и о многом другом. Вопросов к нему было немало. Ведь в аудитории сидели не одни вчерашние школьники, а в основном моло- дые ребята, послужившие по 2-3 года в рядах Советской Армии, нара- ботавшие по несколько лет трудового стажа, даже несколько офице- ров, вышедшие по разным причинам в отставку.

Абуквально через несколько дней нас собрали еще раз, правда, не всех, а членов и кандидатов в члены КПСС. Таких на потоке из бо- лее 100 человек оказалось немного-немало 16 человек. С нами разго- вор вели декан факультета Фрид Шарифович Юсупов и секретарь партбюро Иван Павлович Ткаченко. Разговор был серьезный. Перво- курсникам предстояло в сентябре месяце участвовать в уборке урожая

вразных районах республики, в строительстве главного корпуса ин- ститута, в оказании помощи строителям завода синтетического спир- та.

Всловах и декана, и парторга четко чувствовалась надежда на нас, на то, что мы сумеем организовать своих сокурсников на выпол- нение задач, поставленных перед намиНа этом собрании были на- значены старосты групп, избраны парторги групп.

135

Вот так началась наша институтская жизнь, учеба-работа под деканством Фрида Шарифовича. Какой она сегодня нам вспоминает- ся? Прежде всего такой, что за дела на факультете, за общее состояние учебных дел переживали все почти одинаково: и преподаватели, и студенты. Мы и жили все одним коллективом. Регулярные партийные, комсомольские собрания, общие праздничные торжества и вечера от- дыха, концерты и смотры художественной самодеятельностиВсе это сплачивало нас в единый коллектив.

Мы всегда чувствовали постоянное внимание декана, наших преподавателей к нам, неподдельный их интерес к нашим учебным делам, личной жизни. Мы все были молоды. Самым старшим из наших преподавателей было не более 40-45 лет. Нашему декану было чуть бо- лее 30 лет.

Фрид Шарифович оставил деканство в 1962 году. За два года учебы под его руководством мы прониклись к нему таким уважением, что все до единого заявили против его освобождения. Группами ходи- ли в партбюро к директору института. Но

После окончания института я был оставлен на работу на кафедре «Сооружение трубопроводов». Фрид Шарифович в тот период работал еще и заведующим кафедрой «Сопротивление материалов и строи- тельная механика». Мы трудились в одном факультетском коллективе. И, естественно, встречались часто. Каким я узнал его за годы совмест- ной работы в нашем нефтяном институте?

Целеустремленным, настойчивым. И в преподавательской работе, и в административной деятельности добивался достижения конечной цели в любом вопросе. Принципиальным, справедливо строгим пре- жде всего к себе и к тем, кто под его руководством учились, работали. Добропорядочным, незлопамятным, уважительным к студентам, кол- легам.

136

Как говорили и говорят коллеги, он был преподавателем от бога. К слову сказать, многократно в институте был признан лучшим лекто- ром.

Учитель - тот, кто преподает какой-либо предмет в школе, кто наставляет, поучает, кто является высоким авторитетом для другого в какой-либо области.

Фрид Шарифович для меня, я уверен для многих-многих других был Учителем жизни. Я, к сожалению, его лекций не слушал. Экзамены ему не сдавал. Но более 40 лет мне посчастливилось трудиться с ним в одном коллективе, беря с него пример, советуясь с ним, прислушива- ясь к его советам, замечаниям, учась жизни на его примере.

Д.Х. Имаев, профессор кафедры автоматики и процессов управления ЛЭТИ, Г.К. Аязян, профессор кафедры автоматиза- ции технологических процессов и производств УГНТУ - студенты потока НМ-58

Фрида Шарифовича Юсупова, с которым встретились более 50 лет назад, будучи студентами третьего курса нефтемеханического фа- культета Уфимского нефтяного института, мы вспоминаем часто. Юсупов Ф. Ш. читал нам лекции по дисциплине «Строительная меха- ника», заведовал кафедрой и был деканом факультета.

Для нас Фрид Шарипович остается образцом Учителя и Человека. Красивый, элегантный, неизменно доброжелательный и предупреди- тельный, Фрид Шарифович был доступен и прост в общении со сту- дентами.

Нам посчастливилось заниматься под руководством Фрида Ша- рифовича в рамках Студенческого научного общества. Вспоминается такой случай. Какая-то проектная организация передала кафедре ана- логовое моделирующее устройство, если не ошибаемся, для расчета сложных статически неопределимых конструкций. Сейчас это трудно представить, но эти «компьютеры» представляли собой огромные

137

шкафы на всю стену лаборатории. Машина была крайне изношенная

замучили плохие контакты в разъемах. Вспоминали шутку старых электриков о том, что в электротехнике имеются только два вида не- исправностей нет контакта, где он должен быть, и есть контакт там, где его быть не должно. Тогда Фрид Шарифович предложил про- паять разъемы, что мы и сделали. Машина заработалаФрид Шари- фович не скрывал радости. Выполнили проектные расчеты по заказу промышленности и даже получили какие-то деньги. Вместе с тем ра- дость от результатов работы была все-таки большей. В процессе рабо- ты мы «спаяли» действующий макет небольшой моделирующей уста- новки и даже демонстрировали ее на выставке в Уфе. И в одной из га- зет (сейчас уже трудно вспомнить какой) появилась статья (небольшая заметка с нашими фото) об этом событии, конечно это было сделано с подачи Фрида Шарифовича. Обычно мы работали вечерами (в то вре- мя занятия проводились в одну смену) и Фрид Шарифович много нам рассказывал о своей работе в проектном институте в г. Ленинграде, о работе над проектом Братской ГЭС. Сожалел, что из-за ленинградско- го климата был вынужден переехать в Уфу. Уже позже он всегда с удовольствием приходил на традиционные (каждые 5 лет) встречи с выпускниками НМ-58.

И до сих пор мы, старые студенты, воспитанные педагогами той формации, чрезвычайно высоко ценим удовлетворение от самой твор- ческой работы, хотя результаты там довольно редки. Наши учителя преподаватели Уфимского нефтяного института незабвенный Фрид Шарифович и его коллеги, были образцами служения своему делу. И мы в своей жизни, выбрав профессию вузовского преподавателя, ста- рались по мере наших способностей и сил следовать им.

138

Студент НМ-58-3 Костин В.И.

Всегда храню в своей памяти этого замечательного и красивого Человека, который являясь Деканом нашего факультета, был отцом и старшим братом для каждого студента. И понимание этого с годами только крепло и светлело в памяти. Многие из нас, даже не всегда осознавая, успешно окончили институт во многом благодаря высоким человеческим качествам и благородству Фрид Шарифовича.

Прекрасно помню первую встречу с ним, которая стала судьбо- носной для меня и моего друга Коли Чурикова. Так уж получилось, что в силу жизненных обстоятельств мы приехали сдавать документы на поступление в наш институт в последний день работы приемной ко- миссии, где нам объявили, что прием документов закончен. Обеску- раженные мы вышли и безмолвно стояли в коридоре. Вдруг к нам подходит статный мужчина и спрашивает, что за знаки висят у нас на груди. Объясняем грустно это награды чемпионам Башкирии по футболу. Пытливо и с участием допытывается он о причинах нашей грусти и, взяв обоих под руки, без объяснений повел нас, упирающися бычков, в приемную комиссию, где красочно объяснил причины на- шего опоздания и убедительно настоял на приеме документов. При этом оказалось, что у нас ещё и неправильно оформлены медицинские справки. Наш спаситель заверил комиссию, что нужные справки мы принесем через несколько часов. Нас же он проинструктировал и на- правил в ближайшую поликлинику, где мы прошли дополнительное обследование, получили и сдали в приемную комиссию справки, оформленные по установленной форме. И только после этого мы выяс- нили кто же наш благодетель. А был это, конечно, Он - Фрид Шарифо- вич.

139

Яблонский Всеволод Сергеевич

Основатель уфимской научной шко- лы трубопроводного транспорта.

7 ноября 1901 года в Оренбурге в семье подпоручика Белебеевского баталь- она Яблонского родился сын, которого на- звали Всеволодом. Вскоре военная судьба забросила семью Яблонских в Нижний Новгород, где Всеволод поступает и в 1919 году заканчивает нижегородское ре- альное училище. Поскольку отец погиб на фронте первой мировой войны в 1915 г., то семья из трех человек (мать, сестра и

Всеволод) осталась фактически без средств к существованию и пере- бивалась случайными заработками. Знание иностранных языков в то время не гарантировало достойной жизни, а офицерское происхожде- ние являлось "черным" пятном в биографии молодых Яблонских. Все это вместе взятое предопределило раннюю самостоятельность Всево- лода и после окончания училища (1919 г.) он добровольцем вступил в Красную Армию и более пяти лет прослужил на различных админист- ративно-хозяйственных должностях на Восточном фронте, в Самаре, Твери и Москве. Последнее место службы Первая высшая школа красных военных летчиков. Будучи еще военным, B.C. Яблонский по- ступил в 1922 г. в 1-й Московский государственный университет на физико-математический факультет по специальности "Аэрогидроди- намика". В декабре 1928 года Яблонский B.C. успешно защитил ква- лификационную работу на тему "О передаче тепла при ламинарном движении подогретой вязкой жидкости" под руководством профессо- ра Л.С. Лейбензона.

После окончания гражданской войны мать с сестрой перебрались в Петроград, где прожили до 1942 года. В этом году они были эвакуи-

140

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]