Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Референдум СССР.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
115.2 Кб
Скачать

5.3. Агитация

Из московских газет наиболее активно предстоящий референдум обсуждался в двух – "Московской правде" и "Курантах". Эти газеты заняли противоположные позиции.

"Московская правда" четко следовала линии своего учредителя – Московского горкома КПСС, который твердо стоял за "сохранение обновленного Союза". 21 февраля газета опубликовала постановление объединенного пленума горкома и Контрольной комиссии городской партийной организации "О задачах городской партийной организации в связи с подготовкой и проведением референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик". Постановление открывал следующий абзац:

"Общественный кризис в стране достиг опасной черты, за которой возможны разрушительные социальные потрясения. На политической арене уже определились и действуют силы, поставившие целью изменить общественный строй в стране, устранить от власти сторонников социалистического выбора, придать идущим преобразованиям антисоциалистический, антинародный характер."

Далее в постановлении говорилось: "... Коммунисты столицы исходят из того, что сохранение обновленного Союза ССР отвечает жизненным интересам трудящихся и жителей города".

На протяжении месяца перед референдумом почти в каждом номере газеты публиковались материалы, призывающие избирателей ответить "ДА" на вопрос союзного референдума, а коммунистов – "помочь людям 17 марта сделать единственно правильный выбор". Заголовки говорили сами за себя: "Союзу – "да"!", "Держава нужна каждому", "Голосую за Союз!", "Союзу – быть!", "Обновленному Союзу – быть!", "Распад ведет к хаосу".

Публиковались пространные статьи докторов философских и юридических наук, интервью с руководителями горкома КПСС. Читателям внушалась мысль, что распад СССР приведет к резкому падению уровня жизни, а Москва потеряет статус мировой столицы и будет обречена на прозябание.

Газета помещала многочисленные обращения с призывом голосовать за Союз – участников консультативной встречи Общественно-политического совета "Гражданское согласие" (не уточняя, кто входит в этот совет), группы депутатов Моссовета "Москва", коммунистов завода "Электросвет", партийного актива Тушинского машиностроительного завода, членов главного штаба Всесоюзного юнармейского движения, партийно-хозяйственного актива Кировского района, объединенного пленума Всесоюзной, Российской и Московской ассоциаций жертв незаконных политических репрессий, ветеранов физической культуры и спорта, деятелей искусства и др.

Та же позиция высказывалась и в письмах читателей и экспресс–опросах. Лишь изредка высказывалось недовольство формулировкой вопроса.

В отличие от союзного референдума, по вопросам референдума РСФСР и московского опроса коммунисты столицы не выработали единую позицию. Тем не менее в большинстве публикаций выражалось негативное отношение к этим вопросам. Высказывалась мысль, что российский референдум – средство отвлечения от "самого важного сейчас вопроса". Более определенно сформулировала свое отношение к этим вопросам профессор Н.А. Михалева: "Референдум РСФСР – за диктатуру республиканского президента, озабоченного идеей дефедерализации и захвата безграничной власти; московский референдум – высвечивает позицию блока "Демократическая Россия" на развал Советов, т.е. десоветизацию и замену их единоличной властью мэра".

Московская федерация профсоюзов и группа депутатов Моссовета "Независимые" призвали избирателей ответить "да" на все три вопроса; эти обращения также были опубликованы в "Московской правде".

В конце февраля экстренный пленум совета представителей движения "Демократическая Россия" высказал свое отношение к вопросам союзного и российского референдумов. 27 февраля газета "Куранты" поместила решение "Демократической России" крупными буквами на первой странице: "ДА – на вопрос России, НЕТ – на вопрос Центра".

Начиная с 1 марта "Куранты" регулярно публиковали "письма о референдуме" своих читателей. Авторы всех опубликованных писем высказывались против ответа "да" на вопрос союзного референдума. Большинство призывало ответить на этот вопрос "нет", меньшинство предлагало вычеркивать оба ответа, уносить бюллетени или вообще не ходить на референдум. Ниже приводятся наиболее характерные аргументы:

"Надо четко и ясно представлять главное: за какой Союз ССР мы должны голосовать? Если за тот, в котором мы сейчас живем, то я и мои товарищи проголосуем ПРОТИВ!" (М. Артеменко, 1 марта).

"В душе я за крепкий, единый Союз, но 17 марта буду голосовать против, чтобы не дать Горбачеву и его команде кредит доверия на все его непредсказуемые действия, которые он, конечно, будет осуществлять от имени народа, прикрываясь результатами референдума" (В. Новиков, 1 марта).

"Вам предлагают голосовать за Союз. Но решать, каким будет этот Союз – не вам, а президентскому окружению" (А.С. Желудков, депутат Моссовета, 1 марта).

"Нам предлагают голосовать за сохранение того, что еще не существует... Нас снова призывают голосовать за "светлое будущее", конечно же социалистическое, разумеется с коммунистической перспективой. Типично большевистский капкан с приманкой!" (Е. Тихомиров, 12 марта).

"Я – за Союз. Но не за тот, который пытается навязать нам Президент, где за подкрашенным фасадом скрывается тоталитарное государство" (А. Панкратов, 16 марта).

"Подлинная суть вопроса звучит следующим образом: "Хотите ли вы, чтобы КПСС и дальше сидела на шее народа?" (В.А. Иванов, депутат Москворецкого районного Совета, 8 марта).

"Если о результатах референдума так хлопочут партийные деятели, то никаких сомнений в том, кому это выгодно, не может быть" (В.А. Максимов, депутат Моссовета, 8 марта).

"Мы против такого Союза, который имеется сейчас, а обновленный может быть создан после того, как уйдет в прошлое административно-партийная государственная машина" (В. Фролов, сопредседатель объединенной организации РПР–СДПР Черемушкинского района Москвы, 1 марта).

"Чтобы создать здоровый Союз, необходимо сперва распустить империю, которая называет себя СССР" (А. Березовский, 12 марта).

"Итак, "нет" на референдуме означает "нет – Центру, да – союзу независимых республик". "Да" на референдуме не означает вообще ничего. Это "да" не заставит войти в союз тех, кто этого не хочет (Грузия, Прибалтика), но дает Центру простор для новых игр, комбинаций, демагогии" (Л.А. Радзиховский, 15 марта).

По поводу российского референдума и московского опроса писем было меньше, но в них высказывалось только одно мнение – за введение постов президента и мэра.

12 марта "Куранты" опубликовали репортаж о митинге демократов, проходившем 10 марта на Манежной площади. В этом репортаже приведен фрагмент из выступления Г.Х. Попова (который за несколько дней до этого высказался по телевидению за вычеркивание обоих ответов на союзном референдуме). Вот что сказал, в частности, на митинге председатель Моссовета: "Мы должны однозначно понять – не о Союзе ССР стоит вопрос на референдуме. С Союзом уже все ясно. Вопрос стоит о нынешних руководителях и об их политике. Не надо заблуждаться – 17 марта нам предстоит ответить на вопрос: доверяем мы или нет нынешним руководителям страны? Главное – не допустить незаполненных бюллетеней и ни в коем случае не игнорировать референдум. Мы должны явиться на участки и сообщить свою волю".

13 марта в "Курантах" было опубликовано выступление Б.Н. Ельцина на собрании демократической общественности в московском Доме кино 9 марта. Председатель Верховного Совета РСФСР, в частности, сказал:

"Нас обвиняют в развале Союза. Кто развалил Союз? Кто оттолкнул семь республик? Демократы? Российский парламент? Его руководство? Российское правительство?

Эти республики вытолкнул из Союза Президент со своей политикой.

Нам не нужен Союз в таком виде, в каком он существует сейчас. Нам не нужен такой Центр – огромный, бюрократический... Мы должны от этого избавиться...

Сегодня напечатан проект Союзного договора... Со стороны России руководитель рабочей группы не подписал... Я был на Совете Федерации шестнадцатого числа и сказал, что категорически против того, чтобы публиковали этот документ. У нас, у России, свой путь обсуждения этого документа... Документ опять стараются нам навязать сверху.

Какой Союз мы видим, под тем только документом мы и сможем подписаться...

На сегодня у нас к проекту договора имеется несколько десятков серьезнейших замечаний..."