Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Братусь. Ответственность и защита .docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
64.74 Кб
Скачать

Нормативность права и санкция правовой нормы

О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский: обязательными, необходимыми составными элементами правовой нормы являются только гипотеза и диспозиция. Хотя всякая норма права обеспечивается мерами государственного принуждения, но отсюдане следует, что эти меры должны быть воплощены в санкции самой нормы. Есть нормы, не имеющие собственной санкции, но охраняемые при помощи других юридических норм, в том числе и при помощи их санкций, либо при помощи всей системы действующего права.

Во многих случаях законодатель формулирует правоположение, содержащее только гипотезу и диспозицию, а иногда и одну только диспозицию, и нелегко, опираясь даже на всю систему права, не говоря уже об отдельной отрасли права, обнаружить санкцию или гипотезу - leges imperfectae – несовершенные нормы, не снабженные санкцией (конституционные нормы, нормы общих частей кодексов).

НО! Норма права, а не статья закона должна быть снабжена санкцией, ибо без нее стираются рамки, границы возможного или должного поведения. Норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающее в порядке «обратной связи» регулирование нарушенных отношений. Задача состоит в том, чтобы вновь ввести поведение в установленные для него границы либо, если это невозможно, путем возложения на нарушителя новой обязанности пресечь в дальнейшем отклонение поведения от нормы как самим нарушителем, так и другими членами общества.

Санкция как необходимый элемент юридической нормы в отличие от диспозиции может подразумеваться и выводиться из общих положений о защите государством нарушенных субъективных прав. Такое общее положение может содержаться и в конституции государства. При неуклонном соблюдении законности конституция может и должна иметь прямое действие - каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены конкретизирующими конституцию правилами в текущем законодательстве, вправе прибегнуть к аппарату государственного принуждения для защиты своего нарушенного и охраняемого в самой общей форме права.

Юридическая ответственность, будучи реализацией санкции,— это исполнение существовавшей до нарушения обязанности либо возникшей в связи с ее нарушением новой обязанности под воздействием государственного принуждения.

Новых материальных правоотношений не возникает при признании права и при присуждении к исполнению в натуре – здесь лишь подтверждаются право и обязанность, существовавшие до нарушения, но заложенная в правоотношении угроза принуждения реализуется в действительное принуждение. С пресечением действий, нарушающих право (пресечение распространения не соответствующих действительности слухов, порочащих честь и достоинство лица), равно как и с восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, также может быть связано возникновение новых правоотношений.

При этом в зависимости от содержания обязанности решается вопрос о том, какие способы применяются для достижения указанной цели. Если к исполнению обязанности нельзя принудить в натуре, т.е. в точном соответствии с ее содержанием (когда такое принуждение явилось бы посягательством на личность), принуждается к исполнению другая возникшая из нарушения обязанность – возмещение убытков, уплата неустойки + когда реальное исполнение нарушенной обязанности невозможно по другим причинам, если только в силу общей или специальной нормы сторона, не исполнившая обязанность, не освобождается от ответственности.

Нарушение права может видоизменить содержание правоотношения, иначе говоря, нарушение права – юридический факт, порождающий такое изменение прав и обязанностей, с чем должен считаться суд или арбитраж.

Обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения – это неотъемлемое его качество, такая возможность «существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями».

Поэтому и правило, в силу которого лицо, причинившее убытки другому, обязано их возместить, тоже включает в себя в случае неисполнения этого предписания причинителем вреда возможность для потерпевшего прибегнуть к аппарату государственного принуждения, если добровольно убытки не будут возмещены.

Таким образом, в зависимости от вида меры защиты права, определяемого различиями в роде правонарушений, последствием правонарушения является либо новое правоотношение, реализация которого обеспечена также государственным принуждением, либо непосредственное принуждение к исполнению существующей, но не исполненной обязанности.

Новое правоотношение может повлечь, а может и не повлечь за собой неблагоприятные для нарушителя последствия: при реализации возникшего в связи с выбытием вещи из владения собственника виндикационного требования к незаконному владельцу + пресечение действий, нарушающих право (по негаторному иску). Санкцией, обеспечивающей исполнение обязанностей является угроза их (обязанностей) принудительного осуществления.

Если норма не обеспечена санкцией, реализация которой означает возможность привести в действие аппарат государственного принуждения в случае неисполнения предусмотренной нормой обязанности, если принудительным способом вопреки воле обязанного лица нельзя осуществить принадлежащее другому, лицу субъективное право, то такая норма является неполноценной. Обязанность без ответственности— юридическое ничто, лишь благое пожелание.

Суть в том, что налицо такая связь трех элемейтов, которая образует органическое единство – правовую норму.

П.Е. Недбайло: гарантии - это прежде всего иные правовые нормы, обеспечивающие правильное и эффективное осуществление других норм, поскольку в системе права нормы связаны между собой и правом в целом (процессуальные нормы и установление процессуального порядка любой деятельности по применению права).

Системность права вовсе не означает, что одни нормы права (и предусмотренные ими субъективные права) – это право, так сказать, в собственном, смысле этого слова, а другие – лишь их гарантии.

П.Е. Недбайло: предложение процессуально регламентировать деятельность администрации по применению ею властных актов, разрешению споров о праве и наложению взысканий за совершенные административные правонарушения, но не следует установление такого порядка считать юридической гарантией норм административного права. Это – не гарантии, т.е. не некие добавочные обеспечения, а необходимое следствие существования и действия норм права, его совершенствования.

Задача – в том, чтобы нормы права применялись на деле, чтобы обязанности исполнялись, чтобы при их неисполнении ответственность была неотвратимой, чтобы права беспрепятственно осуществлялись — чтобы бесперебойно и ответственно работал государственный аппарат, в частности юрисдикционные органы в случаях нарушения норм права, деятельность которых также определяется нормами права.

Основная гарантия заключается в том, чтобы неукоснительно исполнялись законы, определяющие права и обязанности граждан, предприятий, иных организаций, органов государственной власти и государственного управления. Никакие самые строгие меры ответственности не помогут, если закон отстает от жизни или ее опережает без достаточных к тому оснований.