Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Семинар2. Юридический метод.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
32.87 Кб
Скачать
  1. Иерархия юридических методов.

Практика юридического аргументирования в целом использует юридические методы или критерии в очередной последовательности, которая избирается исходя из имеющегося представления о приоритете методов. К последующему методу обращаются только в том случае и в той мере, в которых имеющаяся проблема не может быть решена на предыдущей методологической ступени. Такой подход основывается на том соображении, что никто не станет выполнять лишнюю, бесполезную работу и создавать себе лишние трудности. Поэтому каждый правоприменитель первоначально обращается прежде всего к предположительно (с положительным или отрицательным результатом) применимым в конкретном случае нормам, текст которых официально опубликован и потому отыскивается максимально просто. Затем для изучения этого текста используется тот речевой опыт, которым обладает любой владеющий определенным языком человек. Только в случае необходимости лицо, осуществляющее юридическую квалификацию, приступает к изучению иных систематически полезных для поиска решения правовых норм, а затем, если требуется, переходит к исследованию найденных источников сведений о намерении (замысле) законодателя.

Зачастую к достаточно обоснованному решению приводят предварительно суммированные аргументы, извлеченные на всем множестве различных методологических ступеней. Иногда, несмотря на успешное получение на какой-либо ступени решения основной проблемы, по соображениям особой осторожности прибегают к проверке и укреплению достигнутого результата, например, путем построения эвентуального (условного) или альтернативного обоснования.

Представленная общепринятая последовательность применения отдельных методов имеет также свое теоретическое обоснование, позволяющее признать такую очередность иерархическим порядком.

При толковании исходными точками юридической квалификации являются текстуально подобранные для конкретного случая нормы. При восполнении норм права релевантные случаю конкретные правила должны быть предварительно дедуцированы. Материалом толкования являются имеющийся в распоряжении каждого речевой опыт, общепринятые связи комплексных выражений, особенно выражений в нормативной форме, найденный исторический материал, общие знания о предполагаемых целях права, способ анализа с точки зрения соотношения цели и средства, а также необходимая фактическая информация. Чем сильнее при квалификации происходит аналитическое удаление от текста закона, тем труднее найти правовое решение проблемы и тем менее надежным становится само найденное решение. Поэтому, говоря абстрактно и максимально обобщая, более ранняя методологическая ступень способна предоставить значительно большие возможности предвидения, соблюдения соразмерности и экономии при обосновании решения конкретной проблемы.

  1. Значение и применение судейского права.

Понятием "судейское право" обозначаются нормативные положения, которые сформулированы при обосновании судебных решений (как правило, в их мотивировочной части), и прежде всего решений высших судебных инстанций. Такие нормативные положения представляют собой отнюдь не простое воспроизведение предписаний положительного права. Речь идет не о самих судебных решениях по конкретным делам, имеющих юридическую силу для спорящих сторон, а о более общих положениях, которые сформулированы в целях обоснования таких решений и обладают промежуточной степенью абстракции, располагаясь в этом смысле между нормами закона и правовым решением по конкретному делу.

Не подлежит никакому сомнению, что общепринятый юридический метод отправления правосудия на практике заключается в поиске соответствующих прецедентных решений по существенным признакам разрешаемого случая. То есть речь идет о поиске решений, содержащих нормы судейского права (их также именуют прецедентными нормами), которые (дедуктивно) применимы к разрешаемому случаю или его (может быть, многочисленным) проблемным элементам.

Прежде всего поразительным и одновременно сомнительным с точки зрения его практического значения представляется огромный разброс всерьез отстаиваемых по этому вопросу мнений. Еще применительно к методологическому затруднению ранее было кратко отмечено, что только если дело заходит в тупик, допустимо обращаться к феномену судейского права, которое в свою очередь становится на практике все важнее, но все еще вызывает ощущения некоторой нелегитимности.

Известную крайность представляет собой традиционная и по-прежнему распространенная в континентальной Европе позиция, ни на шаг не отступающая от того, что судебная практика является только простым познавательным источником. Самостоятельное юридическое значение судебной практики в рамках этой позиции ранее определялось сжато и четко: судебная практика сама по себе ничего (существенного в правовом отношении) не представляет. Прямым следствием понимания судебной практики как простого источника познания права становится безразличное отношение к тому, откуда именно правоприменитель черпает необходимое ему знание о праве.

Существует также иррелевантная проблеме юридического значения судебной практики модификация рассматриваемой позиции, которая отмечает выдающееся, но тем не менее лишь фактическое значение поиска и применения прецедентных положений. Так, утверждают, что имеющаяся старая судебная практика представляет собой важный социологическо-правовой факт. Отмечают, что судебная практика обладает фактическим или практическим действием или обязательной силой фактического характера. Говорят даже, что юридическое свойство судейского права не определяется лишь потому, что вполне достаточно и его практического действия.

Изложенные позиции о нормативном характере приводят в итоге к двусмысленному заключению: при вынесении решения по конкретным делам равным образом допустимо как следовать сложившейся судебной практике, так и игнорировать ее. Таким образом, несмотря на фактически преобладающую тенденцию следования судебной практике, правовой оборот вынужден также постоянно считаться с игнорированием судебной практики и отклонением от нее. Такая ситуация не идет на пользу ни судьям, обязанным принимать решения, ни правовому обороту в целом.

В качестве полной противоположности позиции, согласно которой судебная практика "сама по себе ничто", высказываются мнения, рассматривающие судейское право как имеющее юридическое значение и потому обязательное к применению. Эти мнения основываются на том убеждении, что нормы закона в силу их обобщенного характера представляют собой только простую программу, что нормы закона имеют только общее содержание, на основании которого именно судьи по долгу службы (?) делают конкретные выводы, будто закон, пожалуй, еще ни разу не мог определить (!) результат решения судьи, поскольку он вообще не несет распознаваемого содержания, имеющего прямое значение для решения, и т.д. Все это совершенно противоречит практическому опыту, ведь простые случаи или элементы фактического состава всегда разрешаются на основании закона без каких-либо затруднений.