Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
101.39 Кб
Скачать

9.7. Права с преобразовательным характером действия

К новому кредитору переходит право выбора предмета в альтернативном обязательстве <*>. Если первоначальный кредитор это право к моменту уступки уже реализовал, новый кредитор приобретает право требовать от должника исполнения обязательства, предмет которого был определен первоначальным кредитором.

Кредитор в ряде случаев вправе оспорить сделку, на основании которой возникли принадлежащие ему права. При уступке права требования возникает вопрос о том, переходит ли это правомочие новому кредитору.

Поскольку оспаривание сделки затрагивает структуру обязательственного отношения в целом, а не только конкретное право требования, принадлежащее кредитору, следует признать, что новому кредитору право на оспаривание сделки не переходит. Сказанное в равной степени распространяется на случаи оспаривания оспоримых сделок и требований о признании сделок ничтожными.

возражая на довод об отсутствии у истца права на оспаривание сделки, поскольку он к моменту вынесения решения по его иску уступил свои права другому лицу, кассационная инстанция указала, что перемена лиц в обязательстве, вытекающем из оспариваемого договора, не влечет за собой замену стороны договора и не лишает ее права на иск о недействительности сделки <*>.

Вместе с тем для цессионария небезразлична судьба уступленного ему требования. Цедент, самостоятельно и без учета мнения нового кредитора реализуя свое право на оспаривание сделки, служащей основанием для уступленного права требования, затрагивает интересы цессионария. Реализация им такого права без согласия цессионария может являться нарушением цедентом обязательства гарантировать действительность уступленного права. В связи с этим целесообразно воспринять имеющуюся в германском праве конструкцию, предполагающую, что право на оспаривание сделки цедент может реализовать только с согласия цессионария.

К новому кредитору не переходит и право на расторжение и изменение договора, на основании которого возникли уступленные ему права требования. Возможность реализации права первоначального кредитора на совершение указанных действий, так же как и в случае оспаривания сделки, целесообразно связывать с наличием согласия на это нового кредитора.

В отношениях, исчерпывающихся одним простым обязательственным правоотношением, к новому кредитору, которому права переданы в полном объеме, переходят и права на расторжение и изменение договора. Таково, по нашему мнению, положение нового кредитора, которому переданы все права в отношении заемщика по договору займа.

Если права на совершение односторонних действий связаны только с уступленным правом, то они переходят к новому кредитору (право на отказ от принятия ненадлежащего исполнения, право заключения соглашения об изменении способа и порядка исполнения и т.д.).

Глава 10. Момент перехода права от цедента к цессионарию (момент уступки)

10.1. Общие положения

"Последствия уступки между цедентом и цессионарием обычно регулируются условиями договора об уступке между ними, а для должника они регулируются положениями первоначальной сделки"

Определение момента уступки, момента передачи права, перехода его к новому кредитору имеет огромное значение, поскольку именно с этим моментом связаны изменения в составе имущества цедента и цессионария.

Если уступка совершена, то абсолютно-правовой эффект, на создание которого эта сделка направлена, достигнут, имущество в форме прав требования у цедента выбывает. На перешедшее к цессионарию имущество (право требования) не может быть обращено взыскание по долгам цедента, оно не входит в состав конкурсной массы цедента при банкротстве и т.д.

В качестве момента перехода прав вследствие уступки требования называют:

- момент, определяемый по аналогии с моментом перехода права собственности;

- момент уведомления должника о совершенной цессии;

- момент заключения договора об уступке права (договора, являющегося основанием перехода права);

- момент исполнения цедентом своих обязанностей по передаче документов, подтверждающих право требования;

- момент оформления действия по передаче прав (сделки уступки). Если передача прав оформляется одним документом со сделкой, лежащей в основе цессии, то момент их оформления считается и моментом перехода права, если иное прямо не оговорено между цедентом и цессионарием;

- момент исполнения цессионарием своих обязанностей по оплате переданного права.

1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Момент перехода права собственности на вещь связывается, таким образом, с определенным объективным действием с вещью.

Применение этих правил к "передаче" права невозможно, так как нельзя физически переместить нематериальный объект, каковым является право требования.

2. Нет оснований связывать в качестве общего правила момент перехода права с моментом уведомления должника либо с фактом получения его согласия на уступку <*>.

Должник не является стороной в сделке цессии, и его согласие чаще всего юридически безразлично для целей совершения сделки уступки права требования.

Глава 24 ГК РФ содержит положения, позволяющие говорить о том, что между цедентом и цессионарием переход права считается состоявшимся в момент, не связанный с уведомлением об этом должника. Так, в соответствии с п. 3 ст. 382 ГК РФ, если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий.

В российской цивилистике преобладает мнение, что существующее право требования переходит от цедента к цессионарию, как правило, в момент заключения договора об уступке. "Уступка требования вступает в силу с момента соглашения между первоначальным и новым кредиторами (в подлежащих случаях оформленного должным образом). Согласия должника на уступку права не требуется" <1>. Так же определял момент перехода права И.Б. Новицкий и в других своих работах <2>. Выносил уведомление за пределы юридического состава перехода права и Б.Б. Черепахин <3>. "Цессионарий занимает место кредитора немедленно после заключения договора независимо от наличия или отсутствия согласия должника. При этом не требуется уведомлять должника или даже испрашивать его согласия" <4>.

3. Положения действующего российского гражданского законодательства в настоящее время связывают переход права (перемещение имущества в форме прав требования) с моментом заключения договора об уступке или, вернее, совершения сделки уступки. Исходя из принципа свободы договора, допускается возможность определения иного момента перехода права, например, путем указания точного срока его перехода в соглашении между цедентом и цессионарием. Однако установление в соглашении даты перехода права более ранней, чем дата совершения соглашения об уступке, следует признать недопустимым.

4. На первоначального кредитора закон возлагает обязанность передать новому кредитору документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования (п. 2 ст. 385 ГК РФ). Невыполнение кредитором этой обязанности не свидетельствует об отсутствии цессии. Новый кредитор вправе требовать передачи ему этих документов именно в силу того, что цессия уже произведена и документы необходимы для реализации полученного права требования. Закон не связывает момент перехода права с моментом передачи новому кредитору документов, подтверждающих существование права.

5. Закон по общему правилу не связывает момент перехода права и с исполнением новым кредитором своих обязанностей, определенных в договоре, на основании которого совершается уступка (например, по оплате уступленного права, передаче иного встречного эквивалента).

6. Момент перехода права требования, таким образом, определяется моментом совершения соглашения об уступке права требования. Законом или договором между цедентом и цессионарием может быть определен иной момент перехода права: может быть как установлен конкретный срок (дата) перехода права, так и указаны обстоятельства, при наступлении которых право считается перешедшим к цессионарию (например, с направлением или получением уведомления, с передачей документов, с оплатой передаваемых прав). Как справедливо замечает В.А. Белов, задачей сторон договора о цессии является привязка "момента перехода права требования" к одному из "соглашений" как непосредственно ("требование считается переданным в момент подписания настоящего договора"), так и в осложненной форме (например, "через десять дней после исполнения обязанности по оплате уступаемого по настоящему договору требования") <*>.

В.А. Белов полагает, что в случае отсутствия специального условия о таком моменте право требования следует считать переданным с момента совершения договора цессии независимо от того, является ли соответствующий договор распорядительным или обязательственным.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год