Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Белов В.А. - Первые шаги закона об АО.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
33.9 Кб
Скачать

Акции и ценные бумаги

Пунктом 1 ст. 36 Закона предусмотрено право учредителей оплачивать "учредительские" акции не только по номинальной, но и более высокой стоимости (раньше было только по номиналу).

Там же уточнено, что оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой Советом директоров общества в соответствии со ст. 77 Закона (рыночной стоимости), но не ниже их номинала.

Не во всем удачна новая редакция п. 2 ст. 36 Закона, описывающая случаи, в которых цена размещения акций может быть ниже рыночной.

Из содержания данной статьи непонятно, предусматриваются ли там, как и прежде, два случая - приобретение дополнительных акций акционерами открытого общества при осуществлении ими преимущественного права приобретения и приобретение дополнительных акций, размещаемых посредством открытой подписки, через посредника - либо только один (первый случай). Сомнение вызывает редакция абзаца 2 п. 2, из которого можно понять, что вознаграждение посредника прибавляется к цене акций, то есть платится приобретателями акций, а не вычитается из нее (платится обществом), как это было прежде. В итоге получается, что цена акций, продаваемых через посредника, для их приобретателей не только не будет ниже рыночной, но и превысит ее, а общество же выручит именно их рыночную стоимость.

В новой редакции о том, что цена размещения акций может быть ниже рыночной, сказано только в первом абзаце п. 2, но ничего не говорится в абзаце 2.

Особенностью нормы об оплате акций, размещаемых через посредника, является установление ограничения максимального размера вознаграждения посредника - он не должен превышать 10% цены размещения акций. Ранее такого ограничения не было.

Обнаруживается неопределенность и в норме, описывающей случай приобретения акционерами дополнительных акций в ходе осуществления своего преимущественного права. В ней сказано, что цена размещения акций в этом случае "может быть ниже цены размещения иным лицам (то есть ниже определенной Советом директоров рыночной стоимости), но не более чем на 10%". В описанном случае цена размещения может быть ниже рыночной, но непонятно, может ли она опуститься ниже номинальной? Остается неясным, должен ли абзац 1 п. 2 ст. 36 Закона применяться с учетом ограничения в части номинала, установленного выше (абзацем 2 п. 1 этой же статьи), или же эта норма исключает данное ограничение (как и содержащееся там же другое ограничение - о рыночной стоимости)?

Представляется, что цена размещения акций ни при каких условиях не может быть ниже номинала, а иначе у общества будет не полностью оплачен уставный капитал, что, как мы видели, исключается Законом. Следовательно, если рыночная цена дополнительных акций определена Советом директоров как равная номинальной стоимости, то никаких ценовых преимуществ для акционеров, приобретающих дополнительные акции в порядке реализации своего преимущественного права приобретения, в условия выпуска акций заложить вообще невозможно. Если рыночная стоимость будет определена, например, в 107% номинала, то максимальная скидка, которую можно сделать акционерам, реализующим преимущественное право их приобретения, равна 7%. Наконец, при рыночной цене для всех желающих, допустим, в 130% номинала, для "преимущественников" можно скинуть не более 10% номинала, то есть снизить цену не ниже чем до 120% (ограничение Закона).

Статья 37 Закона различает два вида конвертации: конвертация в собственные акции, осуществляемая в ходе деятельности АО (п. 1), и конвертация в чужие акции, осуществляемая в ходе реорганизации АО (п. 2). Прежняя редакция такого разграничения не проводила.

Содержание статьи не совсем соответствует ее заглавию. Статья не регулирует порядок конвертации эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ в акции, а лишь перечисляет источники правового регулирования процесса конвертации.

Порядок конвертации в собственные акции регулируется: уставом общества, если речь идет о конвертации привилегированных акций; решением о выпуске, если речь идет о конвертации облигаций или иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг.

Порядок конвертации в чужие акции определяется соответствующими решениями и договорами о реорганизации, принимаемыми (заключаемыми) в соответствии с настоящим Законом (ст. ст. 15 - 20 Закона).

Статья 38 Закона, посвященная вопросам определения цены размещения эмиссионных ценных бумаг АО (кроме акций), в новой редакции сконструирована во многом аналогично ст. 36 - о цене размещения акций, что предопределило обладание ее всеми перечисленными выше и характерными для этой статьи недостатками.

Из других новелл следует указать на расширение сферы применения данной статьи: ранее она распространялась только на такие ценные бумаги, условия выпуска которых предусматривали их последующую конвертацию в акции, а теперь распространяется на все ценные бумаги. Аналогично - и со ст. 39 в новой редакции; иначе (сохранена прежняя, ограниченная сфера) - для ст. ст. 40 и 41 Закона.

Кроме того, в п. 1 ст. 38 Закона включена новая норма - о том, что "оплата эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются такие ценные бумаги". Прежняя редакция Закона такого правила не знала.

Пункт 1 статьи 39 Закона перечисляет все возможные способы размещения дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг акционерными обществами, безотносительно к тому, являются ли общества открытыми или закрытыми. Таких способов теперь три: подписка; конвертация; распределение среди акционеров.

В п. 2 статьи рассматривается вопрос о возможности проведения двух типов подписки различными типами акционерных обществ. По-прежнему открытые общества вправе размещать эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки, а закрытые - только посредством подписки закрытой. Введена, однако, новая норма, разрешающая устанавливать в уставах открытых обществ и правовых актах РФ (законах, указах Президента и постановлениях правительства) ограничения на возможность проведения определенными открытыми обществами закрытой подлиски.

Лишь относительно новой является норма о необходимости принятия решения о размещении акций и конвертируемых в акции иных эмиссионных ценных бумаг посредством закрытой подписки только общим собранием акционеров, да еще и квалифицированным кворумом - в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества (п. 3 ст. 39 Закона). Ранее аналогичная норма содержалась в п. 4 ст. 5 ФЗ от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ; отличие ее состояло лишь в том, что ею предусматривался меньший кворум - две трети голосов от числа присутствующих на собрании, если уставом не предусмотрен более высокий кворум. В связи с введением в действие новой редакции ст. 39 Закона и отсутствием адекватного изменения в Законе от 5 марта 1999 г. между указанными нормами возникнет коллизия, которая, очевидно, должна будет разрешаться в пользу приоритетности более позднего акта - измененного Закона об АО.

Введена новая норма (п. 4 ст. 39 Закона), согласно которой решение о размещении посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, а также эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, принимается только общим собранием акционеров и опять квалифицированным большинством - в три четверти голосов от числа присутствующих, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

По старой редакции Закона решение о таком выпуске рассматривалось как частный случай решения о совершении крупной сделки (см. абзац 3 п. 1 ст. 78 старой редакции), однако не определялось, какой из органов АО вправе принимать решение о ее совершении. Абзацами 2 и 3 п. 4.4 Стандартов эмиссии ФКЦБ определила, что решение о размещении обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих от 25 до 50% ранее размещенных обыкновенных акций, принимается советом директоров акционерного общества, причем единогласно; если единогласие совета директоров не достигнуто, а также если решение касается размещения обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих свыше 50% ранее размещенных обыкновенных акций, то оно должно быть принято общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов присутствующих. Поскольку данные разъяснения не имели опоры в Законе, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ своим Определением от 4 июля 2000 г. N КАС 00-249 признала данные нормы недействительными. Теперь разрешение спорного вопроса (правда, иное, чем было предложено ФКЦБ) будет содержаться непосредственно в Законе об АО.

Обновленная норма, которая ранее содержалась в последнем абзаце п. 3 ст. 39 Закона, включена теперь в п. 5 новой редакции данной статьи. Согласно ей процесс размещения акционерным обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг может регулироваться не только законами, но и иными правовыми актами РФ (законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ). Ранее правовым актам отводилась более скромная роль - определение случаев обязательного размещения открытым обществом акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, именно посредством открытой подписки.

Принципиально изменен подход к вопросу о преимущественном праве акционеров открытых АО на приобретение дополнительных акций и бумаг, конвертируемых в акции (далее - дополнительные акции) (ст. 40). Изменения эти выражаются в следующем: ранее преимущественное право приобретения дополнительных акций признавалось за акционерами ОАО только тогда, когда оно предусматривалось уставом, теперь же оно признается всегда независимо от наличия такого указания (п. 1); объектом данного права раньше могли быть только голосующие акции (или бумаги, конвертируемые в голосующие акции), теперь его объектом являются любые акции (там же); данное право прежде могло возникнуть лишь при условии, что условия выпуска дополнительных акций предусматривали их оплату деньгами, теперь это ограничение снято (там же); прежняя редакция Закона допускала возможность принятия собранием акционеров решения о неприменении (по сути - о лишении) преимущественного права к акциям конкретного выпуска, теперь подобного решения принять нельзя (ср. п. 2 ст. 40 старой редакции со ст. 40 новой редакции; см. также ст. 48 новой редакции, из которой выброшено указание на вопрос о неприменении преимущественного права); определено, что указанным преимущественным правом обладают лица, внесенные в специальный список, составляемый по данным реестра акционеров на дату принятия решения, служащего основанием для размещения дополнительных акций (п. 2 ст. 40 новой редакции); ранее вопрос не решался никак, что создавало почву для злоупотреблений.

В той же 40-й статье (абзац 2 п. 1) новой редакции Закона предусматривается новое, ранее отсутствовавшее у акционеров право - преимущественное право приобретения акций, размещаемых по закрытой подписке. Основные характеристики этого права следующие: субъекты - акционеры любых акционерных обществ - как открытых, так и закрытых, внесенные в специальный список, составляемый по данным реестра акционеров на дату принятия решения, служащего основанием для размещения дополнительных акций; объект - дополнительные акции в количестве, прямо пропорциональном количеству принадлежащих акционерам акций соответствующей категории (типа); условия возникновения - голосование "против" или непринятие участия в голосовании по вопросу о размещении данного выпуска дополнительных акций посредством закрытой подписки; обстоятельства, исключающие возникновение, - проведение закрытой подписки только среди акционеров и на условиях, позволяющих приобрести целое число размещаемых акций с соблюдением условия о пропорциональности.

Из п. 1 ст. 41 снято ранее существовавшее ограничение минимального срока уведомления акционеров о наличии у них преимущественного права приобретения дополнительных акций (30 дней). Теперь осталось просто уведомление в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Там же (п. 1) установлен срок действия преимущественного права приобретения дополнительных акций - 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления. До окончания указанного срока размещать дополнительные акции среди лиц, не имеющих преимущественного права их приобретения, нельзя.

В пункт 2 ст. 41 Закона включено новое правило - о том, что акционеры, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций, всегда вправе оплатить их деньгами, причем даже тогда, когда условиями выпуска предусмотрена оплата акций неденежными средствами.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год