Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / ФП_Хаменушко_Каратеева.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
14.63 Mб
Скачать
  1. Отсюда: юридическое определение налога на основе прагматического подхода.

Начала: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность.

Определение на слайде, с некоторыми модификациями есть в НК. Первым определение формализовал С. Г. Пепеляев в Основах налогового права.

Коль скоро мы договорились, что налоги не могут возникать просто так, какие требования мы предъявляем? Собственность священна и ее нельзя изымать произвольно, ее можно изымать в качестве наказания, но налог – это не наказание. А если вас никто не наказывает, но вдруг забирают часть вашего имущества (или часть его стоимости), при этом вы действуете правомерно. Круг таких ситуаций должен быть ограничен: это должно быть только тогда, когда вы платите установленные законом налоги. Другой ситуации в цивилизованном государстве быть не может.

Определение налога нужно, чтобы отличать случай грабежа от законно установленного взимания налогов. Не надо думать, что в современном государстве не будет делаться попыток установить не предусмотренные законом налоги, они делаются во всех государствах регулярно с большей или меньшей результативностью. Налогоплательщики отбиваются с большей или меньшей результативностью. Идея самозащиты прав налогоплательщиков, которая была популярна в 1990-ые годы, опасная для них.

Концепция вроде легка и понятна для существа с человеческим сознанием. Но на самом деле не стоит рекомендовать произвольно применять такую концепцию. Решать такие споры нужно, не спеша, в установленной судебной процедуре, исход при этом может быть любым. Если выяснится, что налогоплательщик ошибся, когда думал, что имеет дело с побором, ему придется заплатить и отведать государственного принуждения. Суды часто признавали, что это иной фискальный платеж, который имеет право на существование, почитайте Пепеляева, там об этом сказано.

Ключевой признак налога: это индивидуально-безвозмездный платеж.

Если вам дают что-то взамен, речь не идет о налоге, и все требования, предъявляемые к ним, недействительны. Например, вы припарковали свою машину на улице города Москвы, платите за парковку, но вам дается эквивалентное встречное предоставление! Поэтому это не налог, нет признаков налога, так как есть некий исчерпаемый ресурс взамен. Другой пример: сбор за право торговли в городах федерального значения. Это именно сбор за право, предоставление права торговли – ресурс неисчерпаемый, поэтому никакого блага с ценой вам здесь не предоставляют. Торговлей каждый может заниматься в силе дозволения Конституцией, это ресурс неисчерпаемый, так что сбор за право торговли – это не плата за эквивалент, это чистый налог (хоть и называется сбор).

Нехорошо давать определение через отрицание, но конкретизация через отрицание необходима! Итак, налог – это не наказание. Но налог может запросто превратиться в наказание. Налог превращается в наказание когда? Экономика рыночной так и не стала, она стала государственно-монополистической и базарной, в базарном секторе развита работа фирм-однодневок. Читайте «Золотого теленка», там все описано. А есть однодневки с председателями, а это люди, которые либо готовы отдохнуть в местах лишения свободы, либо бомжи, которые описывают свой бизнес такими словами «давал паспорт за деньги».

Выпулить государству в однодневку очень тяжело, так как они быстро исчезают и убегают. Правоохранительные органы не без успеха ловили создателей фирм-однодневок. Например, история Александра Македонского. Он отсидел, когда слишком увлекся бизнесом в 1990-ые, это было удивительно, что в 90-ые по либеральной практике его оценили как мошенника. Он придумал идею, как можно красть НДС из бюджета, присосавшись к операциям поставок зерна на экспорт. Юг России был заражен его однодневками. Они похищали НДС. Потом будет объяснение зерновой схемы, когда рассмотрим НДС. Пока верим, что она была. Как схему разнесли? Ловили самого Александра Македонского. Боролись с контрагентами, которые покупали у них зерно, они пищали и говорили, что не знали о пороках поставщика. Налоговые органы говорили «надо было знать». Возникла концепция должной осмотрительности. Возникли целые духовные практики, как надо проверять своего контрагента. Дополнительные налоговые начисления послужили наказанием для тех компаний, которые должной осмотрительности не проявили, они были наказаны не в уголовном порядке, а дополнительными налогами. Ты купил зерно у однодневки – налог на прибыль превратится в налог на валовый доход. НДС из косвенного налога станет налогом на валовый доход. Преследовалась та же цель, что при бомбардировке Дрездена – били по мирному населению, чтобы достать однодневок.

Итог: налог не является наказанием, но на практике такое бывает.

«О налогах не договариваются» - налоговая аксиома, как и «нет налогов без представительства».

Расхожая фраза подчеркивает обязательный характер налогового платежа. Есть люди, которые на полном серьезе считают, что коль скоро налог – плата за услуги ночного сторожа, то и место налоговым обязательствам в ГК. Хватает же нам ГК, чтобы отрегулировать страхование, банковское кредитование и эмиссию. Значит, и в налогах хватит ГК. Согласие налогоплательщика на получение услуги – конклюдентные действия. Надо подчеркнуть, что ключевым является властный характер налоговых отношений. Государство властным актом предписывает, сколько платить налогов гражданам. Строго юридически о налогах не договариваются, но все же договоренность о размере есть, так как нет налогов без представительства, даже если государство монархическое, будет в некоторой мере формализованная договоренность. Даже в РИ никто не спешил произвольно устанавливать налоги и сборы, кроме Петра Первого.

В политэкономическом смысле о налогах, таким образом, договариваются, иначе налогоплательщики разбегутся, проголосуют ногами. Договора в гражданско-правовом смысле, конечно, нет.

Налог устанавливается законом – это требование к налогу, но не признак налога. Еще одно требование – налоги должны поступать исключительно в бюджет. Если какой-то налог собирается в обязательном порядке и поступает в бюджет, но потом крадется, он просто превращается в украденный налог. Но эти требования могут нарушаться, при этом налоги налогами быть не перестают. Уловка – вы приходите судиться, говорите, что оспариваете налог, который пытаются взыскать, но то, что с вас пытаются взыскать – это не налог, поэтому платите и молчите. К платежам, установленным Постановлением Правительства, требования к налогу неприменимы. Это софизм. Если животное кусается, лает и выглядит как собака, это собака. То же самое о платежах!!! Хотим мы того или не хотим. И все правовые требования к нему применяются.

КС иногда ставят в неудобное положение и задают вопросы: вот у нас Правительство предусмотрело некий сбор (плата за разрушительное воздействие тяжеловесного автотранспорта на дорожное покрытие), это налог? КС говорит: расслабьтесь, это не налог. Это иной платеж фискальной природы.

Из всего этого вытекает одна функция налога – фискальная!

Государству надо профинансировать выполнение своих функций, поэтому у любого налога фискальная функция на первом месте. Это скорее описание налога, а не сущностный признак. Бывают налоги, у которых фискальная функция не является главной. Налог – это некий инструмент, который можно использовать по-разному. Но есть другая функция – например, борьба с курением или с иной деятельностью. Государство говорит, запрещать не будем, но повысим налоги (акцизы), введем минимальную цену на табак и сигареты (акциз считается как надбавка к цене, чтобы не занижали отпускную стоимость товара), глядишь, курильщики и откажутся от своих пагубных привычек. Это надежный пример использования регулятивной функции налога. Или борьба с частниками – Советское государство взимало с них сверхналог и радовалось потом, что они менее эффективны, чем госсектор.

Так что у налога на первом месте может быть и регулятивная функция, потому что они обладают мощнейшим разрушительным потенциалом. Она может проявляться и как стимулирующая функция. И. В. не верит в стимулирующую функцию, странно они работают как стимул зарабатывать больше. Сторонники резкого роста прогрессивной шкалы НДФЛ считают, что с ростом налоговых изъятий увеличивается стимул к труду. Якобы поэтому повышенная ставка стимулирует труд. Но она стимулирует совершенно другое – не хочется делать ничего, потому что удобнее получать поменьше и отдыхать побольше.

Экологические налоги – настолько странные, что их и налогом-то не считают.

  1. Принципы налогообложения – их много, отсылаю вас к статье 3 НК. Исторически было четыре принципа, сформулированные Адамом Смитом.

  • Принцип определенности создал налоговое право и потянул за собой финансовое. Не так опасна несоразмерность налогового платежа, сколь опасна неопределенность, ведь налог – признак свободы, когда из налога исчезает произвол.

  • Про принцип удобства было принято раньше хихикать, что это сугубо английский принцип. Но удобство сильно связано с собираемостью, неудобный налог плохо платят. Мало людей, резко настроенных против НДФЛ. Но из-за неудобства взимания много людей уклоняются от уплаты. А НДС автоматически списывается, он элементарно автоматизируется. Поэтому НДС кормит бюджет, а НДФЛ лишь нагружает бремя содержания налоговых инспекторов. НДС недавно жулики чуть не сломали. Поэтому налог должен быть удобным. А должен ли он быть неудобным? Да. Граждане платят не просто так, они платят за набор услуг. За каждую калорию я потребую от вас множество мелких услуг. Удобный налог хорош как фискальный инструмент, но с точки зрения задействования налогов в системе воспитания граждан и системе сдержек и противовесов это не очень хорошо.

  • Последний принцип – эффективность. Превышение сумм собранных налогов над издержками, потраченными на их сбор.

В идеальной жизни должен быть либо только налог, либо сбор (платеж с признаками возмездности).

Госпошлина – традиционное название сбора. Переименование в госсбор было бы жестоко по отношению к русскому языку.

Иные фискальные платежи – это зло, они должны гореть в аду. Это испорченные налоги, они не соответствуют Конституции.

  • Парафискалитет – плохой налог, он как бы бюджетный, но попадает в распоряжение организации, на которую возложено выполнение тех или иных госфункций.

  • Внесистемные фискальные платежи – они попадают в бюджет, но не предусмотрены НК и с точки зрения буквы НК таких платежей быть не может.

  • Платежи, которые не отнесены к налоговым платежам по тем или иным соображениям.

23.11.2020

Элементы налога

Страшный сон Хаменушко: ему снилось, что он занимается виноделием во Франции, но страшно в том, что налоговая система очень сложная, а письма из проклятий налогоплательщику уже слали много…

Зная российскую налоговую систему, расколдовать можно любую систему, разложив налог по элементам.