Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
66
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
1.84 Mб
Скачать

3.3.17. Подкуп государственных чиновников

Подкуп государственных чиновников — дело незаконное, а потому практически не упоминается в работах экономистов. Но экономической науке следовало бы изучать все разновидности взаимных обменов, как легальных, так и нелегальных. Выше мы установили, что «подкуп» частной фирмы вообще не является подкупом, поскольку это просто уплата рыночной цены товара или услуги. Взятка чи­новнику — это тоже цена за предоставление услуги. В чем заключается услуга? В изъятии взяткодателя из сферы действия декрета государства, затрагивающего интересы этого человека. Короче говоря, получение взятки эквивалентно выдаче разрешения на что-либо. Таким образом, с праксиологической точки зрения получение взятки — это то же самое, что продажа лицензии на какую-либо деятельность. И экономические последствия взятки такие же, как у лицензии. С экономической точки зрения безразлично, оплатили вы государственную лицензию на что-либо «через кассу» или неформальным образом, из рук в руки. Взяткодатель получает неформальную, устную лицензию на бизнес. Для нас неважно, что в этих двух случаях деньги получают разные государственные чиновники.

Степень, в которой неформальная лицензия действует как предоставление монополистической привилегии, зависит от обстоятельств ее выдачи. Иногда чиновник берет взятку и фактически предоставляет за это монополию в какой-либо сфере или профессии. В других случаях он предоставляет аналогичную лицензию всякому, кто готов уплатить необходимую сумму. Первый случай — это пример явного наделения монопольной привилегией, являющейся основой для взимания монопольной цены. Во втором случае взятка эквивалентна единовременному налоговому сбору, отсекающему от бизнеса тех, кто не в силах платить. Система взяток вытесняет их из бизнеса. Однако следует помнить, что взятка — это результат того, что некое направление деятельности стало незаконным, а потому она служит смягчению потерь, возлагаемых на потребителей и производителей решением государства о запрете на эту деятельность. В тех случаях, когда что-то объявляется вне закона, взятка — это главное средство, с помощью которого рынок может восстановиться; взятка приближает экономику к ситуации свободного рынка110.

Мы должны проводить различие между агрессивной взяткой и оборонительной взяткой. Мы обсуждали случай именно оборонительной взятки, т.е. покупку разрешения на участие в запрещенной деятельности. С другой стороны, взятка за получение исключительного или квази­исключительного разрешения, в соответствии с которым для всех остальных некая сфера деятельности оказывается закрытой, — это пример агрессивной взятки. Это плата за получение монопольной привилегии. Первая разновидность взяток — это движение к свободному рынку, вторая — от свободного рынка.

3.3.18. Политика по отношению к монополиям

Историков экономики занимает вопрос о размахе и роли монополий в экономике. Почти все исследования этого вопроса шли не в том направлении, потому что никогда не существовало однозначного определения монополии. В этой главе мы обозначили виды монополий и квазимонополий и их экономические последствия. Несомненно, что термин «монополия» уместен только в отношении предо­ставленных государством привилегий, прямых и косвенных. Точное измерение масштаба монополизации экономики предполагает изучение раздаваемых государством монопольных и квазимонопольных привилегий.

Американское общественное мнение традиционно враждебно к монополиям. Но совершенно бессмысленно призывать государство к «проведению решительной антимонопольной политики». Ведь для устранения монополий до­статочно, чтобы государство уничтожило то, что само же и породило.

Безусловно, во многих (если не во всех) случаях наделенные привилегиями компании и профессии сами требовали предоставления монопольного положения. Но столь же верно и то, что никто из них не смог бы стать квазимонополистом без вмешательства государства; так что главная вина и ответственность лежит только на действиях государства111.

Наконец, может возникнуть вопрос: не является ли сама форма корпорации разновидностью монопольной привилегии? Книга Уолтера Липпмана «The Good Society» убедила многих сторонников свободного рынка, что так оно и есть112. Однако из изложенного выше должно быть ясно, что корпорация как организационная форма никоим образом не является монопольной привилегией. Всякая корпорация — это результат свободного решения людей соединить свои капиталы. На совершенно свободном рынке такие люди просто объявили бы своим кредиторам, что их ответственность ограничена величиной уставного фонда корпорации и что личные средства каждого из них не являются обеспечением долга, как это было бы в случае товариществ. А тогда уже продавцы и кредиторы сами должны решать, стоит ли им иметь дело с этой корпорацией. Если ответ будет положительным, они будут действовать на свой страх и риск. Так что ограниченная ответственность вовсе не есть монопольная привилегия, даруемая государством: любое условие деятельности, предварительно объявленное, является правом свободного человека, а не особой привилегией. Создание и существование корпораций вовсе не нуждается в государственном одобрении113.