Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / теория тема 13.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
937.08 Кб
Скачать

7. Раскройте суть, содержание и определите правовую природу соглашений государственно- частного и муниципально-частного партнерства.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве (далее также - соглашение) - гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

В современных исследованиях в области государственно-частного партнерства (далее также – ГЧП) правовая природа соглашения о партнерстве (далее также – СГЧП) остается спорной. Несмотря на то, что в настоящее время данный вопрос, казалось бы, разрешен на за- конодательном уровне, научная дискуссия по этой теме не прекратилась, получив новый им- пульс [30]. Так, Белицкая А.В. считает, что указание на гражданско-правовую природу СГЧП является недоработкой законодателя, так как в данном договоре усматриваются и публично- правовые элементы [5, с. 17]. Д.В. Качкин и Р.Р. Репин, напротив, поддерживают положения, сформулированные в ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее также – ФЗ-224)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. No 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и вне- сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (да- лее — Закон о ГЧП) прямо не называет соглашение о ГЧП смешанным договором и не дает его правовой квалификации. Тогда как Федеральный закон от 21 июля 2005 г. No 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»2 (далее — Закон о концессион- ных соглашениях) прямо определяет, что концессионное соглашение является «до- говором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения при- меняются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о до- говорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях или существа концессионного соглашения» (п. 2 ст. 3).

Известно, что на доктринальном уровне сложилось три подхода к определению право- вой природы инвестиционных соглашений, заключаемых для реализации проектов ГЧП [22, с. 13]. Согласно первому такие договорные конструкции представляет собой разновидность административного договора.

Так, С.В. Шорохов на примере концессионного соглашения выделяет следующие его публично-правовые признаки:

1) оно оформляет отношения между неравными по статусу субъектами; 2) объекты соглашений находятся в публичной собственности; 3) в концессионном соглашении за концедентом (публичным партнером) признаются

определенные односторонние права; 4) стороны обязаны использовать типовые формы соглашения

Второй подход к пониманию правовой природы соглашений, заключаемых для реали- зации проектов ГЧП, является переходным, его сторонники считают, что такие договоры нельзя однозначно признать ни публично-правовыми, ни частноправовыми

Третьим распространенным подходом по вопросу правовой природы соглашений, за- ключаемых для реализации проектов ГЧП, является их отнесение к числу частноправовых договоров. Среди сторонников этой позиции Попондопуло В.Ф. [20, с. 167], Д.В. Качкина и Р.Р. Репина [16], Д.А. Самоволова [26, с. 22] и др. Мнение указанных исследователей пред- ставляется наиболее обоснованным, так как на гражданско-правовой характер рассматривае- мых соглашений указывают вполне определенные признаки.

В первую очередь, следует определить, чем мотивированы стороны, принимающие решение об участии в проекте ГЧП. Фактически, речь идёт о выявлении субъективного инте- реса каждого партнера (часть 2 статьи 1 ГК РФ).

Вторым подтверждением частноправовой природы СГЧП являются принципы, на кото- рых основаны возникающие партнерские правоотношения. Они отчётливо характеризуют сущ- ность и содержание последних. Среди них выделяются принципы равноправия партнеров, доб- ровольности их участия в проекте, конкуренции и информационной открытости, взаимной от- ветственности и справедливого распределения рисков между ними, возмездности и невмеша- тельства

Третьим сущностным признаком рассматриваемой договорной конструкции является его предмет, который воплощается в конкретно определенных действиях сторон (основных обязательствах). Как правило, частный партнер обязуется построить, реконструировать, а также обеспечить эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объекта соглашения. Бо- лее того, он частично либо полностью финансирует проведение указанных работ. Публичный партнер, в свою очередь, обязуется предоставить частному объект соглашения во владение и пользование, в некоторых случаях – обеспечить его финансирование и передачу прав на него по исполнении соглашения инвестором.

Таким образом, соглашение о государственно-частном партнерстве регламентировано преимущественно нормами гражданского права, а его частноправовая природа подтвержда- ется следующими обстоятельствами. Во-первых, волеизъявление партнеров, прежде всего, направлено на удовлетворение своих частных интересов как субъектов гражданского права (для инвестора – извлечение прибыли, для публичного партнера – реализация правомочий собственника объекта соглашения). Во-вторых, принципы партнерских отношений вытекают из основных начал гражданского права (диспозитивности, равенства сторон, свободы догово- ра и других). В-третьих, составной частью соглашения о ГЧП преимущественно являются гражданско-правовые договорные конструкции, такие как подряд, аренда, купля-продажа, возмездное оказание услуг, инвестирование и прочие.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что такая правовая категория, как со- глашение о ГЧП, не может быть однозначно истолкована вследствие того, что дан- ный вопрос не урегулирован законодателем, который тем самым дает возможность субъектам права посредством такой конструкции осуществлять индивидуальное регулирование общественных отношений при реализации проектов ГЧП [10, с. 415].

По своей правовой природе соглашение о ГЧП сконструировано как самостоя- тельный, а не смешанный договор. Однако при включении сторонами в него эле- ментов/обязательств других договоров в пределах тех, что урегулированы в Законе о ГЧП, соглашение о ГЧП может быть признано смешанным договором с приори- тетным регулированием спорных отношений Законом о ГЧП.