- •Вертикальная интеграция как право собственности на организацию: еще раз об отношениях между "Фишер боди" и "Дженерал моторс"
- •1. Долгосрочные контракты как решение и одновременно источник проблем вымогательства
- •2. Соотношение между физическим и человеческим капиталом
- •3. Вертикальная интеграция как право собственности на организацию
- •4. Соотношение между правом собственности на организацию и координацией ресурсов
- •5. Заключение
5. Заключение
При наличии в отношениях торгового обмена специфических инвестиций сторонам сделки приходится принимать решение, что использовать в качестве средства борьбы с угрозой вымогательства — долгосрочный контракт или вертикальную интеграцию. Вертикальная интеграция влечет за собой признаваемую всеми возможность увеличения издержек в связи с некоторым ослаблением стимулов и разрастанием бюрократии. Я здесь рассматривал другую часть уравнения — трансакционные издержки, сопряженные с долгосрочными контрактами. Важным элементом этих издержек являются не "чернильные издержки" заключения контракта, на которые делает упор Коуз, а значительные, снижающие доходы издержки в процессе установления и пересмотра условий контракта, когда стороны пытаются создать почву для вымогательства, основываясь на неминуемо несовершенных долгосрочных контрактных соглашениях, и осуществить это вымогательство либо же уклониться от него.
Несмотря на то что вертикальная интеграция может означать возрастание (по сравнению с долгосрочными контрактными соглашениями) возможности управлять скооперированными производственными ресурсами, не следует смешивать эти возможности интегрированной фирмы с основополагающей экономической мотивацией интеграции. Перемещая право собственности на организационный актив, вертикальная интеграция позволяет сторонам трансакции избежать трансакционных издержек, сопряженных с потенциальной возможностью вымогательства при наличии специфических инвестиций. Прибегнут ли стороны трансакции к вертикальной интеграции как к решению конкретной проблемы потенциального вымогательства, зависит от величины этих специфических инвестиций в сочетании с тем, насколько возможно заключение долгосрочных контрактов, которые гибко отслеживали бы рыночную конъюнктуру, не создавая других источников вымогательства. Поскольку возможность заключать и применять долгосрочные контракты отчасти зависит от степени неопределенности, органически присущей рынку, и от уровня репутации участников сделки, эти факторы также оказывают влияние на вероятность вертикальной интеграции.
Этот анализ мотивов вертикальной интеграции согласуется с фундаментальной установкой, выявленной Коузом полвека назад: трансакция внутри фирмы есть нечто, в корне отличное от трансакции на свободном рынке. Представление о фирме как просто о "сплетении контрактов", развившееся в ответ на проведенное Коузом фундаментальное различие между фирмой и рынком, неполно и вводит в заблуждение. Теперь я согласен с Коузом в том, что между внутрифирменными и межфирменными трансакциями целесообразно проводить не только правовые, но и аналитические различия. Фирмы суть нечто большее, нежели частные группы формальных и неформальных контрактов. В их состав входят ценные "бригадные" активы и развитые механизмы контроля и управления информацией. Объединяя право собственности на эти организационные активы в руках одной фирмы, вертикальная интеграция устраняет необходимость в одном "центральном" контракте и создает повышенные возможности гибкого управления производством. Вследствие этого имеют место значительное сокращение потенциальных возможностей вымогательства и существенное сужение спектра трансакционных издержек.
1 Так в оригинале. Очевидно, имеются в виду кузова автомобилей. (Примеч. пер.}
2 "Право собственности" здесь следует понимать, как в контексте предыдущего абзаца. (Примеч. пер.)
