Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zheltukhina_m_r_komicheskoe_v_politicheskom_diskurse / Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе.doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

2.3. Виды комического

В диссертации мы представляем комическое родовым термином, видами которого являются юмор, ирония, сатира и сарказм. Опираясь на составленный каталог критериев дифференциации комического, опишем его разновидности. На примерах процедуру разграничения видов комического представим в приложении 2.

1) Юмор

Современные лингвистические, философские, эстетические, литературоведческие источники изображают юмор как наиболее жизнеутверждающую и сложную форму комического. Юмор предполагает умение подметить комическое несоответствие в жизни, постичь и оценить его. В таком понимании юмор рассматривается как реакция на комическое (на любой его вид: юмор, иронию, сатиру, сарказм), но нельзя забывать, что юмор – это и порождение комического. Юмор есть способ познания закономерностей бытия путем комического заострения жизненных несообразностей.

Юмор (лат. humor влажность) согласно античному учению, правильная мера влажности, то есть "здоровые соки" в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Некоторые видят в юморе низший вид, смех безыдейный, природный, балаганный, то есть смех ради смеха (Пропп, 1997). Получается, что юмор есть смех плоти. Поскольку комическое, по нашему мнению, представляет собой смех ума (см. главу I, § 1), юмор как разновидность комического – тоже смех ума. При этом степень интеллектуальности юмора по сравнению с другими видами комического будет высокой.

Объектом юмора являются отдельные недостатки, которые смешны, но или легко преодолеваются, или относительно терпимы. Юмор высмеивает странное и чудное в жизни, которое отличается низкой степенью злободневности и критичности, вызывает у адресата лишь добрую улыбку, легкую насмешку или дружеский, беззлобный, веселый смех, сочувствие (Салыгина, 1992: 109) и симпатию (Рубинштейн, 1946: 493) к объекту критики.

В отличие от других видов комического, юмор раскрывает гуманистическое начало человека, призывает не к уничтожению явления, а к его совершенствованию. "Острие юмора врачующее, а не карающее", юмор  это "эстетическое обличение не врага, а друга" (Вулис, 1976: 15). Юмор является средством правильно понять самого себя, не недооценивать и не переоценивать себя.

Обладая средней степенью эмоциональной насыщенности, средней интенсивностью выражения эмоций и низкой степенью агрессивности, юмор опирается на серьезность, симпатию, любовь и большую свободу духа.

Юмор отражает положительную оценку окружающей действительности, хорошее отношение к ней, передает ее преимущественно эксплицитно. Исходя из того, что мы смеемся всегда только над плохим, а не над хорошим, мы отмечаем низкую степень негативности юмора, в отличие от иронии, сатиры и сарказма.

Юмор характеризуется средней степенью понимания адресатом в силу преобладающей эксплицитности его выражения, а также в зависимости от индивидуальных характеристик адресата, от наличия у него чувства юмора.

Своеобразие юмора заключается в умении высказывать серьезное с усмешкой, увидеть в нем незначительное и малое и, наоборот, обнаружить в незначительном и ничтожном важное и глубокое (ЛСМ, 1989: 229). Для юмора свойственны семантическая и иллокутивная двуплановость (смещение формы относительно содержания, утверждение через отрицание и др.). Юмор складывается из остроумия и смеха (Чубарян, 1994: 6, 9), основываясь на приемах языковой игры.

Под юмором мы будем понимать вид комического, выражающий мягкое отношение к объекту осмеяния (к недостаткам жизненных явлений, поведению людей), сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью, способное вызвать лишь незлобивую улыбку и легкий насмешливый, веселый смех.

2) Ирония

Суммируя различные определения иронии и ее признаков, необходимо указать на неоднозначность трактовки данного явления в современной эстетической, литературоведческой и лингвистической литературе (Knox, 1961; Brown, 1980; Sperber, 1984 etc.; Багдасарян, 1969; Арнольд, 1979; Салихова, 1975; Походня, 1989, Щербина, 1995 и др.). По нашему мнению, исследователей этой проблемы объединяет взгляд на иронию как на эстетическую категорию, основанную на противоречии между отрицательным содержанием и положительной формой высказывания.

Ирония (греч. eirōneía  притворство, отговорка)  первоначально манера говорить, понятная интеллигентному слушателю, при которой говорящий притворяется незнающим, или говорит обратное тому, что думает. Ирония как притворство (Аристотель, 1936) заключает в себе элемент хитрости или обмана, но, в отличие от последнего, она выражает его особым иносказательным образом, а именно: говоря одно, подразумевает противоположное (Лосев, Шестаков, 1965: 336). Ирония помогает путем иносказания глубже вскрыть истину, и потому используется как средство аргументации и доказательства истины. Мы полагаем, что ирония сопоставима с ложью с позиций истинности и противоположна лжи в коммуникативном отношении.

Главный объект иронии  это авторитет (человек, государство, политическое течение и т.п.), утративший свое право им быть, заслуживающий разоблачения, противопоставляемый эстетическому идеалу.

Слабость иронии часто видят в пассивности, созерцательности, особенно в сравнении с сатирой (Дземидок, 1974), что кажется нам не вполне обоснованным. Конечно, ирония менее злободневна и агрессивна, чем сатира. Ирония, проявляясь в усмешке, ухмылке, язвительном смехе, наказывает и карает. Чаще всего осуждение осуществляется через похвалу (Салыгина, 1992: 108; Домашнев, 1989). Реже встречается обратное, то есть унижая, восхвалять.

Степень эмоциональной насыщенности иронии высокая, спектр выражаемых иронией эмоций и эмоциональных проявлений достаточно разнообразен: от добродушного дружеского подтрунивания, подшучивания, иронического замечания до насмешки, обнажающей нелепость происходящего, высокомерия и превосходства, недовольства и раздражения из-за неудовлетворенности окружающим миром (ЛСМ, 1989: 64). Однако интенсивность выражения эмоций у иронии будет средняя, так как положительная форма создает сложности раскрытия отрицательного содержания.

Будучи насмешкой, скрывающей под видом самоунижения глубокое интеллектуальное и нравственное содержание (Платон, 1998), ирония представляет собой оружие эгоцентризма, злого и изощренного, не всем понятного ума (Read, 1965: 17). Она характеризуется очень высокой интеллектуальностью по сравнению с другими видами комического.

Ирония может быть выражением действительного превосходства или попыткой компенсации внутренней слабости и неуверенности (ФЭС, 1997: 188). При этом степень понимания иронии адресатом фиксируется как средняя или низкая в зависимости от индивидуальных особенностей адресата, наличия или отсутствия у него чувства юмора.

Ирония основана на семантической двуплановости, то есть одновременной реализации признаков первичного и вторичного денотатов. За положительной оценкой скрыта насмешка, поэтому ирония имеет двойной смысл: прямой, буквальный и скрытый, обратный (Борев, 1960; Шейгал, 1997). Вследствие своей амбивалентности ирония отличается от других видов комического средней степенью негативности, так как ирония стоит между юмором со слабой негативностью и сатирой с высокой степенью негативности, отрицания, отвержения осмеиваемого явления.

В контексте присутствуют такие формальные показатели иронии, как интонация и паралингвистические средства (мимика, жесты) в устной речи; кавычки в письменной речи (Шейгал, 1997: 48). Ирония является стратегией косвенного использования языка в прагмалингвистической теории вежливости (Brown, Levinson, 1978). Исходя из этого, можно говорить о доминировании имплицитного характера выражения иронической оценки.

При описании лингвистической природы иронии мы будем исходить из определения М. Д. Кузнец и Ю. М. Скребнева. "Ирония – это употребление слова, словосочетания или предложения в смысле обратном тому, который непосредственно в них выражен с целью внесения критичности, оценочной характеристики предмета или явления" (Кузнец, Скребнев, 1960: 38). Иронический смысл, создаваемый огромнейшим набором языковых средств (антифразис, контраст, иносказание, метафора и др.), может возбуждать самые разнообразные ассоциации.

Иронии отводится промежуточное место между юмором и сатирой (Тимофеев, 1948). Некоторые считают, что ирония есть скрытая насмешка, переходящая в сарказм. Существует также мнение, что вполне могут быть юмористическая ирония и ироническая сатира (часто при этом перерастающая в сарказм). Основной чертой, сближающей иронию с разными типами комического, считается наличие противоречия между формой и содержанием (Николаев, 1962). Сближение иронии с сатирой состоит в том, что обе они, в отличие от юмора, выражают неодобрение и критику и очень эмоциональны (Weisgerber, 1973; Дземидок, 1974). При полном отрицании сущности изображаемого предмета ирония перерастает в сатиру (Домашнев, 1989: 91). Придерживаясь этого мнения, далее мы рассмотрим сатирический вид комического.

3) Сатира

Одни исследователи утверждают, что сатира близка к иронии, но это обличающая, обобщающая ирония, другие же считают иронию разновидностью сатиры (Соловьян, 1959). Мы находим, что эти утверждения неверны, так как, несмотря на схожие черты (степень критичности, степень эмоциональной насыщенности), ирония и сатира представляют разные виды комического. Они различаются по таким признакам, как "объект комического", "степень злободневности", "интенсивность выражения эмоций", "степень агрессивности", "степень интеллектуальности", "характер выражаемых эмоций", "перлокутивный эффект" и т.д. (см. ниже).

Обобщая и систематизируя зафиксированные в специальной литературе признаки интересующего нас понятия сатиры (Fritz, 1980; Соловьян, 1959; Борев, 1970; Походня, 1984; Голубков, 1991; Наер, 1992; Салыгина, 1992; Пропп, 1997 и др.), следует прежде всего подчеркнуть, что ее объектом являются социальные пороки, имеющие широкую общественную значимость.

Сатира (лат. satira – блюдо, наполненное различными плодами, смесь, мешанина) отрицает осмеиваемый предмет или явление действительности и противопоставляет ему находящийся вне данного объекта идеал. Сатира может рассматриваться как эмоционально насыщенная эстетическая форма критики и разоблачения существующих социально-общественных реалий, несущая в себе сильную негативную их оценку. Сатира открыто выявляет субъективно-оценочную модальность и имеет отрицательный характер оценочного знака.

Сатира обладает сильной интенсивностью выражения эмоций и высокой агрессивностью. Сатира есть уничтожающее осмеяние порочных явлений (СЭС, 1983: 1172), прямолинейное и откровенное воплощение негативных эмоций (Салыгина, 1992: 108), разрешающееся беспощадным, откровенным смехом. Именно в сатире наиболее ярко проявляется парадоксальная черта смеха – радость, осмеивающая зло.

Отличаясь прямолинейностью выражения эмоций, сатира передает комическую оценку преимущественно эксплицитно. Вследствие этого, она характеризуется высокой степенью понимания ее адресатом и низкой степенью интеллектуальности. Специфически сатирический способ художественного восприятия действительности раскрывает ее как нечто несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект). В связи с этим, основными лингвистическими средствами проявления сатиры выступают деформация, гиперболизация, гротеск.

Деформация – это целенаправленное преувеличение, огрубление, схематизация или опущение отдельных элементов образа с намеком на существование неправдоподобных трансцендентных, связанных с категориями "добра" и "зла" сил. Следствием деформации является заостренность выразительности формы, экспрессивность и символичность (ЭС, 1989: 75).

Гиперболизация выявляет в обозначаемой действительности скрытое содержание, ее эмоционально-эстетический потенциал на примере какого-либо свойства, качества существующих реалий.

Гротеск представляет собой чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон реального предмета или явления, что ведет к разрушению существующих в действительности связей, к замене их контрастным соединением несоединимых свойств объектов. Неправдоподобие вызывает у слушателя откровенный, беспощадный смех, чувство отвращения, негодования, презрения, страха (ЭС, 1989: 68-69). В этом смысле, на наш взгляд, сатира пересекается с сарказмом, и поэтому гротеск может служить также созданию саркастического эффекта.

Итак, под сатирой мы будем понимать вид комического, объектом которого являются социальные пороки, имеющие широкую общественную значимость, нарушение нравов и норм морали.

4) Сарказм

Все существующие в современной специальной литературе высказывания о сарказме (греч. (-лат.) sarkasmós от греч. sarkázein – (рас)терзать, издеваться) свидетельствуют об отсутствии единого подхода к определению данного понятия. Одни исследователи считают, что сарказм есть "едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом" (ЛСМ, 1989: 165) или рассматривают сарказм как наиболее едкую и язвительную форму сатиры (Домашнев, 1989: 91; Дмитриева, 1986).

Другие утверждают, что сарказм (букв. что-либо вонзающееся в тело, от греч. sarx плоть) – это скорее горькая ирония, едкая насмешка (ФЭС, 1997: 404; Kress & Hodge, 1979), "жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста" (СИС, 1987: 443). Сущность сарказма как литературной аналогии иронии (Alexander, 1997) или повседневной иронии (Leech, 1983) проявляется в высказывании противоположного тому, что имелось в виду (было намеренным): высказывание чего-либо любезно с целью быть понятым угрожающе, злобно.

Третьи затрудняются четко разграничить понятия иронии, сатиры и сарказма и заключают, что сарказм – это "сатирическая по направленности, едкая и язвительная ирония, делающая объектом изобличения путем разящей насмешки-издевки явления, особо опасные по своим общественным последствиям" (ЭС, 1989: 305).

Несмотря на всю пестроту мнений, нам представляется целесообразным выделить сарказм в самостоятельный вид эстетической категории комического и конкретизировать признаки, характерные для данного понятия.

Объектом саркастического осмеяния являются социальные пороки, явления, особо опасные по общественным последствиям.

Сарказм отличается от других видов комического очень высокой степенью злободневности и критичности. Кроме того, актуализация сарказма, в частности в политическом дискурсе, может быть связана с типологией политиков, их идеологией. Жесткое неприятие общественных норм проявляется в очень сильной вербальной агрессии и объясняет отрицательный характер оценочного знака. Сущность сарказма заключается в подчеркнуто усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого (подтекста и внешнего смысла) (ЭС, 1989: 305-306): осмеиваемому явлению сначала приписывается положительное качество, затем сразу же отрицается (СЭС, 1983: 1166).

В сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения и выражения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование (ЛСМ, 1989: 165), доходящий до границы с цинизмом, то есть наглым, бесстыдным поведением и вызывающе-презрительным отношением к нормам общественной морали, нравственности, предполагающим абсолютную ценность собственного "Я". Характер выражения саркастической оценки преимущественно эксплицитный.

Благодаря средней степени интеллектуальности, степень понимания комического адресатом достаточно высока. Саркастический перлокутивный эффект проявляется в негодующем смехе, "адском хохоте". Сарказм часто использует интонацию в качестве намека, сигнала, перифраз, инверсию и другие лингвистические средства создания комического эффекта.

Под сарказмом мы будем понимать ядовитую, злую насмешку, которая изобличает явления, особо опасные по своим общественным последствиям.

Рассмотрев каждый вид комического в отдельности, мы считаем необходимым представить полную картину дифференциации видов комического в таблице 1.

Таблица 1