Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zheltukhina_m_r_komicheskoe_v_politicheskom_diskurse / Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе.doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Комическое как разновидность оценки на аксиологических шкалах

1) шкала комического

шутл. неодобр./ирон. пренебр. уничижит. презр. пометы

| | | | |

симпатия неодобрение пренебрежение уничижение презрение характер выражаемых эмоций

+/–

"

+ юмор 0 ирония сатира сарказм – виды комического

2) шкала ценностных ориентаций

ласк. шутл. неодобр./ирон. пренебр. уничижит. презр. бран. пометы

| | |

некомическое нейтральное комическое некомическое ценностные ориентации

"

+ 0 юмор ирония сатира сарказм – виды комического

На шкале комического соотнесены виды комического, характер выражаемых эмоций и лексикографические пометы. Рассматриваемая на абстрактном уровне, сема "эмоциональная оценка" представляет собой семантический инвариант. На конкретном уровне она положительна или отрицательна. На речевом уровне она представлена рядом аллосем: мелиоративными типа одобрение, ласка, удовольствие и т.д. и пейоративными типа неодобрение, осуждение, порицание, пренебрежение, презрение, негодование и т.д. (Лукьянова, 1986). Виды комического различаются по характеру выражаемых эмоций (симпатия, неодобрение, пренебрежение, уничижение, презрение), который отражается в различных пометах. Пометы ирон., шутл. содержат комическое в своей семантике (шутка, юмор, ирония), что позволяет говорить о комическом как о разновидности эмоциональной оценки.

Особенность данной шкалы состоит в том, что "0" присутствует на ней чисто формально. Комическое не может быть нейтральным. Юмор выражает положительное отношение к объекту осмеяния, проявляющееся в симпатии. Ирония может быть как положительной, так и отрицательной и отражаться в неодобрении объекта осмеяния. Сатира и сарказм оценивают предметы и явления действительности только отрицательно, выражая пренебрежение, уничижение и презрение. При этом сарказм характеризуется более высокой степенью негативности, чем сатира.

На шкале ценностных ориентаций представлены виды комического, лексикографические пометы. Кроме того, разграничиваются такие ценностные ориентации, как комические (отрицательные), нейтральные и некомические (положительные и отрицательные). К отрицательным некомическим ценностным ориентациям относится прежде всего цинизм, а к положительным некомическим – возвышенные ценности.

В словарях для характеристики отрицательного оценочного компонента используются те же пометы, что и для характеристики отрицательного эмоционального компонента коннотации: бран., неодобрит., ирон., презр., ласк., пренебр., уничижит., шутл..; положительная оценка в словарях не фиксируется (Кошель, 1980; Хидекель, Кошель, 1981). Указанные пометы совпадают с пометами комического по его видам, исключая ласк. и бран. В связи с этим, первоначальным критерием отбора объекта анализа из лексикографических источников послужили словарные пометы ironisch, komisch, verächtlich, scherzhaft, humoristisch, satirisch, sarkastisch, mißbilligend, geringschätzig в немецком языке и шутл., неодобр., ирон., пренебр., уничижит., презр. в русском языке.

Критерии лексикографических маркеров комического – это оценочные пометы и индикаторы оценки в дефиниции (Кошель, 1980: 252). Пометы служат маркером степени негативности отношения субъекта, порождающего комическое, к объекту комического. Недостаточность критериев словарных помет, дефиниционных индикаторов комической оценки, специальных признаков комического заставляет обратиться к критерию когнитивных процедур, позволяющих идентифицировать комическое как в слове, так и в тексте (дискурсе), которые мы рассмотрим ниже.

В семантике знака оценка представлена в виде отдельного семантического компонента. Существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют два вида оценки: эмоциональную (часть коннотации) и рациональную или интеллектуальную оценку (часть денотации).

Например, концепция эмотивизма интегрирует все психические состояния субъекта при их выражении в высказывании/ тексте и указывает на первичность в речи эмоционального и вторичность рационального (Stevenson, 1958; Hudson, 1980). По другой концепции эмоциональная оценка вытекает из рациональной (Katz & Fodor, 1963; Vendler, 1967; Мур, 1984). К эмоциональным оценкам здесь относятся те, которые характеризуют только эмоциональное состояние субъекта, исключая чувства-отношения. Эмоциональная оценка рассматривается как вид психологической оценки (Арутюнова, 1988, 1999) или как один из признаков рациональной оценки, способный к актуализации в речи (Баранов, 1989).

Оценочность понимается как отношение субъекта к объекту и имеет эмоциональную и рациональную разновидности (Вольф, 1985: 42). Мы полностью согласны с Е. М. Вольф, что в "естественном языке не может быть чисто эмоциональной оценки, так как язык, как таковой, всегда предполагает рациональный аспект" (Вольф, 1985: 40). Однако способы выражения этих видов оценки различны: эмоциональная оценка выражает чувства, а рациональная – мнение.

Наиболее явно эмоциональная и рациональная оценки разграничиваются в речевых актах (Stevenson, 1958; Арутюнова, 1988). В рационально-оценочном высказывании адресант сообщает адресату о ценностной значимости информации, чтобы последний принял его точку зрения как объективную. Высказывания с эмоциональной оценочностью преследуют цель воздействия на реципиента в эмоциональном плане.

Некоторые исследователи оценки выделяют три разновидности оценки, основываясь на традиционном делении психики на разум, чувства и волю. Это рациональная, эмоциональная и дезидеративная оценки, между которыми не существует четких границ (Воркачев, Жук, Голубцов, 1997).

Возникновение у человека эмоций связано с рациональной оценкой (прогнозом): эмоция, компенсируя в экстремальной ситуации недостаток сведений о средствах выхода из этой ситуации, возникает у субъекта как реакция на снятие неуверенности в наступлении благоприятной ситуации (Воркачев, Жук, Голубцов, 1997: 238-240).

Дезидеративная оценка (желание, безразличие, нежелание) вписывается Н. Д. Арутюновой в эмоциональную (желательность/ нежелательность), что подчеркивает ее тесную связь с эмоциональной оценкой. В основе эмоциональной и дезидеративной оценок лежат потребности, желания и их удовлетворение (удовольствие/ неудовольствие). Кроме того, объект желания как "стремление к" обычно оценивается эмоционально и положительно (грусть, светлая печаль и пр.), а объект желания как "стремление от" считается объектом отрицательной эмоциональной оценки (отвращение, страх).

Эмоциональная оценка (хорошо, безразлично, плохо) представляет собой чувство-состояние субъекта. Желание же как осознание (рациональный аспект) и переживание (эмоциональный аспект) степени соответствия объекта оценки какой-либо потребности, как мотив деятельности человека – это чувство-отношение, определяемое через свой объект и характеризуемое обязательной интенсиональностью (Воркачев, 1990: 86).

Дезидеративная оценка определяет эмоциональную ценность объекта оценки (Спиноза, 1932). "В слабой, непредикативной семантической позиции, в составе пресуппозиций предикатов надежды и опасения, семы эмоциональной и дезидеративной оценок, очевидно, нейтрализуются, о чем, в частности, свидетельствует вариативность сем эмоциональной и дезидеративной оценок в семантическом описании этих предикатов" (Воркачев, Жук, Голубцов, 1997: 238-240).

На наш взгляд, дезидеративная оценка имеет рациональную и эмоциональную основу, а потому мы считаем ее разновидностью интеллектуально-эмоциональной оценки.

Интеллектуальная оценка связана с рациональностью, с понятийным ядром и входит поэтому в денотацию (дескриптивный, предметно-логический аспект значения), так как основана на рационально-оценочных, логических суждениях об объективно присущих референту свойствах, является суждением о ценности.

Эмоциональная оценка основана на эмоциях, чувствах, переживаниях, связанных с приписываемыми творческим мышлением субъекта свойствами, объективно не присущими данному референту, связана с эмотивностью, входит в коннотацию, ориентирована на стимул в образном содержании "внутренняя форма".

Интеллектуально-эмоциональная оценка основана на рационально-оценочном суждении, мнении и переживании эмоций в органическом единстве, выражает не только чувство-состояние, но и побуждает испытывать чувство-отношение, является реализацией определенного иллокутивного намерения, вызывая определенный перлокутивный эффект.

Комическое вызывает смех, связанный с оценкой объективной действительности. С одной стороны, комическое – это эмоциональная оценка, так как в комических чувствах-отношениях всегда присутствует эмпатия субъекта некоторой ментальности, осознающего, каким должен быть объект комического с точки зрения соответствия идеалу.

С другой стороны, комическое – это рациональная оценка, так как выражает мнение субъекта об объекте осмеяния. В комической оценке эмоциональное добавляется к рациональному, усиливая его за счет дополнительного эмоционального стимула (лингвистические средства выражения). Следовательно, можно заключить, что комическое – это интеллектуально-эмоциональная оценка.

Кроме того, для осмысления комического важна адмиративность (лат. admiratio – удивление). В лингвистической литературе по аксиологии упоминается, что рациональная оценка связана с адмиративной оценкой ("модальностью странности"), присутствует в семантике, передающей удивление как следствие неоправдавшегося вероятностного прогноза (интеллектуальная оценка) субъекта (Воркачев, Жук, Голубцов, 1997). В то же время, удивление – это эмоция, значит, адмиративность имеет эмоциональное основание. На наш взгляд, комическое является составляющей адмиративной оценки как разновидности интеллектуально-эмоциональной оценки. При этом удивление от неожиданности, характеризующее комическое, представляет собой эстетическое изумление, отличное от восхищения.

Нам представляется, что адмиративная оценка может быть как комической, так и некомической. При этом комическая адмиративная оценка всегда негативна, тогда как некомическая адмиративная оценка обычно позитивна, поскольку восхищение представляет собой радостное изумление.

Для подтверждения интеллектуально-эмоциональной природы комического, дадим метаязыковое описание отношений субъекта к объекту комического.

Шутливая симпатия (шутка): субъект неудовлетворен объектом, но испытывает к нему симпатию, высказывает неодобрительное мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает свое шутливое отношение (эмоциональная оценка) к объекту, проявляющееся в легком подтрунивании.

Неодобрение: субъект неудовлетворен объектом, высказывает неодобрительное мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает свое неодобрительное отношение (эмоциональная оценка) к объекту, оценивая его как недопустимый, неправильный, не соответствующий некоторой социальной или субъективной норме, эстетическому идеалу.

Ирония: субъект неудовлетворен объектом, высказывает неодобрительное, осуждающее мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает свое ироничное, насмешливое отношение (эмоциональная оценка) к объекту в завуалированной форме и, одновременно, так, чтобы объект догадался о нем.

Пренебрежение: субъект неудовлетворен объектом, высказывает неодобрительное мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает свое неуважительное, пренебрежительное отношение (эмоциональная оценка) к объекту, так как тот для него незначим, безынтересен, недостоин внимания и установления или поддержания контакта с ним.

Уничижение: субъект неудовлетворен объектом, высказывает неодобрительное мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает свое уничижительное, оскорбительное отношение (эмоциональная оценка) к объекту, видя в нем несоответствие идеалу и намеренно умаляя его значимость, унижая его.

Презрение: субъект неудовлетворен объектом, высказывает неодобрительное мнение (интеллектуальная оценка) об объекте, выражает переживание по поводу нарушения некоторого морально-этического канона, свое презрительное, крайне неуважительное, негодующе-осуждающее отношение (эмоциональная оценка) к объекту.

Следует заметить, что комическое как разновидность интеллектуально-эмоциональной оценки не исследовано в когнитивном аспекте и не выделено как особый вид деятельности языкового сознания. В данной работе делается попытка когнитивного представления комического.

В концепции А. Вежбицкой, а также в трудах В. Н. Телия когнитивные процедуры определены через когнитивные операторы, то есть предикаты знать, считать, чувствовать и т.д. (Вежбицкая, 1996; 1999; Телия, 1996). Когнитивные операторы указывают на процесс познания и/ или эмоционального переживания, вводят когнитивную интерпретацию. При этом когнитивные операторы могут быть семантическими примитивами (знать, полагать, считать, чувствовать, ощущать, испытывать) и разлагаться на семантические примитивы (завидовать, ревновать, восторгаться, унижать, пренебрегать и т.д.).

Для когнитивного изучения комического мы предлагаем использовать следующие когнитивные операторы: полагать, считать + чувствовать, ощущать, испытывать. Именно такое эмоциональное состояние, как испытывание чувства комического: неодобрения, презрения, пренебрежения и т.д., и является содержанием адмиративной оценки как компонента значения знака, то есть комического отношения адресанта/ адресата к комическому объекту действительности через его образное подобие в виде образной гештальт-структуры.

В следующей таблице представим когнитивные оценочные модели и набор когнитивных оценочных операторов комического в соотношении с другими разновидностями оценки. При помощи когнитивных оценочных операторов, представленных семантическими примитивами, описываются когнитивные оценочные модели видов оценки. Предлагаемые когнитивные модели и операторы являются, на наш взгляд, основными критериями отграничения комического и его видов от других разновидностей оценки.

Таблица 2