
- •Искажения повседневного опыта
- •Практические приемы различной степени трудности, посредством которых активизируются смещенные фреймы
- •Искажения повседневного опыта, как будто созданные для тех, кто хотел бы обманывать других. Они непосредственно порождаются фреймами.
- •Вспомогательные дизайны
- •Использование скобок
- •Обманные ходы
- •Наивность инсайдера
- •Фальшивые связи
- •Ловушки в структуре фрейма
- •Дополнительные проблемы, касающиеся определения фрейма, и заложенные в его структуре источники искажений
- •Обманные фреймы
- •Фреймы, лежащие в основе смысловых миров, включая повседневную реальность
- •Гибкость фреймов, потаенные знаки
- •Индивид либо спонтанно втягивается в сценическое действо, либо посредством его фабрикации полностью выходит за рамки сцены
- •Заключительные комментарии
Фальшивые связи
Фундаментальное свойство опыта такого, что дела и слова сохраняют связь с их источником, и эта связь воспринимается как нечто, что само собой разумеется, обеспечивается контекстом действия и гарантирует закрепление деятельности (примеры про изменение голоса по телефону, махинации на выборах)
Ловушки в структуре фрейма
«Перестали ли вы быть свою жену?». Человек заведомо находится в ситуации обмана. Протесты против ложной трактовки ситуации только убеждают адресатов в правильности именно такой трактовки (пример про мальчика).
Из этого следует, что любая теория, толкующая о том, что должно происходить в мире сегодня и потом, может воспроизводиться вопреки всем опровержениям, поскольку все не согласующиеся с теорией факты рассматриваются как испытание для действующего индивида, некое средство, используемое высшими инстанциями для проверки его соответствия тому, что с ним происходит.
Дополнительные проблемы, касающиеся определения фрейма, и заложенные в его структуре источники искажений
Обманные фреймы
Как только определяется фрагмент опыта, можно одним-двумя штрихами придать ему целостные очертания, в том числе оберегающие его от сомнений. Можно много добиться посредством хитроумного поворота темы – в том числе достигается совершенно новое видение всей совокупности событий.
Фреймы, лежащие в основе смысловых миров, включая повседневную реальность
Знаковые проявления человеческих чувств свидетельствуют о небезопасности повседневного мира , во всяком случае о том, что некоторые люди создают для себя особые миры или испытывают страх перед внешней реальностью. Мимолетные выражения чувств важны, прежде всего, потому, что они обнаруживают двойственность повседневного мира: заданная в восприятии фактичность всегда может оказать иной – возможно мы плохо представляем себе сложность и многослойность явлений.
Гибкость фреймов, потаенные знаки
Так же как разного рода ухищрения, направленные на искажение, основаны реальные факты, существует возможность сообщать что-либо в туманной, завуалированной манере. Тщательно отбирая слова, следя за интонацией и правильно расставляя акценты, чтобы при необходимости отречься от сказанного. Следует учитывать высокую вероятность двойной схемы речевого поведения, обусловленной практической гибкостью фреймов.
Индивид либо спонтанно втягивается в сценическое действо, либо посредством его фабрикации полностью выходит за рамки сцены
Человек может оказаться не в ладах с происходящим, поскольку в качестве единственно приемлемой для себя схемы действия он рассматривает нечто такое, что ему недоступно, не поддается фабрикации, зато естественно и не принужденно оказывается другим (пример о конце света).
Причина не в том, что их (бегущих из центров городов во время кубинского кризиса) несостоятельна, а в том, что порочна сама готовность заключить в скобки всю гражданскую жизнь и унифицировать все свои действия в соответствии с требованием фрейма. То, в чем мы должны находить смысл существования, превращается в изображение.
Депрессии и мании обычно приписывают тем, кто не соблюдает правила выражения эмоций и с завидным упорством разыгрывает различные сцены так, как если бы они порождали один и тот же эмоциональный отклик. Кое-что из этого может объясняться фреймами: человек может относить к одной и той же сцене то, что рассматривается другими в качестве разных сцен; он может заключать в скобки продолжительный отрезок своей деятельности, размещая в одном и том же фрейме жизненный материал, который другие люди дифференцируют для того, чтобы менять фреймы своего поведения.