Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
savchenko_v_n_istoriya_i_filosofiya_nauki_i_tekhniki / Савченко В.Н. История и философия науки и техники.doc
Скачиваний:
158
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

10.2. Открытия парадигмальные и экстраординарные, преднамеренные и случайные.

Совершающиеся в науке открытия можно разделить на два типа. Одни из них осуществляются в рамках и на основе существующих теорий, с помощью известных средств, приемов, методов и процедур исследования и решения проблем, т.е. на базе всего того, что называют термином "парадигма". Подробно об этом говорилось выше. Открытия этого рода можно назвать парадигмальными. Парадигмальные открытия - это открытия, совершаемые в рамках и на основе существующих теорий, с помощью известных средств, приемов, методов и про­цедур исследования. К открытиям такого рода можно отнести теоретическое открытие Д.И. Менделеевым новых химических элементов после того, как он сформулировал свой периодический закон.

Другой тип открытий экстраординарные открытия, которые не выводятся логическим путем из существующих представлений. Эти открытия не укладываются в данные представления, не могут быть объяснены с их помощью, а, напротив, являются по отношению к ним принципиально новым знанием. Такие открытия не могут быть предсказаны на основе имеющихся теорий. Как писал Ф. Бэкон: "... эти открытия... настолько отличны и удалены от всего познанного ранее, что никакое предшествующее знание не могло к ним привести". Многим экстраординарным открытиям предшествуют попытки решить соответствующую проблему, осуществить поиск на основе существующих представлений. Но поскольку такие представления не соответствуют искомому явлению, то результат оказывается ошибочным. Когда же достигается действительный результат, то он вступает в противоречие с предложенными ранее решениями проблемы, а иногда и с наличной системой знания. Экстраординарное открытие дает знание, противоположное в том или ином отношении имеющимся взглядам, т.е. налицо движение по схеме: от наличных представлений к знаниям с противоположными характеристиками. Поскольку этот новый результат нельзя логически вывести из существующих представлений, то, очевидно, исследователю нет смысла пытаться исходить из них. Так, механистические представления в свое время мешали открытию и объяснению качественно новых явлений электричества и магнетизма. По законам тяготения кусочек железа притягивается к Земле и, выпущенный из рук, должен двигаться вниз. Но если рядом будет находиться сильный магнит, то, вопреки вышеуказанным законам, кусочек железа будет двигаться по направлению к магниту.

Экстраординарные открытия могут быть преднамеренными или случайными.

Преднамеренные открытия - это открытия, в которых в ходе поиска исследователь руководствуется определенными намерениями, целями, установками. Образцом преднамеренного открытия является открытие периодического закона химических элементов, поскольку Д.И. Менделеев сознательно искал способ объединения всех элементов в естественно построенную систему. Для таких открытий характерно то, что известна цель, и нужно найти способ и средства ее достижения. В этом случае исследователь идет от цели к средству, от проблемы к ее решению.

Случайные открытия - это открытия, в которых результат не выступал в качестве первоначальной цели исследования. Примером случайных открытий является открытие рентгеновских лучей.

Значение экстраординарных открытий в научном познании огромно. Все великие открытия экстраординарны. Именно они позволяют науке совершать скачки, революционные переходы от знаний о явлениях одного рода к знаниям о явлениях принципиально иного характера. Наука всегда превыше всего ценит открытия именно таких явлений, которые выводят ее за пределы существующих представлении и теорий: Как говорил знаменитый физик Дж.Дж. Томсон: "Великое открытие -это не конечная станция, а скорее дорога, ведущая в области, до сих пор неизвестные. Мы взбираемся на вершину пика, и нам открывается другая вершина, еще более высокая, чем мы когда-либо видели до сих пор, и так продолжается дальше".

Необычные явления обычно воспринимаются как чудо, вызывают удивление и изумление. Они производят сильный эмоциональный эффект, поскольку являются чем-то неожиданным, необычным, отличным от всего известного. В самом деле, разве не мог в свое время не удивить такой открытый английским физиком Г. Дэви парадоксальный факт: два куска льда при трении друг о друга дают тепло. Такие открытия "ошарашивают" ученых, "выбивают у них из-под ног почву". Когда Дж.Дж. Уотсон и В. Крик открыли необычную структуру ДНК - две пере­плетенные и противоположно направленные цепи, то Уотсон писал об эмоциональном впечатлении от этого открытия так: "Если ДНК такова, то мое сообщение об этом открытии произведет впечатление разорвавшейся бомбы". Чувство удивления возникает от того, что новое знание совершенно не похоже на прежнее; более того, не только отличается от него, но и вступает в конфликт с ним. Однако необычное явление кажется невозможным, если к нему подходить с позиций логики известных нам явлений. По отношению к этим явлениям оно действительно является невероятным. Но если выявить логику данного явления, то в ее рамках оно оказывается естественным и перестает казаться чудом. Процесс познания нового и представляет собой превращение чудесного в само собой разумеющееся, когда понята его природа, лежащие в его основе закономерности и механизмы.

Процесс такого превращения происходит не только в познании как коллективной деятельности ученых, но и в индивидуальном познавательном процессе. Примером этого может служить свидетельство А.Эйнштейна: "Чудо такого рода я испытал ребенком 4 или 5 лет, когда мой отец показал мне компас. То, что эта стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти себе место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас - или мне кажется, что я помню, -что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое".