Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smagin_b_a_istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnyy_kurs / Смагин Б.А. История и философия науки Учебный курс.doc
Скачиваний:
508
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

10.2.2. Особенности понятийного аппарата философии и науки

В распоряжении философии имеются уникальные средства позна­ния — категории, которые позволяют анализировать мир с точки зре­ния его всеобщих и необходимых свойств и качеств. Причина и след­ствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма и единичное, особенное, всеобщее и т.д. — при­меры философских категорий.

Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому фи­лософское знание выступает обычно не в виде строго логически упо­рядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, деталь­ного формулирования всех трудностей анализа, критического сопос­тавления и оценки возможных путей решения поставленной пробле­мы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только до­стигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.

Если наука реализует достаточно строгую форму организованнос­ти, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вы­зывали бы возражений. Знаменитое изречение: «Подвергай все сомне­нию!», а также страстная неприязнь догматов — вот кредо философ­ствующего разума.

Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя. Это чел­ночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпо­сылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характер­на переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Фи­лософия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интелли­гибельных сущностей, постигаемых ментально, умом и не доступ­ных чувственным ощущениям. Вопросы «что есть красота, истина, добро, справедливость» выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть только тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка. Философское понимание красоты ориентирова­но на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выхо­дит за пределы эмпирической данности, «трансцендирует к сущност­ному определению». Философские идеи, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждением, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы (правила, принципы) мышления о том, что в опыте не дано. В самом деле, философские суждения о ценностях и идеалах опираются не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Поэтому никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей о ценностях и идеалах невозможно.

Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, т.е. содержание их знания.

На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» — нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Свя­щенное писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и тео­логии оказываются уделом философии.

Явные различия в понятийном аппарате философии и науки состоят в том, что язык философии предполагает глубинный полисемантизм, предельную обобщенность и абстрактность. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения все­общего и необходимого, нуждается в развитии таких языко­вых средств — категорий, которые бы смогли отразить без­мерность и бесконечность мироздания.

Язык науки связан, как правило, с четкой и однозначной фик­сацией термина и предмета.

Язык поэтического мировосприятия, в котором реальность лишь образно намечается, во многом метафоричен, опирается на сложную систему ассоциативного мировосприятия и сим­волики, он не предполагает строго определенную связь пред­мета и вербальной формы его выражения.

Язык обыденного общения нацелен на схватывание и обозна­чение предметности в рамках утилитарных потребностей.

Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учи­тывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусст­ва, а химия — невзирая на распространение религии, математика мо­жет выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. В ней в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт ду­ховного развития человечества, всех форм общественного сознания: на­уки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни лич­ность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют, автор открытия не несет ответственность за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значи­мость приобретают ценностные ориентации. Она обсуждает те социальные последствия, к которым могут привести научные открытия, утверждая в качестве абсолютной ценности жизнь человечества. В философском творчестве мыслитель стремит­ся к более точному и адекватному определению сущности эпо­хи, места человека в мире. Это создает все новые и новые от­тенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая система авторизована. Философия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с дости­жениями великих умов прошлого и современности.

В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

Наука видит реальность как совокупность причинно обуслов­ленных естественных событий и процессов, охватываемых за­кономерностью. Результаты научных исследований можно экс­периментально многократно проверить. Философские теории нельзя проверить при помоши опыта или эксперимента, они зависимы от личности мыслителя. И хоть предмет филосо­фии — «всеобщее в системе человек — мир», каждая философ­ская система своеобразна, индивидуальна и авторизована.