Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smagin_b_a_istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnyy_kurs / Смагин Б.А. История и философия науки Учебный курс.doc
Скачиваний:
508
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.51 Mб
Скачать

4.3. Особенности восточной преднауки

Возникновению науки в античный период предшествовал этап развития человеческой культуры и цивилизации на Древнем Востоке.

В самых древних восточных цивилизациях - Египетской и Шумерской существовал механизм хранения и передачи знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии и передавали их по принципу наследственного профессионализма, т. е. от старшего к младшему в касте жрецов, при котором необходимые знания передавались через обряды, посвящения. В древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей около 4000 лет, происходило медленное, стихийное накопление знаний. Более динамично развивалась вавилонская цивилизация. Вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов. Они создали астрономию как практическую деятельность. Практический характер имели знания в Индии и Китае. Многие из них имели иррациональный характер, т. е. были добыты на основе интуиции, озарения и медитации.

Таким образом, знания, накопленные у древневосточных цивилизаций, имели следующие общие черты:

стихийность;

несистематизированность;

недоказательный характер знания;

отсутствие критической позиции по отношению к знанию;

невозможность коррекции знания;

отсутствие теоретичности и фундаментальности;

иррациональность;

рецептурный характер (многие знания были простым набором алгоритмов и правил для решения задач).

Ряд знаний в математике Древнего Египта и Вавилона, по-видимому, не мог быть получен вне процедур вывода и доказательства. Историк математики М.Я.Выгодский считает, что, например, такие сложные рецепты, как алгоритм вычисления объема усеченной пирамиды, были выведены на основе других знаний. Однако в процессе изложения знаний этот вывод не демонстрировался. Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона закреплялись за кастой жрецов и чиновников и носили авторитарный характер. Обоснование знания путем демонстрации доказательства не превратилось в восточных культурах в идеал построения и трансляции знаний, что наложило серьезные ограничения на процесс превращения «эмпирической математики» в теоретическую науку.

Из этого можно заключить, что в древневосточных цивилизациях были подготовлены предпосылки для появления науки и существовали отдельные ее компоненты.

4.4. Возникновение науки в Древней Греции: социально-исторические условия и особенности

Цели и задачи раскрытия темы античности  определяются ролью и значением того, что называют «античной наукой» и «античной техникой» во всем последующем развитии, вплоть до современности. В определенной мере, можно говорить, что «античная наука» - это «детство» современной науки, но не в том линейном («кумулятивном») восприятии «от простого к сложному», а в том, когда детство проходит один раз, а переживается нами постоянно. Ключевые научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы (программы), да, и собственно, новая - научная - культура мысли - все из античности. Следует обратить внимание   на то, что собственно никакой науки в античности не было, в  том смысле как она понимается сегодня. И, в то же время, парадоксально, что  это трудноуловимое явление лежит в основе современной науки - ее структуры, методов, проблем, языке.

Характер источниковой базы. Вопросы оценки источниковой базы по истории античной науки и технологии, сохранности и достоверности реконструкции письменных и вещественных источников,   допустимых границ интерпретации письменных и материальных памятников античной культуры  - все    это требует  специального рассмотрения. То, что мы называем наукой в античности – это часть философии, в период классики – натурфилософиейУ науки постоянно были самые тесные отношения с эзотерикой.

Понятие «древнегреческая наука», вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие «античная наука» - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д. Рожанского 83.

И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

1) Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации  знаний.

2) Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

3) Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

4) Систематичность научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Периодизация античной науки. В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки.

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки «о природе». Эта «наука» была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. «наука» была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки «о природе» была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления «единой науки» начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки «о природе». Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и   обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же  в  первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Научное знание и эзотерика. Научное знание и эзотерика -   проблема «сквозная» для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического. Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.

Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса, оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко  II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего, или Трижды рожденного), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории «учебник по астрологии» - Тетрабиблос («Четырехкнижие»). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая «научная школа» античности, школа Пифагора,   была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

  Поскольку мир един, едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий).