Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ ПО ЯЗ-ЗН №1-7.doc
Скачиваний:
343
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
655.36 Кб
Скачать

Пути образования национальных языков

История формирования каждого национального языка ин­дивидуальна и неповторима, однако некоторые общие момен­ты в этом процессе прослеживаются: национальный язык об­разуется, как правило, или на базе одного (более или менее однородного) диалекта, или на базе нескольких диалектов за счет их концентрации, или путем смены диалектов и параллель­ной их концентрации. Эти пути образования национальных языков были сформулированы в общем виде К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии»: «В любом современном развитом языке естественно возникшая речь возвысилась до на­ционального языка отчасти благодаря историческому развитию языка из готового материала, как в романских и германских языках, отчасти благодаря скрещиванию и смешению наций, как в английском языке, отчасти благодаря концентрации диа­лектов в единый национальный язык, обусловленной эконо­мической и политической концентрацией».1

Примером первого пути формирования национального языка может служить французский язык, сложившийся на базе диалекта Иль-де-Франс с центром в Париже: приказом короля Франциска I язык именно этого диалекта в 1539 г. возво­дится в ранг национального государственного языка, что сра­зу же понизило статус латинского и провансальского языков, несмотря на то, что латинский язык все первое тысячелетие был единственным литературным языком Западной Европы, а на провансальском существовала лирическая поэзия труба­дуров, широко известная в Испании, Италии и даже Герма­нии.

Примером второго пути становления национального языка может служить английский язык, который сформировался в ре­зультате борьбы и смешения двух языков — англосаксонского (сложившегося на базе англосаксонских диалектов, когда анг­лы, саксы и юты завоевали Британию) и французского (прине­сенного в Британию норманнами). Борьба этих двух языков за­вершилась победой англосаксонского, однако в его словарном составе, особенно в надстроечной терминологии, связанной с обозначением государственного устройства, социальных отно­шений, военного дела, искусства, достаточно много слов фран­цузского происхождения (ср. country 'страна', people 'народ', royal 'королевский', Judge 'судья', chancellor 'канцлер', money 'деньги', garnison 'гарнизон', arms 'оружие', truce 'перемирие', dance 'танец' и т.д.). Период «скрещивания и смешения» язы­ков завершился к XVI в. (национальный английский язык к этому времени сложился на базе Лондонского диалекта).

Примером третьего пути образования национального язы­ка может служить русский язык, который начал складываться в единый национальный язык в XVII в., когда укрепляется Московское государство. В основу его лег говор Москвы (мос­ковское просторечие), представлявший собой переходный говор, так как в процессе исторического развития языка на его северную основу наложились черты южнорусских говоров. В современном русском языке соотношение севернорусских и южнорусских элементов на разных языковых уровнях нео­динаково: в лексике наблюдается преобладание севернорус­ских элементов, в фонетике (особенно в системе вокализма) — южнорусских, в грамматике их соотношение приблизитель­но равное.

Существует, однако, еще один путь формирования нацио­нального языка — на базе «чужого» языка. Он встречается чаще всего у народов, задержавшихся в своем историческом развитии на пути превращения в нацию (ср., например, ситуацию в Анголе, где имеется множество бесписьменных языков, но опорный диалект национального языка еще не выбран, потому в политической и экономической жизни, в науке и литературе используется португальский язык. Со временем, од­нако, и здесь произойдет становление национального языка на базе одного или нескольких диалектов).

Лекция 7

Тема лекции: « КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ»

Современная номенклатура языков мира включает до шести тысяч языков (точнее от 2500 до 6000: такой широкий диапазон в количественном выражении связан с тем, что различие между языками и диалектами одного языка очень условно).

Одни языки распространены в узком кругу говорящих (напри­мер, племенные языки Африки, Полинезии, «одноаульные» язы­ки Дагестана), другие представляют народность (например, дун­ганский язык в Киргизии) или нацию (например, словенский, чешский, болгарский языки), третьи используются несколькими нациями (например, французский язык во Франции, Бельгии, Швейцарии), четвертые функционируют как международные язы­ки (например, английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский). Русский язык, кроме того, является и межна­циональным языком, обслуживающим народы России.

Самыми большими языками мира (по числу их носителей), являются китайский (1000 млн. человек), английский (350 млн.), испанский (250 млн.), хинди (200 млн.), арабский (150 млн.), бенгальский (150 млн.), входящий в индоарийскую груп­пу языков, на которых говорят в Индии, русский (150 млн.), португальский (135 млн.), японский (120 млн.), немецкий (100 млн.), французский (70 млн.), панджаби (70 млн.), который входит в индоарийскую группу языков, яванский (65 млн.), принадлежащий к австронезийской семье языков (распростра­нен в центральной и восточной частях о. Ява), бихари (65 млн.), на котором говорят в Индии, принадлежит индоарийской груп­пе языков, итальянский (60 млн.), корейский (60 млн.), телугу (55 млн.) и тамильский (55 млн.), входящие в дравидскую се­мью языков, на которых говорят в юго-восточной Индии, маратхи (50 млн.), входит в индоарийскую группу языков, вьет­намский (50 млн.).1 Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14.)

Кроме живых, активно функционирующих языков, существу­ют мертвые (например, шумерский, латинский, галльский или готский языки). Многие мертвые языки и даже целые языковые семьи сохранились лишь в названиях мест или в виде заимство­ваний в других языках, иные же исчезли бесследно. Однако не­которые мертвые языки находят применение и сегодня (напри­мер, латинский язык — язык католической церкви, медицины, научной терминологии).

В современном мире имеется немало вымирающих языков, и процесс этот происходит довольно быстрыми темпами (в пе­риод между 1490 и 1990 гг. около половины языков мира исчезло с лица земли, а такие уникальные языки, как айнский, на кото­ром говорили жители японского острова Хоккайдо, или убыхейский, один из кавказских языков, превратились в мертвые за пос­ледние десятилетия). Причем языки умирают в разных точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей (где постепенно исчезает язык дьирбал), и кончая островом Мэн в Ирландском море, где в 1974 г. умер последний носитель местного кельтского языка. И в России немало языков, находящихся на грани исчез­новения, особенно среди языков народов Севера и Сибири (на­пример, камасинский язык, близкий селькупскому, входящий в самодийскую группу уральской семьи языков, помнит сегодня лишь одна пожилая женщина).1 (Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14.) Американскими учеными из Центра изучения местных языков Аляски подсчитано, напри­мер, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90% либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.2 Обратный про­цесс — возрождение мертвого языка происходит очень редко (примером может служить иврит, который был возрожден в ка­честве разговорного языка в конце XIX в. и на котором сегодня говорят более трех миллионов человек).

Общее языкознание располагает пока довольно приблизи­тельными сведениями о современных языках мира. Наряду с хорошо изученными языками (история которых благодаря на­личию письменных памятников и даже теоретических описаний известна на протяжении двадцати и тридцати веков, например, языки Индии), существуют языки, сохранившиеся памятники которых остаются нерасшифрованными (например, иероглифи­ческий язык Крита). Нуждается в детальной разработке и клас­сификация языков Америки, Африки, Океании, Новой Гвинеи, Юго-Восточной Азии.

Многие языки остаются до сих пор бесписьменными (напри­мер, языки Африки, Полинезии, Австралии), у некоторых пись­менная традиция появилась сравнительно недавно (ср., напри­мер, позднюю письменность албанского языка, первые памятники письменности которого датируются XV в., или латышского — XVI в.), что создает свои трудности в изучении этих языков.

Современное языкознание занимается не только изучением и описанием языков мира, но и их классификацией, определе­нием места каждого языка среди языков мира. Классификация языков — это распределение языков мира по группам на основе определенных признаков, в соответствии с принципами, лежа­щими в основе исследования. Существуют различные класси­фикации языков, среди которых основными являются генеало­гическая (или генетическая), типологическая (первоначально известная как морфологическая) и географическая (или ареальная). Принципы классификации языков мира в них различны. Генеалогическая классификация базируется на понятии язы­кового родства. Цель ее — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи. Основным методом исследования является сравнительно-исто­рический, основной классификационной категорией — семья, ветвь, группа языков (русский язык, например, по этой класси­фикации включается в семью славянских языков, выделяемых на основе общего их источника — праславянского языка; французс­кий язык — в семью романских языков, восходящих к общему ис­точнику — народной латыни).

Типологическая классификация базируется на понятии сход­ства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков. Она основывается прежде всего на особен­ностях структуры языков, в частности, на признаках морфоло­гического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова. Цель ее — сгруп­пировать языки в крупные классы на основе сходства их грам­матической структуры, а точнее — принципов ее организации, определить тип и место того или иного языка с учетом фор­мальной организации его языковой системы. Под типом языка обычно понимается его строй, принципы организации его структуры (и прежде всего характер его грамматических форм, способы выражения синтаксических отношений). Основным методом исследования является сравнительно-сопоставитель­ный, основной классификационной категорией — тип, класс языков (русский язык, например, так же, как и другие индоев­ропейские языки, принадлежит к языкам флективного типа, поскольку флексия, тесно связанная с основой слова, состав­ляет устойчивый и существенный признак морфологической структуры слова; для языков флективного типа характерна мно­гозначность морфем, их тесная спаянность, наличие многочис­ленных позиционно необусловленных фонетических измене­ний на морфемных швах; а турецкий язык так же, как и другие тюркские языки, принадлежит к языкам агглютинативного типа, ибо у него таким устойчивым и существенным призна­ком морфологической структуры слова является однозначная аффиксальная морфема, которая обладает словоизменительной функцией, при этом связь между морфемами слабая, и фоне­тических изменений на морфемных швах не наблюдается; для этих языков характерно отсутствие согласования как типа син­таксической связи).

Географическая классификация связана с местом распрост­ранения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта). Цель ее — определить ареал языка (или диалек­та) с учетом границ его языковых особенностей. Основным ме­тодом исследования является лингвогеографический, основной классификационной категорией - ареал или зона (ср. ареалы вза­имодействия диалектов или языков в рамках языкового союза). Ареальная классификация возможна и внутри одного языка при­менительно к его диалектам (ср. ареальную классификацию рус­ских диалектов, согласно которой выделяются севернорусские и южнорусские диалекты, а также переходные среднерусские го­воры).

Эти классификации различаются не только своими целями, но и степенью своей устойчивости: абсолютно устойчивой явля­ется генеалогическая классификация (поскольку каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности); типологи­ческая классификация всегда относительна и исторически из­менчива (поскольку каждый язык постоянно развивается, ме­няется его структура и сами теоретические осмысления этой структуры); ареальная классификация обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от признаков, положен­ных в ее основание.

Проблема классификации языков постепенно выходит за рамки языкознания, поскольку сегодня делаются попытки со­вместить лингвистические классификации с данными археоло­гии и антропологии (так, в частности, археологические находки свидетельствуют о том, что Америка могла быть заселена 12 ты­сяч лет назад народами из Евразии, что делает вполне вероятной гипотезу об американских языковых семьях и их родстве с ки­тайско-тибетскими языками).1 Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14.

Кроме этих трех основных типов классификаций, иногда выделяют функциональную (или социальную), а также куль­турно-историческую классификацию. Функциональная клас­сификация исходит из сферы функционирования языка. Она базируется на изучении актов речи и типов языковой комму­никации. В соответствии с этой классификацией языки делят­ся на естественные, являющиеся средством общения (устные и письменные языки) и искусственные, т.е. не воспроизводящие форм естественных языков графические языки, применяющи­еся в сфере науки и техники (ср., например, языки программи­рования, информационные языки, логические языки и др.). Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры. В соответствии с этой классификацией, учитывающей историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьменные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения (см. раздел «Язык и куль­тура»).