
- •Тема 14. Принципы гражданского процессуального права
- •§ 1. Понятие и система принципов гражданского процессуального права
- •§ 2. Конституционные принципы гражданского процессуального права
- •4. Принцип единоличности и коллегиальности
- •5. Принцип состязательности
- •6. Принцип равенства сторон
- •7. Принцип гласности судебного разбирательства
- •Часть 1 ст. 123 Конституции рф провозглашает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- •8. Принцип государственного языка судопроизводства
- •§ 3. Принципы, зафиксированные гражданским процессуальным правом
- •4. Принцип объективной истины
§ 3. Принципы, зафиксированные гражданским процессуальным правом
Условно эти принципы можно выделить в самостоятельную группу, взяв за основу источник их закрепления. Они представляют собой правила, конкретизирующие конституционные принципы, развивающие их, содержание которых изложено не в Конституции, а в ГПК.
К ним относятся: принцип диспозитивности, принцип процессуального формализма, принцип судебного руководства процессом, принцип объективной истины, принцип устности, принцип непосредственности и принцип непрерывности.
1. Принцип диспозитивности. Он выявляет связь гражданского процесса с материальным правом.
Отличительной особенностью гражданского права является то, что им используется метод диспозитивности. Закон предлагает в большинстве случаев лишь определенные рамки взаимоотношений участников гражданского оборота, предоставляя им значительную свободу в регулировании собственных отношений. Сами граждане решают: вступать ли им в определенные частноправовые отношения, или не вступать, и на каких условиях вступать. Например, видя выставленные продавцом товары и цены, сами посетители магазина решают, заключать ли им договор купли продажи на этих условиях или нет. Сказанное относится к подавляющему большинству частноправовых отношений. От волеизъявления самих граждан зависит: хранить ли свои деньги в Банках, заключая договор банковского вклада или хранить их дома на свой страх и риск, сдавать имеющиеся у них излишки собственного жилья в аренду или нет. вступать в права наследников или отказываться от наследства и так далее и тому подобное. От волеизъявления самих граждан зависит также не только вступление или прекращение своих частноправовых отношений, но и их защита.
Этот диспозитивный характер частных прав должен сохраняться и в процессе их защиты, влияя на сам порядок судопроизводства. Такие особенности судопроизводства и составляют принцип диспозитивности гражданского процесса. Они следующие.
Во-первых, только сам обладатель права и никто другой решает вопрос о необходимости обращения за судебной защитой права. Суд же по собственной инициативе не вправе возбудить гражданское дело, если ему стало известно из каких-нибудь источников о нарушении гражданских прав. Для возбуждения гражданского дела необходима инициатива гражданина, права которого нарушены или оспорены, выраженная в соответствующем заявлении в суд. Это правовое положение выражалось римскими юристами формулой «нет судьи без истца», оно закреплено в ст. 4 ГПК. Законодательство позволяет обратиться в суд также прокурору, органам государственного управления, профсоюзам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, если законом им позволено обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц (ст. 56 Семейного кодекса РФ).
Поскольку подавляющее большинство гражданских дел возбуждается самими заинтересованными лицами, а число дел, возбужденных по заявлению прокурора и органов государственного управления, сравнительно невелико, возбуждение дел самими заинтересованными лицами следует рассматривать как общее правило, тогда как их возбуждение по инициативе иных лиц и органов, перечисленных в ст. 4 ГПК, следует рассматривать как исключение.
Вместе с тем никто не может быть принужден к предъявлению иска против своей воли. Если лицо, в интересах которого дело возбуждено по заявлению прокурора, органов государственного управления, других государственных, общественных организаций или граждан, отказывается вступить в процесс в качестве истца, судья должен прекратить дело, которое он возбудил.
Во-вторых, сам обладатель права решает какое право подлежит защите и в каком объеме, то есть определяет предмет и основания иска, размер заявленных требований. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер искового требования.
ГПК допускает возможность изменения предмета или основания иска. Одновременное изменение предмета и основания, по сути дела, есть предъявление нового иска и поэтому невозможно. Каждая сторона должна осуществлять свое право распоряжения спорным объектом процесса, не ущемляя при этом прав противной стороны.
Если же дозволить лицу в ходе процесса менять свои исковые требования в зависимости от выяснения перспективы дела, то интересы противной стороны будут ущемлены. Нарушится принцип равенства сторон, а истец будет иметь неосновательные преимущества перед ответчиком (поэтому представляется неосновательным предложенное в литературе расширительное толкование ст. 39 ГПК в этой части).5 Любопытно, что в дореволюционном законодательстве изменять истцу предмет и основание иска, как правило воспрещалось (См. К. П. Победоносцев Судебное руководство. М. «Статут» 2004 С.164 ).
В-третьих, если обладатель гражданского права может свободно распоряжаться им до и вне процесса: кредитор вправе простить долг, стороны могут изменить условия договора, то эта возможность должна быть сохранена за ними и в процессе. Поэтому истец вправе отказаться от иска, ответчик – признать иск; стороны могут окончить дело мировым соглашением. Наконец, если заинтересованное лицо свободно в принятии решения прибегать к процессу для защиты своего права, оно должно быть также свободно и в распоряжении процессуальными средствами защиты этого права. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 35 ГПК). От него зависит, обжаловать ли решение в кассационном порядке или нет (ст. 320, 336 ГПК), отказаться от кассационной жалобы, закончить дело отказом от иска или мировым соглашением (ст. 326, 346 ГПК) После вынесения решения по делу и вступления его в законную силу само заинтересованное лицо решает, когда и как предъявлять исполнительный лист ко взысканию (ст. 340-351 ГПК). Оно вправе отозвать исполнительный документ (ст. 365 ГПК), отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение (пп. 1-2 ст. 364 ГПК).
Право свободного распоряжения объектом процесса и процессуальными средствами защиты не безгранично. Если свобода распоряжения тем или иным правом ограничена императивной нормой закона, то эти ограничения сохраняют свою силу и в процессе. Поэтому суд не принимает отказа истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если эти действия противоречат закону (ст.39 ГПК).
Наконец, при осуществлении своих прав, вытекающих из принципа диспозитивности, стороны обязаны соблюдать установленные законом процессуальные формальности. Так, отказ истца от иска, признание иска, мировое соглашение должны быть занесены в протокол судебного заседания и подписаны сторонами, либо к делу должны быть приобщены письменные заявления сторон об этом. О принятии этих распорядительных действий сторон суд обязан вынести определение (ст. 173 ГПК); апелляционные, кассационные и надзорные жалобы должны быть принесены в законные сроки.
2. Принцип процессуального формализма. Гражданское процессуальное право регламентирует деятельность участников гражданского процесса в ходе судопроизводства. Отправление правосудия должно быть обставлено необходимым гарантиями, дающими возможность его участникам отстаивать свои интересы в определенном, установленным законом порядке, с четкой последовательностью действий.
Так, гражданско-процессуальное право устанавливает определенные формальности для обращения в суд, подачи искового заявления, вызова ответчика, подготовки дела к судебному разбирательству, проведения слушания дела, постановления решения, его обжалования, пересмотра, исполнения. Эти формальности устанавливаются с целью гарантий от злоупотребления сторон в ходе осуществления правосудия.
Суть этого принципа в том, что: 1) процессуальное право должно устанавливать определенные правовые формальности: обязательные формы, сроки и способы совершения процессуальных действий; 2) процессуально-правовые формальности должны соблюдаться в установленной законом последовательности совершения действий под страхом признания ничтожным (несостоявшимся) соответствующего действия, если оно не было облечено в надлежащую, предписанную процессуальным законом форму.
Действующим гражданско-процессуальным законодательством установлены определенные формальности предъявления иска и его принятия (гл. 12 ГПК), обеспечения иска (гл. 13 ГПК), подготовки дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК), проведения судебного разбирательства (гл. 15 ГПК), вынесения решения (гл. 16 ГПК), обжалования решения (гл. 39, 40 ГПК). Неисполнение процессуальных формальностей в ряде случаев ведет к ничтожности самого действия.
Так, исковое заявление считается неподанным, если в соответствии с указанием судьи в установленный срок истец не исправил его формальные недостатки (ст. 136 ГПК); судебное решение, вынесенное с существенным нарушением процессуальной формы, должно быть отменено кассационной инстанцией (ст. 364 ГПК).
Процессуальный формализм призван обеспечить и гарантировать права участников гражданского судопроизводства, но не затруднять осуществление процессуальных прав.
Так, устанавливая определенные формальности подачи искового заявления, закон дает истцу возможность исправить его недостатки в определенный срок (ст. 136 ГПК); устанавливая определенные сроки для совершения процессуальных действий, дает суду возможность восстановить пропущенный по уважительной причине срок или продлить его (ст. 111-112 ГПК).
При толковании закона относительно той или иной формальности следует исходить из того, что они установлены для обеспечения прав граждан, для упорядочения процесса, а не для затруднения обращения к суду.
3. Принцип судебного руководства процессом. Гражданский процесс по своей сути есть деятельность суда по применению норм материального права к тем спорным отношениям, которые стали предметом его рассмотрения. Суд – это орган государственной власти, призванный защитить нарушенные и оспоренные права и охраняемые законом интересы. Для этого он обладает определенными законом властными полномочиями. Отношения, которые складываются между участниками процесса и судом, являются публично правовыми и носят властный характер.
В гражданском процессе стороны пользуются полной свободой распоряжения объектом спора и процессуальными средствами защиты, для активности сторон в процессе создаются все возможности.
Руководящая роль суда в определении порядка и хода процесса, пределы и содержание ее определены ГПК. Суд по своему усмотрению реагирует на действия сторон: либо принимает их, либо нет. При этом он следит затем, чтобы эти действия совершались правильно,в определенном законом порядке и не наносили ущерба нормальному ходу производства.
Деятельность сторон, в сущности, сводится к возбуждению соответствующей деятельности суда и к представлению ему материалов для вынесения правильного решения. Для этого суду предоставлена руководящая роль для определения порядка и хода производства, что и достигается принципом судейского руководства процессом. Этот принцип относится исключительно к внешней, формальной стороне процесса и не касается внутренней, содержательной его стороны. Суд не может указывать сторонам, какие требования они обязаны предъявлять, какие ходатайства возбудить, какой линии при защите своих прав держаться. Руководство суда не распространяется также на перенос процесса в кассационную инстанцию или же в стадию исполнения.( См. Васьковский Учебник С.С. 128-129).
В соответствии с принципом судейского руководства суд или единолично председательствующий судья:
проверяет соответствие закону (правомерность) отказа истца от иска, признание иска ответчиком, мирового соглашения (п. 2 ст. 39 ГПК);
проверяет исполнение сторонами (соблюдение сторонами) правовых формальностей, которым должны удовлетворять исковое заявление, кассационные жалобы, другие процессуальные бумаги (ст.ст. 131-132) При несоблюдении установленных законом условий судья возвращает исковое заявление (ст. 135) либо оставляет кассационную жалобу или исковое заявление без движения (ст.ст. 136, 341 ГПК);
принимает при наличии законных условий к тому встречный иск (ст. 138 ГПК), выделяет одно или несколько из соединенных требований в отдельное производство либо, напротив, объединяет дела для совместного их рассмотрения в целях более быстрого и правильного разрешения споров (ст. 151 ГПК);
при необходимости передает дело для рассмотрения в другой суд в соответствии с подсудностью спора либо если это поможет более быстро и правильно разрешить дело (ст. 33 ГПК)
принимает предусмотренные законом меры по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 150 ГПК);
управляет (в лице председательствующего) ходом судебного заседания, обеспечивает порядок в ходе слушания дела (ст.ст. 158-159 ГПК ). В случае невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании суд откладывает разбирательство дела (ст. 164 ГПК);
в предусмотренных законом случаях приостанавливает производство по делу, прекращает производство по делу либо оставляет заявление без рассмотрения (гл. 17-19 ГПК );
принимает меры к тому, чтобы производство совершалось по возможности быстро. С этой целью он назначает для совершения процессуальных действий сроки, если они не установлены законом (ст. 107 ГПК);
наконец, может смягчать для сторон и некоторых других участников процесса тяжкие последствия процессуального формализма. Для этого он устанавливает срок для исправления недостатков искового заявления (ст. 136) или кассационной жалобы (ст. 341); продлевает установленные судом либо восстанавливает пропущенные по уважительной причине процессуальные сроки (ст.ст. 111-112 ГПК).