Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч пос глоб. экология.docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
933.63 Кб
Скачать

Глава 5. Мировое развитие и экология

5.1. Основные этапы развития современного мира

Опыт человечества показывает, что стремление людей к материаль­ному обогащению и безграничному потреблению ресурсов является ес­тественной чертой человека нашей цивилизации. Такие же цели и ориен­тиры присуши не только людям, но и государствам. С экологических по­зиций, экономический рост представляет собой постоянное и все уско­ряющееся увеличение потребления природных ресурсов. При этом прогресс нельзя «запретить», он будет сопровождать человека всегда.

На протяжении исторического времени способы обогащения меня­лись и поддерживались законами и правом. В рабовладельческих государ­ствах, когда основная масса населения существовала на предельно низком уровне жизни, использовались главным образом возобновляемые! природные ресурсы, но экономический рост был крайне медленным. Зна­чительный вклад в богатства вносили грабежи более слабых групп насе­ления и государств.

Существенных нарушений окружающей среды не происходило, хотя известно, например, что в Средиземноморье были вырублены значитель­ные участки леса и началось активное уничтожение знаменитого ливанского кедра, который использовали для строительства финикийского флота, храмов и производства смол для бальзамирования.

При феодализме сохранилось централизованное правление, но грабить своих граждан существенно ограничивалось, притом, что процве­тало ограбление вражеских государств и их граждан, а также вновь откры­тых земель. Рождались новые технологии, но экономический рост по-прежнему был медленным. Использовались в основном возобновляемые ресурсы, особенно леса, которые нужны были не только для строительства, но и для получения энергии.

В начале XIX века произошел резкий скачок в технологиях, существенно возросло потребление возобновляемых ресурсов, расширилось потребление не возобновляемых ресурсов, прежде всего угля и нефти. Сильно возросла антропогенная нагрузка на природные экосистемы. Страны, которые первыми стали на путь быстрого экономического развития.

опирались на использование в технологиях возобновляемых ресурсов, получая сразу большую отдачу.

Великобритания — первая промышленная держава мира в XIX веке — очень быстро разрушила естественные сообщества: были уничтожены все леса, и уже тогда встала проблема загрязнения воздуха и кислотных осадков в районе крупного центра металлургии — города Бирмингема. В колониях Великобритании также шло разрушение природы, например в Северной Америке на обширных территориях вырубали веймутову сосну для строительства королевского флота.

К началу XX века развитые страны оказались перед фактом разруше­ния своей природы. В ходе индустриального развития заметно менялась география антропогенного воздействия на окружающую природную среду. В 20—30-х гг. XX века средоточием мировой промышленности и крупных городов были Западная Европа и США, которые резко превосходили дру­гие регионы Земли по масштабам и разнообразию воздействия. Другие страны служили главным образом поставщиками ресурсов. К 50—60-м гг. объем производства в индустриальных странах существенно увеличился: выросло энерго- и ресурсопотребление, причем страны третьего мира не только остались поставщиками ресурсов, но и превратились в полигон для первичной переработки сырья.

В 80-х гг. ситуация стала резко меняться. Высокоразвитые страны всту­пили в постиндустриальную фазу развития и постепенно свели к мини­муму свою тяжелую индустрию, смещая ее на периферию мирового хо­зяйства. Энергетический кризис 70-х гг. потребовал перестройки эконо­мики, широкого внедрения чистых (безотходных) технологий. В то же вре­мя появились новые знания и не известные ранее виды загрязнения ок­ружающей среды, сопутствующие новым отраслям деятельности: стабиль­ные и ^^разлагающиеся химические вещества, не встречающиеся в при­роде, радиоактивное, электромагнитное, а также биологическое загряз­нения.

В итоге развитые страны остались главным в мире потребителем ре­сурсов, но сохранили существенный вклад в общее загрязнение окружа­ющей среды на планете, хотя центр тяжести экологически опасных про­изводств смещается в страны третьего мира. Среди последних оказались и восточноевропейские государства. Сейчас эти государства выделяются на мировом рынке высоким удельным весом промышленности, особен­но тяжелой с ее потенциально опасными для окружающей среды и че­ловека «грязными» технологиями.

Яркой иллюстрацией такой динамики развития являются изменения концентрации диоксида углерода в расчете на душу населения и по срав­нению с душевыми показателями ВНП в разных странах за последние 40 лет (рис. 7).

В развитых странах при устойчивом и довольно быстром росте ВНП пик загрязнения диоксидом углерода пришелся на середину 70-х гг. Уже в начале 80-х гг. по мере развертывания постиндустриальных тенденций кривая эмиссии стабилизировалась и даже поползла вниз. В странах с

60

члжмзом паяд внцнв

плановой экономикой, в большинстве развивающихся государств выбро­сы диоксида углерода растут Пропорционально увеличению ВНП и чис­ленности населения. Таким образом, острота экологических проблем тес­но связана с технологиями и их модернизацией.

Избежать этапов развитых стран, по-видимому, невозможно, тем более что большинство стран с переходной экономикой уже подошли к ним или уже вступили в них. Специалисты, имеющие оптимистические взгляды на решение острых экологических проблем, считают, что пере­стройка в развивающихся странах должна быть направлена на ускоренное прохождение этапа высокого «технологического индустриализма», сме­няющего «грязный индустриализм»'.

С 70-х гг. развитые страны вступили на путь постиндустриального раз­витии, который считают периодом промышленной и сменившей ее на­учно-технической революции. Для него характерен переход на ресурсо-сберегающие технологии, их интенсивное развитие и создание наукоем­ких технологий.

За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. Это случилось не только вследствие роста индивидуального потребления, но и из-за быстрого увеличения численности населения.

Сейчас потребление характеризуется следующими показателями. Более 1/з части суши (примерно 60 млн км2) охвачено хозяйственной деятельностью. На каждого человека добывают и выращивают примерно 20 т сырья, которое перерабатывается в продукты массой 2 т и непосред­ственно идет на потребление. Для этого затрачивается мощность 2,5 х 103 Вт и 800 т воды.

Огромное количество ресурсов расходуется на непроизводительные нужды. К ним относится прежде всего военно-промышленный комплекс. Даже в мирное время он потребляет до 100% некоторых видов полезных ископаемых и занимает до 500 тыс. км2 суши. Общие ежегодные затраты составляют в этой сфере около 1 трлн долларов, причем 3/4 этой суммы приходится на развитые страны.

Военный персонал — весьма многочисленная категория населения, в которую входит контингент военнослужащих и служб безопасности, со­трудники военных предприятий и разработчики связанных с военными нуждами проектов, чиновники военных министерств, аналитических предприятий и центров. Военные расходы резко возрастают в случае бо­евых действий, которые почти постоянно имеют место в той или иной части света.

Безудержный экономический рост привел развитые страны практи­чески к полному разрушению своих собственных природных территорий. Так, в Западной Европе (за исключением Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, подробнее см. гл. 10) и Японии не нарушенных человеком территорий почти не осталось, а в США их осталось всего 496. Сейчас эти страны и регионы усиленно потребляют природные ресурсы и ненару­шенное экологическое пространство других стран.

Котляков В.М., 1997.

63

Для оценки сложившейся ситуации в мире и отдельных странах ис­пользуются различные показатели и индикаторы.

Важнейшим индикатором для оценки сохранения естественной тер­ритории является плотность населения. Средняя плотность населения в мире составляет сейчас 39,8 чел/км2.

С достаточной степенью надежности для оценки уровня антропогенного воздействия и вклада хозяйственной деятельности в разрушение природных экосистем может быть использован показатель потребления энергии на еди­ницу территории страны. Он используется, в частности, при расчетах коэф­фициента антропогенного давления. Коэффициент представляет собой част­ное от деления величины энергетической мощности народного хозяйства страны на ее площадь, отнесенное к среднеглобальной мощности. Характе­ристика ряда стран по этим показателям представлена в табл.5.1.

Таблица 5.1 Коэффициент антропогенного давления в некоторых странах1

Страны

Потребление энергии*

Потребление энергии на 1 млн га

Коэффициент антропогенного давления**

% не­нарушенных территорий

Плотность населения***

Россия

22000

19

0,9****

65

8,7

Финляндия

824

27.5

1,25

.9

16,3

Велико­британия

8500

351

16,0

0

235,4

Нидерланды

3100

912

41,0

0

339,2

Австрия

883

106

4,8

0

90,6

Франция

6064

110

5,0

0

101,8

Китай

23500

25,2

1,1

20

120,1

Япония

13400

356

16,0

0

326,5

Мир в целом

290000

22

1,0

39

39,8

* — петаджоулей в год, данные на конец 80-х гг.

** — в безразмерных единицах, по отношению к среднеглобальному давлению

*** — чел/км2

**** — на 1994 г. для России коэффициент равен 0,7

Как видно из таблицы, антропогенное давление на окружающую среду в различных странах неодинаково, причем отчетливо прослежива­ется связь между коэффициентом антропогенного давления и плотностью населения. В нее, однако, не вписывается Китай, что, по-видимому, свя­зано с особенностями структуры хозяйства.

1 По кн. Экология, охрана природы и экологическая безопасность/Под ред. Да-нилова-Данилъяна Б. И. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

Коэффициент антропогенного давления достаточно надежно отражает степень воздействия человека на экосистемы, страны и регионы, являясь интегральным показателем антропогенной дестабилизации окружающей среды. Однако он имеет некоторые недостатки, в частности, неполно отражает ситуацию в развивающихся странах, где уничтожение лесов идет путем их выжигания или вырубки без применения машин, т.е. какой-либо регистрируемой энергии.