Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-ый номер историко–генеалогического научно–ре...doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Труд достойный потомков

Мне доставило большое удовольствие ознакомиться с содержанием книги А.А. Максидова «Адыги и народы Причерноморья», потому что с одной стороны я являюсь профессиональным генеалогом, а, с другой, по первой своей научной профессии я – демограф-этнолог (моя диссертация и первая моя монография была посвящена этнической географии и этнической демографии Индии). Более того, свой путь в науку я начал, будучи еще школьником, с изучения национального состава населения Северного Кавказа, и до сих пор такие этнонимы, как «шапсуги», «абадзехи» или «убыхи», звучат в моей памяти как полузабытая, но прекрасная музыка, исполненная ностальгии.

Книга А.А. Максидова является полноценным научным трудом, за которым стоят многолетние исследования, обширная эрудиция, умение вписать частные проблемы в широкий общий контекст.

В короткой статье нет никакой возможности остановится, на содержании книги, сколько нибудь подробно и оценить ее всесторонние, и я позволю себе затронуть лишь следующие вопросы.

Как известно, в советское время в отечественной исторической науке преобладали труды, в которых основное внимание уделялось тем или иным вопросам и проблемам всегда под углом зрения определенных идеологических установок, причем конкретные события и судьбы отдельных людей привлекались и рассматривались не сами по себе, а в основном лишь как иллюстрации, призванные подтвердить предвзятые положения. Если же эти факты, события, судьбы не укладывались в предвзятую схему, то тем хуже было для этих фактов и судеб – их просто замалчивали и игнорировали. В результате отечественная история подчас выглядела схематичной и главное, можно сказать, обезлюденной.

Как все историки-просопографы и историки-генеалоги, А.А. Максидов вносит свой вклад в дело «заселения» истории реальными людьми, с их конкретными биографиями корневым прошлым, в их родственном окружении, с их семьями и потомками, благодаря чему теоретические положения и отвлеченные схемы обретают живую, конкретную, полнокровную плоть, а люди, попавшие в поле зрения исследователя, - как более или менее выдающиеся и известные, так и ординарные, обычные, - становятся полноправными участниками исторического процесса.

Просопографический и генеалогический подход к истории важен всегда сам по себе, но, как мне представляется, он особенно плодотворен в тех случаях, когда речь идет об истории сравнительно малочисленных народов и этнических групп, потому что в наше время повсюду в мире происходят этнические и социальные процессы, угрожающие всему уникальному и самобытному в мире, все нивелирующие, делающие все непохожее друг на друга похожим одно на другое. Малые народы становятся первыми жертвами этих процессов, и, в то же время, исчезновение их самобытности становятся необратимым, в результате чего наш пока еще этнический многообразный мир шаг за шагом беднеет и делается, я позволю тебе сказать, более «скучным». В этом смысле труд А.А. Максидова представляет собой вклад и в поддержание объективной этнической самобытности адыгов, и в укреплении их субъективного индивидуального и коллективного самосознания, в их сплочение как уникальной этнической общности, ибо он не просто поднимает вопрос о необходимости познания всеми адыгами своих семейных и родовых корней, но и указывает пути к овладению этими знаниями. Поистине, А.А. Максидов своим научным трудом выполняет свой долг перед своим народом.

Труд Максидова А.А. имеет особое значение в связи с тем, что по известным причинам, за пределами Северного Кавказа существует весьма многочисленная адыгская диаспора, представленная в значительной степени потомками выходцев из Адыгеи, Кабарды и Черкессии в третьем, четвертом, пятом поколениях, и чрезвычайно важно, чтобы эти люди не просто помнили в самой смутной форме о своем давнем кавказском происхождении, но и обогащали эту память конкретными семейно-историческими и генеалогическими знаниями и, более того, подкрепляли свое адыгское самосознание, несколько это возможно, установлением связей со своими далекими рабочими, оставшимися на Северном Кавказе.

Г.Х. Мамбетов

д-р. ист. наук, профессор

г.Нальчик

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]