Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дошкольная пед-ка 2.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
724.48 Кб
Скачать

16. Теоретические основы игры

Не подлежит сомнению факт, что конкретных, практически значимых функций игра не несет. В игровой деятельности человеком не ставится цель получить определенный результат, необходимый ему для успешной адаптации к внешнему миру и оптимизации собственной жизнедеятельности. В связи с этим игра определяется как «непродуктивный вид деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе». Очевидно поэтому, многие исследователи в первую очередь стремились осмыслить вопрос о том, зачем человек играет? Какая скрытая, внутренне детерминированная цель направляет активность человека в игре, если внешне эта цель не репрезентируется? Почему в детстве у ребенка игра занимает значительно большее место, чем в жизни взрослого человека? Почему, несмотря на то, что практическая полезность игры проблематична, взрослый человек также время от времени начинает играть?

Выделяются различные подходы в рассмотрении функций игровой деятельности.

В рамках культурологического подхода к исследованию функций игры общим, практически у всех исследователей, выступает концептуальная установка о том, что игра является специфической формой воссоздания, воспроизводства, практического апробирования в деятельности усвоении общественного опыта, фиксированного в способах предметных действий и социальных взаимодействий. Игра обеспечивает сложный переход от общественно заданных норм деятельности и взаимодействий к форме личного, индивидуализированного опыта играющего субъекта. Получаемый в игре личный опыт содержит сложный, многоуровневый «сплав» интеллектуального, эмоционального, нравственного и деятельностного содержания.

Соединение этих различных компонентов и возникновение психологических новообразований в игре происходит на высоком уровне активности, когда играющий человек (ребенок или взрослый) испытывает чувство удовольствия, азарта и прилив энергии. Образно можно сказать, что в игре у играющего резко повышается общая «психологическая температура» психических процессов, что создает уникальные внутренние условия мощной энергетической «топки», в которой «выплавляется» новый по составу, «золотой слиток» индивидуализированного опыта.

Игра - это социальный феномен, при помощи которого в живых, деятельностных формах происходит воспроизводство культурных достижений человечества -интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных (способов действовать с предметами), социальных (способов взаимодействий в коллективной деятельности) и нравственных. В игре происходит «присоединение» конкретного, единичного человека к общечеловеческому опыту.

Не будет преувеличением, если мы сформулируем вывод о том, что именно игра делает субъекта истинно человеком, представителем человеческого общества. Конечно, играют и животные, но освоение обобщенных способов действий с предметами и социальных взаимодействий, именно в игре происходит характерное только для человека расширение границ реальности и преобразование ее в символическом пространстве. Формируя лаконично и образно эту мысль, Ф. Шиллер писал, «... человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком, лишь, когда играет».

И. Хейзинга описывает систему социально-культурных признаков игровой деятельности. Он принципиально не согласен с трактовкой игры как биологически целесообразной деятельности. Он выделяет такой важный и в то же время сугубо человеческий, социальный признак игровой деятельности, как свобода: «Всякая игра

161

есть, прежде всего, и в первую голову, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. ... Для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть ... Игра не есть задание. Она протекает в свободное время».

Автор считает, что вторым признаком игровой деятельности как культурного феномена, выступает тот факт, что в условиях игры происходит выход играющего субъекта за рамки обыденной жизни в какую-то другую, временную сферу чего-то «как будто взаправду», «понарошку»- т.е. чего-то нереального, выдуманного, символического.

Третий признак игровой деятельности по Хейзинге связан с тем, что игра не направлена непосредственно на удовлетворение нужд и потребностей человека.

Следующий признак игры - это ее изолированность. Игра всегда разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Действительно, игра начинается в определенное время и заканчивается, когда она становится сыгранной.

Анализируя далее признаки игры, нидерландский культуролог выделяет такую ее характеристику, как игровой порядок или необходимость действования играющих по правилам: «В несовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное, ограниченное совершенство. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер. Малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает».

В качестве важного признака игры выступает такая ее характеристика, как напряжение, свойственное неустойчивости, некоторой возможности или некоему шансу. Напряжение всегда связано со стремлением к равновесию, разрядке, расслаблению.

Игра дает возможность каждому участнику прожить кусочек другой, не своей и придуманной, а может быть, наоборот, истинно своей жизни, которая по тем или иным причинам невозможна в реальных условиях.

Психологический подход к изучению игровой деятельности реализован, в основном, в работах по анализу психологических механизмов детской игры. Так, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что игра ребенка — это, прежде всего преобразующая, творческая деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий его мир, создавая собственное символическое пространство.

Следует признать, что ни один философ, психолог или педагог не обошел вниманием такой характерный признак игровой деятельности, как ее процессуалъностъ. С.Л. Рубинштейн, как и другие исследователи (Берн Э., Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Покровский Е. А. Шмаков С.А.. Эльконин Д.Е.), говорил о том, что в игре для ребенка имеет значение сам игровой процесс, а не результат. Ребенок играет с целью получить именно личный опыт действий и переживаний, а не какой-либо конкретный продукт. Но важно, что сами действия и переживания в игре для ребенка реальны, хотя и осуществляются в мнимом, символическом пространстве.

Многие исследователи (Аникеева Н.П., Богуславская З.М., Веселая З.А., Каптерев П.Ф., Мафедзев С.Х., Усова А.П.) подчеркивают спонтанный характер детской игры: «Игра — единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть: не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей».

Фрейд 3. указывал, что игра для ребенка — это «школа воображения». При помощи собственного воображения ребенок создает свой искусственный мир и самого себя: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка это игра. Возможно, мы можем сказать, что

162

в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится».

Игра выступает своеобразным звеном, которое связывает конкретный опыт ребенка и его стремление к абстрактному мышлению. И в этом процессе в связи конкретики и абстрактности в жизни ребенка проявляется символическая функция игры.

Шмаков С.А. и Безбородова Н.Я. подчеркивают рефлексивный характер детской игры: «Игра это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно».

Аникеева Н.П. подробно анализирует условия овладения детей игровой ролью. Она заметила, что ролевой игрой дети начинают заниматься к третьему году жизни. Она формулирует положение, что реализация ребенком игровых ролей связана, прежде всего, с его опытом общения со значимым взрослым:

«Именно частое и целенаправленное общение ребенка со взрослыми является определяющим в овладении им новым видом деятельности ролевой игрой. При отсутствии руководства со стороны взрослых никакие игрушки не стимулируют развитие ролевой игры».

Термин «игра» в педагогике, психологии, философии имеет разные толкования.

В русском языке понятие «игра» («игрища») встречается еще в Лавретьевской летописи «Сложачуся (радимичи, вятичи, северяне) на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища».

Русский энциклопедический словарь 1877 относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей и птиц в цирке.

В. Даль (1801-1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре русского живого языка». «Игра... то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие»

В «Настольном словаре для справок ко всем отраслям знания» (1863) игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.

В «Большой энциклопедии»: «Игра — занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств» (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). "Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе... Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна она также высшим животным». Советский энциклопедический словарь. — М., 1987, С.475.

«Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Психология: Словарь. —М., 1990. — С. 127.).

Игра - это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем. Глубинные потенции современного общественного развития, экономические катаклизмы бытия, демократические процессы ведут к повышению требований к личности, к интенсификации деятельности человека, что вызывает острую потребность оптимизации всей деятельности, гуманизации всей жизни, гармоничности развития ребенка, улучшения его душевного и физического здоровья. Этому служит игра — «свидетельство того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия» (Платон); «незаинтересованная

163

деятельность, занятие которое приятно само по себе» (Кант); «игрой мы называем серию следующих друг за другом трансакций, с четко определенным и предсказуемым исходом» (Э. Берн); «изначальная школа поведения» (К. Гросс); «возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» (Я. Корчак); «способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов» (К. Хатт); «действия, преследующие тайную цель, интрига» (В. и Л. Лопатины); «игра ребенка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы» (Н. Шелгунов); «под игрой мы понимаем деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизводят свои действия в обществе, в окружающем мире» (И. Байер); «игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места или времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам» (Й. Хёйзинга); «игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры» (Д. Эльконин); «механизм самоорганизации и самообучения такой избыточной системы как психика ребенка» (И. Кон).

Происхождение игры в истории общества

В современной психолого-педагогической литературе достаточно широко освещается феномен игры, как части общечеловеческой культуры в различных контекстах: теория происхождения игры (К.Гросс, Бюллер, Г. Спенсер, 3. Фрейд, К.Д. Ушинский, Ф. Шиллер и др.), построена культурно-историческая концепция игровой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев), рассмотрены классификации в трудах Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Л.С. Новоселовой.

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюллер, К Гросс, Ж.Ж. Пиаже, Д. Дьюи и др. Попытки разгадать тайну происхождения предпринимались учеными различных направлений на протяжении многих сотен лет. В отечественной педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая, М.М. Бахтин, Мухина.

Известные ученые, психологи, педагоги рассматривали игру в разных аспектах:

Воронова В.Я. - Формирование начал коллективизма в игре;

Усова А.П. - Формирование взаимоотношений в игре;

Михайленко Н.Я. - Проблемы руководства игрой;

Иванова Р. А. - Нравственное воспитание в игре.

Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менждерицкая, Ф.С. Левин-Щирина, В.Я. Воронова, Е.А. Флерина, П.Г. Саморукова - развитие сюжетно-ролевой игры.

Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова - структуру, содержание и использования дидактических игр.

Наиболее массовые теории происхождения игры и ее развития изложены в монографиях и трудах как представителей зарубежной, так и отечественной науки. И. Хёйзинга «В тени завтрашнего дня», Д.Б. Эльконин «Психология игры», Е.А. Аркин «Ребенок и его игрушки», Р.Н. Жуковская «Игра и ее педагогическое значение», С.А. Шмаков «Игры и дети». «Игра - феномен общечеловеческой культуры».

Основные научные подходы к обеспечению причинности появления игры следующие:

Теория избытка сил (Г. Спенсер)

У высших животных, силы которых уже не поглощаются исключительно заботами о поддержании существования и сохраняется некоторый избыток жизненной силы,

164

отдельные духовные способности пользуются «более или менее продолжительным» отдыхом. Но так как всякий орган, отдыхая больше обычного времени станет развивать снова свою деятельность, то при отсутствия высшего повода для соответствующей настоящей деятельности вместо нее возникает подражание этой деятельности, из которого и происходит игра во всех ее формах. Действия для сохранения жизни. Минусы теории:

  • подражание ни есть постоянное свойство детской игры;

  • нельзя объяснять происхождение игры наличием накопленного во время продолжительного отдыха запаса энергии.

Теория инстинктивности и функции упражнения (Гросс, Штерн)

Исходит из биологической постановки вопроса.

Биологическая цель игры:

«У высших животных существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они не были, являются недостаточными для выполнения сложных задач».

Чтобы удовлетворять сложным условиям жизни высших существ, органы их должны приспособиться к функционированию, для этого необходим более или менее длительный период приспособления органов к самостоятельному функционированию.

Чем сложнее и дифференцированнее органы, тем длиннее пора детства.

  • «Выработка приспособлений проводится при помощи прирожденной реакции человека стремиться к подражанию в теснейшей связи с привычками и способностями старшего поколения».

  • Игра есть «появление и укрепление, развитие растущим индивидом своих органов и накопленности из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели».