
3. Коллизионные вопросы относительно формы контракта
Необходимость рассмотрения этого вопроса обусловливается тем, что в случае признания контракта недействительным в связи с несоблюдением формы все другие возможные коллизионные вопросы теряют всякий интерес.
Главной коллизионной привязкой, которая решает вопрос, связанные с формой контракта это право государства где сделка совершена. Тем не менее, в случаях с контрактами возникает одна специфическая сложность, связанная с заключением так называемого договора «между отсутствующими». Последним термином принято обозначать случаи заключения внешнеторгового соглашения с помощью телетайпа, факса, телефона и т.д. Дело в том, что во всех подобных случаях применение этого принципа становится невозможным именно из-за отсутствия единого места, в котором соглашение заключалось бы.
По этому вопросу в национальных законодательствах разных стран применяются различные модификации применения данного принципа. Например, в ряде стран для таких случаев предложено использовать такую разновидность указанного принципа, как место совершения «последнего действия», т.е. такого, без которого сам контракт считается невозможным (несуществующим). Так, в правые США, Великобритании, Японии и некоторых других, этим местом считается то, из которого направлен акцепт (т.е., согласие с полученным ранее предложением относительно заключения контракта - офертой). Именно эта концепция получила название «почтового ящика». В других государствах, наоборот, местом последнего действия считается то место, в котором оферент получил согласие контрагента (акцепт) на заключение контракта. Таким образом, указанный вопрос своего точного решения в МЧП пока что не нашел. Нужно заметить, что в ст. 638 ГК Украины заключение договора происходит путем предложения одной стороны заключить договор (оферта) и принятие предложения (акцепта) второй стороной. Договор считается заключенным (ст. 640 ГК) с момента получения стороной, которая направила предложение заключить договор, ответа о принятии этого предложения. Причем, согласно ст. 647 ГК, договор считается заключенным по местожительству физического лица или по местонахождению юридического лица, которое сделало предложение заключить договор, если иное не установлено договором.
Вторым колизионным вопросом относительно формы контракта - это вопрос о письменной форме договора международной купли-продажи товаров. В своем законодательстве государство регулирует вопрос о форме соглашения императивными нормами. Это объясняется необходимостью осуществления государственного контроля по отдельным категориям соглашений, а также с целью обеспечения доказательной базы при рассмотрении спора по соглашению.
Общим правилом относительно этого вопроса - положения ст. 11 Венской конвенции 1980 г., по которой не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся другому требованию относительно формы. Он может заключаться любыми средствами, включая свидетельство. Как отмечается в литературе, в этой норме нашла отображение практика международной торговли - не выдвигать к форме договора любых формальных требований .
Тем не менее, далеко не все государства придерживаются указанного требования, которое опять-таки нашло отражение в Венской конвенции, которая позволяет (ст. 96) Договорному государству, законодательство которой требует, чтобы договоры купли-продажи были заключенные или подтвержденные в письменной форме, в любое время сделать заявление согласно ст. 12 о том, чтобы договор купли-продажи, его изменение или прекращения по соглашению сторон или оферта, акцепт или любое другое выражение о намерениях осуществилось в письменной форме, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в этом государстве.
Указанный вопрос большей частью решается следующим способом, национальным законодательством требуется лишь простая письменная форма, например, контракт, заключенный по телетайпу или факсу, удовлетворяет письменной форме.
Сначала в нашем национальном законодательстве это положений было усложнено правилом, относительно порядка подписания контрактов, а именно требовалось по две подписи под контрактом - руководителя и главного бухгалтера соответствующего юридического лица. Тем не менее, с 1999г. ситуация изменилась на лучшее, контракт заключается субъектом внешнеэкономической деятельности может в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом.
Если принять во внимание положения ч. 1 ст. 639 действующего ГК, по которому договор может быть заключенным в любой форме, если требования относительно формы договора не установлены законом, и правила ч. 2 ст. 671 действующего ГК Украины, согласно которой договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа подписанного сторонами, или путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, с помощью факсимильной, электронной или другой связи или другим способом, который позволяет достоверно установить факт заключения контракта.
Более сложной становится ситуация в тех случаях, когда относительно контрактов требуется специальная форма. Например, согласно ст. 657 ГК Украины, договор купли-продажи земельного участка, целостного имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Подобные нормы, которые имеют императивный характер, известны всем правовым системам и несоблюдение их требований приводит к ничтожности договора. ( вспомнить понятие реституции одинарная и двойная).
Статьей 31 Закона о МЧП от 23.06.2005 г. установлено: если иное не предусмотрено договором, форма правочина должна отвечать требованиям права, которое применяется к содержанию правочина, но достаточно соблюдение требования права места его совершение, а если стороны правочина находятся в разных государствах - право местожительства стороны, которая сделала предложение, если иное не предусмотрено договором. Но, если хотя бы одной стороной внешнеэкономического договора является гражданин Украины или юридическое лицо Украины, такой договор заключается в письменной форме независимо от места его заключения, если иное не установлено законом или международным договором Украины.
Когда речь идет о недействительности договора международной купли-продажи товаров, то одной из наиболее серьезных оснований признания такого договора недействительным является не надлежащая правоспособность юридического лица или его предстваителей.
В значительной мере право, которое подлежит применению к представителям, определяется на основании самостоятельных колизионных привязок. Следует отметить, что данные вопросы в Законе от 23.06.2005 г. решены следующим образом. Во-первых, согласно ст. 34 Закона порядок выдачи, срок действия, прекращение и правовые следствия прекращения доверенности определяются правом государства, в котором выдана доверенность. Во-вторых, согласно ст. 28 юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение правочина, которое не отвечает праву государства, в котором другая сторона имеет место пребывания или нахождение, кроме случаев, когда другая сторона знала или по всем обстоятельствам не могла не знать о таких ограничениях.