Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч Лукашева Общ теор прав чел.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.93 Mб
Скачать

§ 3. Защита от обвинения и подозрения 193

Эти меры применяются к лицам, которые по характеру содеян- ного или по своему болезненному состоянию признаны опасными для общества. Основаниями к применению принудительных мер меди- цинского характера согласно ст. 403 УПК РСФСР служат:

1) невменяемость, т. е. неспособность лица отдавать себе отчет в приписываемых ему общественно опасных действиях или руково- дить ими вследствие хронической душевной болезни или иного болез- ненного состояния (ст. 11 У К РСФСР), — особый случай отсутствия в деянии состава преступления, вопреки общему правилу (п. 2 ст. 5 УПК РСФСР) не влекущий отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела в любой стадии;

2) заболевание после совершения преступления душевной бо- лезнью, лишающей возможности отдавать себе отчет в своих действи- ях и руководить ими, — особый случай констатации обстоятельства, препятствующего отбыванию наказания, влекущего вопреки общему правилу (ст. 100 Исправительно-трудового кодекса РСФСР) вместо освобождения от наказания применение принудительных мер меди- цинского характера.

К решению о применении этих мер суд может прийти двумя пу- тями. Один из них представляют случаи, когда во время дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства возникал вопрос о психическом состоянии обвиняемого (подсудимого), однако, несмотря на это, до удаления судей на совещание для постановления приговора процесс шел в общем порядке. В этих случаях суд в соот- ветствии со ст. 305 УПК РСФСР обязан еще раз обсудить этот вопрос и отвергнуть в приговоре версии о наличии оснований к применению принудительных мер медицинского характера, либо, признав нали- чие этих оснований, принять решение о применении такой меры к подсудимому, либо, признав, что он по характеру деяния и по болез- ненному состоянию не опасен для общества и не нуждается в принудительном лечении, прекратить дело без применения принуди- тельных мер медицинского характера.

Второй путь — особое производство по применению принуди- тельных мер медицинского характера. Такой ход дело, вначале расследуемое, как правило, в общем порядке, приобретает после того, как следователь и прокурор приходят к выводу, что деяние совершено лицом, находившимся в состоянии невменяемости или заболевшим психической болезнью после совершения преступления.

194 Глава V. Защита прав в уголовном судопроизводстве

Дела этого рода представляют широкое поприще для защиты. Интересам лица, которому приписывается деяние, может соответ- ствовать выдвижение и обоснование тезиса о несуществовании этого деяния, об отсутствии в нем признаков преступления, о непричаст- ности подзащитного к этому деянию, о невменяемости при соверше- нии деяния или психическом заболевании, возникшем после его со- вершения, о неприменении мер принудительного лечения ввиду того, что подзащитный не опасен для общества и не нуждается в лечении, или о применении к нему менее обременительной из мер принуди- тельного лечения. Возможны, наконец, ситуации, когда интересам защиты более соответствует признание подзащитного здоровым и ви- новным в совершении преступления и назначение уголовного наказа- ния, а не принудительного лечения.

Каков же процессуальный статус этого лица?

В случаях, когда до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора расследование и судебное разбиратель- ство производились в общем порядке, очевидно, это лицо является об- виняемым и обладает соответствующими правами.

Не столь просто решить данный вопрос применительно к особо- му производству по применению принудительных мер медицинского характера, в которое преобразуется на досудебных стадиях процесс, начатый в общем порядке. Уже в стадии расследования лицо, к ко- торому, по мнению следователя, должна быть применена такая мера, именуется совершившим общественно опасное деяние в состоянии не- вменяемости или заболевшим душевной болезнью после совершения преступления (ст. 404, 405 УПК РСФСР). Такое именование не- корректно. Признание лица совершившим общественно опасное дея- ние в состоянии невменяемости или совершившим преступление до психического заболевания есть прерогатива суда (ст. 408—410 УПК РСФСР). Отождествление лица, которому приписывается соверше- ние общественно опасного деяния, с совершившим деяние столь же неправомерно, как отождествление обвиняемого с преступником. То и другое снижает правовой статус личности.

О праве на защиту лица, которому приписывается общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или совершение преступ- ления до заболевания душевной болезнью, косвенно указывает ст. 405 УПК РСФСР, предусматривающая обязательное участие в де- лах этой категории защитника.