Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч Лукашева Общ теор прав чел.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.93 Mб
Скачать

§ 2. Защита прав и свобод, нарушенных преступлением 183

поскольку такие случаи маловероятны, ожидать превентивного эф- фекта от этого нововведения не приходится. К тому же оказалась бы возможной весьма неприглядная ситуация: преступление не раскрыто, преступник не понес ответственности, а потерпевший уже административно наказан.

Сторонники принудительных освидетельствований ссылаются на то, что интересам истины следует отдать предпочтение перед волей и чувствами потерпевшего1.

Противоположная точка зрения основана на том, что принуди- тельные меры в уголовном процессе допустимы и правомерны лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и в порядке, определен- ном законом. В отношении же потерпевшего, отказавшегося от осви- детельствования, закон таких мер не предусматривает. Весомым, можно сказать, решающим представляется довод нравственного ха- рактера: «Что же касается потерпевшего, то это — лицо, пострадав- шее от преступления; на следователе лежит особая забота о защите его прав и законных интересов. Принудительное освидетельствование потерпевшего было бы не только незаконной, но и морально недопу- стимой мерой»2.

4. Правовое положение потерпевшего в уголовном процессе характеризуется его специальной правоспособностью и дееспособно- стью.

Правоспособность потерпевшего — это его способность обла- дать правом на судебную защиту от преступных посягательств. В этом смысле правоспособен каждый человек, предполагаемый понесшим вред от преступления, независимо от его возраста, физического и пси- хического состояния.

1 См.: Пичкалева Г. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших/УСоциалистическая законность. 1976, № 3. С. 63—64; Корнутв В. М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1978. С. 98—103; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., 1985. С. 305.

2 Строгович М. С. Указ. соч. Т. II. С. 126. См. также: Каминская В. И. Охрана прав и законных интересов граждан в уголовно-процессуальном праве/УСоветское го- сударство и право. 1968. № 10. С. 32. И. Л. Петрухин заявил о солидарности с этой точ- кой зрения (см.: Петрухин И. Л. Указ. соч. С. 140). Но похоже, что он окончательно еще не определил свою позицию, ибо страницей раньше написал: «Осмотр тела, не причиняющий ущерба чувству стыдливости (не сопровождаемый обнажением), вполне допустим в отношении... потерпевшего (свидетеля). При отказе подвергнуться такому осмотру возможно процессуальное принуждение, вплоть до физического воздействия» (там же. С. 139).

7—1333

184 Глава V. Защита прав в уголовном судопроизводстве

Сложнее решается вопрос о дееспособности, т. е. способности самостоятельно осуществлять процессуальные полномочия, лично от- стаивать свои права и свободы. В этом плане различаются три рода потерпевших:

— вполне дееспособные — здоровые совершеннолетние люди, по своему выбору осуществляющие свои права лично или передоверя- ющие их осуществление своим представителям;

— ограниченно дееспособные: несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также немые, глухие, слепые и другие лица, которые в силу физических или психических недостат- ков нуждаются при осуществлении своих процессуальных прав в по- мощи представителей;

— недееспособные: малолетние, а также психически больные, которые не могут давать отчета в своих действиях или руководить ими, ввиду чего их права — всецело или в значительной части — осу- ществляют их представители.

Закон говорит о представителях и законных представителях по- терпевшего. Это понятия частично совпадающие. Представителями потерпевшего могут быть адвокаты, а также близкие родственники и иные лица, в силу закона управомоченные представлять законные интересы потерпевшего (ст. 56 УПК РСФСР). Законными же пред- ставителями потерпевшего могут быть его родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых он находится (п. 8 ст. 34 УПК РСФСР).

Можно также различать представительство профессиональное, осуществляемое адвокатом, и непрофессиональное, осуществляемое в силу родственных отношений или по долгу службы.

Профессиональная помощь адвоката требуется, когда задача отстаивания интересов потерпевшего сопряжена с решением специ- фических правовых вопросов, исследованием противоречивых, запу- танных обстоятельств. Законный же представитель может обеспечить интересы потерпевшего там, где достаточно здравого смысла, психо- логического контакта с потерпевшим, заботы о нем и чувства ответ- ственности. Допустимо и в некоторых случаях оправданно совместное участие в деле представителя-адвоката и законного представителя потерпевшего1.

1 См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924—1986.

С.848.