Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч Лукашева Общ теор прав чел.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.93 Mб
Скачать

§ 2. Компетенция, принципы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина в Законе о Конституционном Суде рф 1994 г.

Конституция РФ 1993 г. центральное место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению и защите. Важная роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ. В соответ- ствии с новой Конституцией и ее положениями о конституционном судопроизводстве (ст. 118) был принят новый Федеральный конститу- ционный закон о Конституционном Суде, который значительно изме- нил объем его полномочий по сравнению с прежним Законом и внес определенные структурные, организационные и процедурно-процес- суальные коррективы.

1. Не вдаваясь в подробности относительно всех изменений, коротко изложим самые существенные из них. По новому Закону Конституционный Суд не располагает правом законодательной ини- циативы в неограниченном объеме, как это было раньше, а только по вопросам, отнесенным к его ведению; Суд лишен права рассмат- ривать вопросы по собственной инициативе, что должно гаранти- ровать объективность и беспристрастность его деятельности; Суд не может направлять парламенту послания о состоянии конституцион- ной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента, а равно и направлять представления компетентным ор- ганам и должностным лицам, которые обязывали бы их информи-

§ 2. Закон о Конституционном Суде рф 1994 г. 147

ровать Конституционный Суд о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции. В целях деполитизации деятельности Суда из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций. При этом зако- нодатель исходил из общепринятого в системе конституционного правосудия принципа, согласно которому правосудие должно быть вне политики. Этот важнейший постулат воспроизведен в ст. 3 нового Закона о Конституционном Суде, в соответствии с которой Конститу- ционный Суд решает исключительно вопросы права. Этот принцип характерен для конституционного правосудия многих стран. Конеч- но, право и политика не могут быть в чистом виде отделены друг от друга, а в конституционном государстве не существует свободной от права политики. Запрет решать политические вопросы прежде всего означает, что осуществляемый конституционными судами контроль в области законодательной и правоприменительной деятельности не должен идти далее установления правового содержания Конституции и ранга ее норм. Тем самым посредством права сужается сфера поли- тического воздействия и ограничивается возможность перевода поли- тических вопросов в правовые. Важное значение имеет и то обстоя- тельство, что Конституционный Суд в любой ситуации, особенно отя- гощенной политическими катаклизмами и открытой борьбой за власть, рассматривает каждый вопрос и выносит по нему решение в рамках и форме судебного разбирательства, будучи связанным процессуальными нормами, действуя коллегиально и основываясь только на принципах и установлениях права. Все другие способы принятия решений (в узком составе, в срочном порядке, без соблюде- ния процедуры и т. п.) недопустимы и антиконституционны.

Исключить прямое вторжение Конституционного Суда и его членов в политику и тем самым обеспечить его подлинно независи- мый статус и престиж объективного арбитра в правовых спорах — этой цели по новому Закону служит и запрет судье состоять членом политической партии или движения, вести политическую пропаган- ду, участвовать в избирательной кампании, присутствовать на съез- дах и конференциях и т. п. (ч. 3 ст. 11). Столь жесткие ограничения подсказаны стремлением пресечь возможность возврата к негативной практике чрезмерной политической активности Председателя и чле- нов Конституционного Суда РФ, характерной для предыдущего периода их деятельности. По новому Закону существенно ограничены права и полномочия Председателя Конституционного Суда. Одно-

148 Глава IV. Конституционная защита прав и свобод

временно с изъятием из ведения Конституционного Суда РФ указан- ных выше полномочий и ограничением некоторых других (права за- конодательной инициативы в неограниченном объеме, рассмотрения дел по собственной инициативе, о конституционности политических партий и общественных объединений) законодатель в соответствии с Конституцией 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» наделил Суд рядом новых важных полномочий. К их числу относятся следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллек- тивные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и сво- бод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции зако- нов, подлежащих применению в конкретном деле. На первый взгляд, сопоставление объема полномочий Конституционного Суда по преж- нему и новому Закону может привести к выводу о сокращении полно- мочий Суда. Однако такое заключение было бы односторонним, ибо сравнивать следует по многим параметрам: по кругу субъектов, наде- ленных правом на обращение в Суд; по предметам ведения, т. е. по кругу вопросов, рассмотрение и решение которых относится к веде- нию Суда; относительно процедурных принципов о допустимости за- просов, о пределах проверки, о юридической силе решений и т. п. В этом калейдоскопе многих проблем определяющим для нас представ- ляется анализ эффективности форм и принципов, применяемых Су- дом в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.

Если вести сопоставление, беря за основу круг субъектов, обла- дающих правом индивидуальной или коллективной жалобы, то оче- видно, что ч. 1 ст. 66 прежнего Закона содержит более развернутый перечень субъектов, наделенных таким правом. Это — граждане РСФСР, СССР, иностранцы, лица без гражданства, юридические ли- ца. По Закону 1994 г. к ним относятся граждане и объединения граждан, а также «иные органы и лица, указанные в федеральном за- коне» (ст.96).

Если же при сравнении законов исходить из общепринятых в системе конституционного правосудия форм контроля, которые не- посредственно связаны с функцией защиты прав человека, — абстракт- ный контроль, конкретный контроль, индивидуальная жалоба, — то закон 1994 г. вводит новую форму конкретного контроля и сущест- венно модернизирует форму индивидуальной жалобы. При таком раскладе вывод о сужении полномочий Конституционного Суда РФ едва ли будет убедительным.