Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч Лукашева Общ теор прав чел.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.93 Mб
Скачать

§ 1. Конституционный контроль — принципы и формы 361

Исходя из принципов и норм, провозглашенных в между- народных документах о правах человека (Всеобщая декларация прав человека — ст. 29 и 30, Международный пакт о гражданских и поли- тических правах — ст. 5, 46, 47, Европейская конвенция — ст. 16, 17, 60 и др.)1, известный австрийский юрист, занимавший до своей кон- чины в апреле 1995 г. пост Председателя Европейской комиссии по правам человека Совета Европы, Ф. Эрмакора сформулировал следу- ющие универсальные принципы интерпретации в защиту прав чело- века2, которые утвердились и используются в практике не только Европейской комиссии и Суда, но и характерны для решений консти- туционных судов многих европейских стран (Австрия, ФРГ, Испа- ния, Италия и т. д.).

Запрет злоупотреблений правами человека, означающий, что ни одна норма о правах человека не может быть истолкована таким образом, чтобы обосновать за государством, группой лиц или отдель- ным лицом право со ссылкой на основные права ограничивать или от- менять права других лиц. Подобный запрет одновременно означает требование уважать права других (требование терпимости). Среди стран, придерживающихся этого принципа толкования, можно упо- мянуть и ФРГ, хотя в системе ее конституционного правосудия предусмотрен своеобразный институт лишения основных прав, ко- торый применяется в качестве санкции в отношении лиц, использу- ющих права и свободы в целях свержения или нанесения вреда суще- ствующему демократическому строю. В таком оформлении подобный институт встречается в других странах довольно редко и скорее как исключение, ибо чаще всего подобные запреты предусматриваются уголовным законодательством (запрет национал-социалистической де- ятельности, запрет пропаганды войны, фашизма и расовой нетерпи- мости, запрет дискриминации по различным основаниям и т. д.). Рас- смотрим этот особый институт лишения прав и свобод более подробно на примере ФРГ, где ст. 18 Основного Закона предусматривает: «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности сво-

1 Приведем в качестве примера ст. 60 Европейской конвенции, поскольку в ней в наиболее адекватном изложении сформулирован принцип, благоприятствующий тол- кованию в пользу прав человека: «Ничто в настоящей Конвенции не может истолковы- ваться как ограничение или умаление любого из прав человека, которые могут обеспе- чиваться законодательством государства или любым другим соглашением, участником которого оно является».

^См.-.ЕппасогаР. Grundr^derMenschenrechteinusterreich.Wien, 1988. S. 8—10.

362_________Глава VIII. Опыт защиты прав в зарубежных государствах

бодой печати (абз. 1 ст. 5), свободой преподавания (абз. 3 ст. 5), сво- бодой собраний (ст. 8), свободой объединения (ст. 9), тайной переписки, почтовых и телеграфных сообщений (ст. 10), собственно- стью (ст. 14) или правом убежища (абз. 2 ст. 16) против свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Факт и пре- делы лишения определяются решением Федерального конституцион- ного суда». Таким образом, санкции этой статьи применяются по всем, кто злоупотребляет своими правами; в дополнение к ст. 21 и 9 Основного Закона, в которых речь идет о применении санкций и запретов в отношении политических партий и объединений, круг субъектов таких санкций расширяется и распространяется и на физи- ческие лица. Согласно ст. 18 Основного Закона злоупотребление пра- вами карается со стороны государства введением запрета или пользо- вания, т. е. лишением этих прав. Миссия эта возложена на Феде- ральный конституционный суд, и только он правомочен ее выпол- нить. Следует отметить, что все процедуры, связанные с использова- нием института лишения прав и свобод, подробно изложенные в зако- не о Федеральном конституционном суде, до сих пор почти не применялись в отношении отдельных граждан. Многие ходатайства и заявления с требованием о лишении основных прав конкретных фи- зических лиц, поданные в Суд, не были приняты к рассмотрению1. Статья 18 не применялась и в отношении юридических лиц, хотя та- кая возможность предусмотрена в § 39 Закона о Федеральном консти- туционном суде, а оснований для таких санкций в отношении, на- пример, неонацистских объединений и с ними связанных различных учреждений более чем достаточно. Суд как бы дистанцируется и не реагирует на явные и очевидные злоупотребления основными права- ми, соблюдая политический нейтралитет. Некоторые юристы объяс- няют занятую Судом позицию тем, что он, по всей вероятности, исхо- дит из факта достаточной и надежной защищенности существующего в ФРГ конституционного строя от реальной угрозы для него со сто- роны отдельных лиц и даже отдельных политических группировок.

Однако, по мнению такого авторитетного конституционалиста ФРГ и бывшего члена Федерального конституционного суда, как К. Хессе, главная сложность, да и опасность, состоит в том, чтобы де- мократически корректно проводить различия между легальной, допу-

1 Решение Суда от 2 июля 1974 г.