Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч Лукашева Общ теор прав чел.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.93 Mб
Скачать

§ 1. Конституционный контроль — принципы и формы 355

12 июня 1990 г. Закон, установивший более либеральное регулирова- ние режима забастовки и расширивший соответствующие права профсоюзов.

7. Рассматривая индивидуальные жалобы о нарушениях прав человека и соответственно вопросы конституционности законов и других нормативных актов, регулирующих права и свободы, консти- туционные суды в целях их защиты постоянно руководствуются од- ним из основных установлений правового государства — принципом отсылки к закону. Как уже было сказано, этот принцип требует ре- гулирования отношений государства и гражданина только на уровне закона.

Так, к этому предписанию правового государства Федеральный конституционный суд Германии неоднократно прибегал при решении дел об условиях содержания осужденных в тюрьмах и колониях. Вплоть до 1976 г., когда был принят и вступил в силу Закон об испол- нении уголовного наказания, эта сложная область человеческих отно- шений, которая по традиции в ФРГ рассматривалась как область осо- бых отношений власти и подчинения, регулировалась в основном не законом, а административными предписаниями. В силу этого положе- ние дел с правами и свободами заключенных было весьма не- определенным, что приводило к злоупотреблениям со стороны адми- нистрации тюрем и мест заключения1. Рассматривая жалобы заклю- ченных, Федеральный конституционный суд постоянно подчеркивал, что их основные права могут ограничиваться только законом или на основании закона (п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 5 Основного Закона). При этом Суд исходил из того, что основным ценностным ориентиром такого закона является человеческое достоинство как смысл и высшая цель всех прав, которые связывают прямо и непосредственно все три ветви власти. Исходя из этого суд считал законодателя обязанным строго определить пределы ограничения прав заключенных, поскольку иная ситуация противоречит Конституции2. Речь шла о проверке писем, которая осуществлялась администрацией со ссылкой на ведомствен- ную инструкцию о тюремных порядках, которая была выработана конференцией министров юстиции земель и представляла собой ад- министративный акт. Такая практика противоречила абз. 1 ст. 10 Ос-

1 См.: Festschrift fur W. Zeidler. Bd. 2. Berlin-

2 См.: Ibid. S. 1587.

-New York, 1987.S. 1567.

L

356 Глава VIII. Опыт защиты прав в зарубежных государствах

новного Закона ФРГ, по которому ограничения тайны переписки до- пустимы только на основании закона. В решении от 16 января 1986 г. по поводу введенных Законом 1977 г. ограничений на свободу ин- формации Суд признает, что хотя Закон и вводит с конституционной точки зрения допустимые ограничения этой свободы, очень важно, чтобы специализированные суды, принимая решение, руководствова- лись значением основных прав и соответствующие статьи закона тол- ковали в том объеме и содержании, который позволял бы заключен- ным противостоять администрации и органам государства1.

8. Анализируя функцию толкования Конституции и основных прав, осуществляемую конституционными судами, невозможно обой- ти вниманием и проблему иерархии норм, поскольку принципу иерархии зачастую отводится роль средства (способа) защиты прав и свобод. В Швейцарии особое значение принципа иерархии связано с отсутствием в конституционном праве (федеральная Конституция 1874 г.) писаных норм, которые гарантировали бы основным правам или отдельным из них приоритетный статус. Отсутствует в ней и норма, по которой основные права не могут быть изменены в своем содержании, а также нет и правил относительно иерархии норм, ко- торыми основным правам предоставляется усиленная защита. Пре- одолевая это, Федеральный суд определяет некоторые права как не- отъемлемые и не имеющие давности, наделяя их более высоким рангом и большей степенью защищенности.

Обобщая сказанное о принципах и процедурах толкования ор- ганами конституционного контроля прав и свобод,можно сделать сле- дующий вывод. Толкование основных прав и свобод как легитимных правопритязаний граждан на участие в политической и общественной жизни, на социальную справедливость и равенство, на защиту от произвола и дискриминации, выводимых из принципа верховенства конституции и их приоритета в системе права, позволяет органам конституционного контроля не только расширять их содержание и гарантии защиты, но одновременно возлагать на государство обязан- ности по созданию благоприятных условий для их реализации и меха- низмов защиты.

9. Позитивной тенденцией в развитии защиты прав человека в последние годы стала ее интернационализация. Многие страны объя-

1См.: BVerfGE. Bd. 12. S. 45(51), Bd. 28. S. 175 (189).