Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
развитие образования в мордвии.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
75.26 Кб
Скачать

3 Образование в XIX веке

Социально-экономическое развитие России в начале XIX в. порождало потребность в наличии значительного количества грамотных людей. Для этого в 1802 г. Министерство народного просвещения начало проведение реформы школьного дела. В соответствии с ней расширился доступ во все виды учебных заведений представителям различных сословий и вероисповеданий, причем 10 % мест отводилось для учеников способных, но не имевших средств. Они обучались за счет государства.

В 1804 г. был принят Устав, согласно которому в стране была создана система образовательных учреждений. Низшее звено в системе народного образования представляли церковно-приходские училища, содержавшиеся за счет общин, затем шли уездные народные училища, гимназии и высшие учебные заведения [3, с. 90].

В это время была сделана попытка создания национальной начальной школы. Так, в одном из документов Священного синода от 12 сентября 1804 г. подчеркивалось, что следует «в селениях, обратившихся в православную веру... как-то корел, черемис, мордвы, вотяков, татар, чуваш и прочих, коих дети по-русски не разумеют, учить... на их природном языке». Но из-за нехватки подготовленных учителей, а также учебной литературы на мордовских и татарском языках в большинстве «инородческих» школ мордовского края преподавание велось на русском языке. Однако даже таких школ было крайне мало [3, с. 91]. Появились переводы вероучительных книг на основе русской графики.

Под руководством нижегородского епископа И. Дамаскина был составлен пятиязычный словарь нерусских народов Поволжья (1787). Русские просветители выступали с проектами просвещения мордвы «книжным учением» (И. Т. Посошков, Дамаскин, В. Н. Симанов и др.). Первыми духовными учебными заведениями мордовского края были семинарии в Саранске и Алатыре (1778 — 1803).

В 1808 году в здании бывшей Саранской духовной гимназии открылась русская школа, в которой обучались дети духовных лиц Саранского, Инсарского и Городищенского уездов. Эта школа просуществовала до 1818 года. В первой половине XIX в. начальные духовные училища имелись также в Инсаре и Краснослободске. Образование, получаемое в духовных учебных заведениях, давало учащимся преимущество при распределении на церковную службу [2, с. 336].

Также в 1808—18 при Петропавловском монастыре в Саранске функционировали духовное училище, русская школа для детей духовенства.

В 1807 Саранское малое народное училище было преобразовано в уездное. Народное училище развивалось медленно из-за недостатка финансовых средств и упорного нежелании торгового люда и ремесленников отдавать своих детей на учебу. В 1814 году в нем было 8 учеников: 6 в первом и 2 во втором классах [2, с. 336].

В начале XIX столетия в Саранске существовало и уездное училище, которое, как и народное, имело крайне небольшой контингент учащихся. Эти училища получили некоторое развитие позднее.

Так мучительно шло усовершенствование школьного обучения в Саранске в конце XVIII и начале XIX веков. Им пользовались лишь немногие обыватели города того времени, преимущественно из торгового сословия, духовенства и приказных; работные же люди и городские крестьяне сплошь были неграмотными.

Просвещение крепостных крестьян осуществлялось преимущественно в помещичьих имениях и зависело от воли и желания их владельцев. Далеко не все дворяне ратовали за распространение грамотности среди крестьян. Тем не менее, на территории мордовского края жили многие известные деятели общественного движения, писатели и поэты, которые наблюдали и описывали жизнь крестьянства, заботились о его просвещении. Они создавали в своих имениях школы для крестьянских детей. В с. Яхонтово Инсарского уезда декабрист А. А. Тучков открыл школу и библиотеку. В 1830-е гг. активную просветительскую деятельность в с. Старое Акшино развернул известный деятель общественного движения России Н. П. Огарев, дело которого в 1849 г. продолжил писатель-демократ Н. М. Сатин. Но подобная деятельность не выходила за рамки благотворительности, не стала общим правилом и охватывала слишком узкий круг крестьянства .

Важную роль в развитии просвещения на территории мордовского края, который входил в Казанский учебный округ, сыграло открытие в 1804 г. Казанского университета. По статистическим данным, в нем в 1860 г. обучалось до 70 % лиц недворянского происхождения.

Одним из направлений деятельности университета стало исследование языка и культуры нерусских народов. В типографии университета издавались книги, учебники и словари на языках народов Поволжья, Урала и Сибири. 30 —40-х гг. 19 века открывались удельные (приказные) училища для религиозно-нравственного воспитания детей удельных крестьян (Лобаски, Шугурово, 1835; Атяшево, 1842 и др.), волостные училища для обучения детей казённых крестьян писарскому делу (Ардатов, 1841; Козловка, 1842 и др.). Практиковались методы принудительного привлечения в эти школы. Одногодичные приходские училища по Уставу 1828 были созданы в Селищах (1834), Атяшеве (1836), Шишкееве (1839) и других населённых пунктах. Были открыты частные школы живописи А. В. Ступина (г. Арзамас, 1802-61) и К. К.Макарова (Саранск, 1828-52), домашние школы грамоты (с. Сиалеевская Пятина ныне Инсарского р-на, 1825 и др.).

Во второй половине XIX века на территории Мордовии было несколько духовных училищ. Дети духовенства в течение трех лет изучали Закон Божий, арифметику, грамматику и латынь. Их готовили к роли священнослужителей, но многие из них стали учителями начальных школ для крестьян [5, с. 64]. Также во 2-й половине XIX века отмечено становление сети государственных научных учебных заведений. В Пензенской губернии в 1853 насчитывалось более 80 школ, среди которых преобладали приходские училища. В 7 губерниях Поволжья действовали 110 мордовских училищ. В школах, подведомственных Святому Синоду, обучались 18 248 мордовских детей. Школы открывались в русских и инородческих селениях. Но количество учащихся начальных школ не соответствовало возраставшим запросам в грамотных людях. По отчёту обер-прокурора Святого Синода (1859) на 1 тыс. мужчин в Пензенской епархии приходилось 9 учащихся, Нижегородской — 8, Симбирской — 6, Казанской — 5, Уфимской и Оренбургской — 5 учеников.

К 1861 г. на территории мордовского края работали 74 школы, из них 58 — в сельской местности и 16 — в городах. Сельские школы, как правило, размещались в церковных сторожках, крестьянских избах и даже хозяйственных помещениях. Они часто не имели достаточного количества учебников и других школьных принадлежностей, не хватало и учителей. Но, несмотря на эти трудности, интерес крестьян к просвещению возрастал. В школы стали отдавать не только мальчиков, но и девочек, чего ранее не наблюдалось. Мордовских школ зафиксировано только в 10 сёлах [2, с. 90- 91].

В конце XIX века на территории мордовского края стало развиваться женское образование. Девочки получали образование в городских и сельских начальных школах. Допускалось совместное обучение детей обоего пола. Средними учебными заведениями для девочек были гимназии и прогимназии, духовные женские училища (епархиальные и мариинские). Открывались училища для девиц духовного звания. До 1870 приходские училища для девочек были не во всех уездных городах Пензенской губернии: в 1865 в Саранском и Инсарском уездах были только смешанные, тогда как в Краснослободском уезде — 2 женских и 4 смешанных училища. Соотношение учащихся-девочек с общим числом населения было ещё меньше: на 10 тыс. чел. Симбирской епархии — 42 ученицы, Самарской — 16, Казанской — 9, Нижегородской — 7, Пензенской — 5, Уфимской и Оренбургской — 20 учениц. В образовании девочек преобладали религиозно-нравственное воспитание и подготовка будущих жён и матерей семейства. При появлении женских школ возникла необходимость в преподавательских кадрах. Появились также средние женские учебные заведения — прогимназии. Важным событием стало открытие женских 3-летних прогимназий в Саранске (1875) (в 1910 преобразована в 8-классную) и Ардатове (90-е гг.), мужской 4-годичной в Краснослободске (1877 — 94). По данным 1897, лица со средним образованием составляли 0,33% населения края. Благодаря активности земских и городских управ увеличилось число женских прогимназий (Темников, Инсар, Спасск, Кадом). Уровень образования в крае оставался невысоким: отсутствовало высшее, было слабо развито среднее общее и профессиональное образование. Единственным научно-образовательным центром Поволжья был Казанский университет. Среднее образование дети привилегированных сословий получали в основном за пределами края.

Наряду с министерскими, земскими, церковно-приходскими училищами возникли 2-классные училища повышенного типа (Б. Сыреси, Троицк), городские 4-годичные (Саранск, Краснослободск, Темников). В 1894 на территории современной. Мордовии насчитывалась 391 начальная школа (20,5 тыс. уч-ся; 11,5% детей школьного возраста), в среднем одна школа на 4 — 6 тыс. жителей. В 70 —90-е гг. 19 в. после принятия «Правил о мерах к образованию инородцев» (1870) новые формы приобрела миссионерская деятельность среди мордвы. Братство святителя Гурия открыло братскую мордовскую школу (32 уч-ся) в с. Базарный Юрткуль Спасского уезда Самарской губернии свыше 30 детей обучалось в других братских школах по системе Н. И. Ильминского. Учителей, знающих мордовские языки, готовили в Казанской учительской инородческой семинарии. В 1872 — 1917 было выпущено около 160 учителей. Большинство училищ края были смешанными по составу (рус.-мордов., рус.-чуваш.-мордов. и т. п.) [4, с. 50]. С конца 19 века начали открывать низшие профессиональные учебные заведения — Сабур-Мачкасское ремесленное училище (1884), Большеберезниковская учебно-показательная мастерская (1859).

Родной язык использовали как средство более полного усвоения русской лексики. Специально мордовские языки изучали в ряде учительских и духовных семинарий с целью подготовки учителей и священнослужителей школ в мордовских сёлах и приходах. В татарских сёлах образовательные функции выполняли мектебе и медресе. В 1895 отмечен высокий уровень грамотности татар на арабском языке и слабое развитие светской образованности.

Однако к началу XX века большинство народа оставалось неграмот-ным. В 1897 году среди мордвы Пензенской губернии грамотных мужчин было 11 %, женщин — 1,5 %, среди русских эти цифры составляли 24 и 6 %. Одной из причин такого положения были незнание мордвой русского языка и соответственно непонимание объяснения учителя [5, с. 64].