Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
развитие образования в мордвии.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
75.26 Кб
Скачать

2 Развитие образования в мордовском крае в XVIII веке

В 1721 году в Нижнем Новгороде была открыта семинария, благодаря которой просвещение стало проникать в Саранск. Влияние Нижнего Новгорода обусловливалось связью через большой гужевой тракт и тем, что Саранск длительное время находился в нижегородской епархии. Некоторые лица саранской синодальной команды получали образование в Нижнем Новгороде. В Нижегородскую духовную семинарию принимали и детей мордвы (по 3 человека в год).

После образования в 1731 в Казани «Новокрещенской конторы» возникли новокрещенские школы для детей нерусского населения, принявшего крещение. Школы были призваны укреплять христианскую веру среди нерусских народов и готовить проповедников христианства[4, с.48].

Их организацией в Вятской, Казанской, Нижегородской, Самарской и Симбирской губерниях занималась Новокрещенская комиссия, открытая также в 1731 в г. Свияжске. В 1735 Св. Синодом и Сенатом был принят указ, предписывавший «для обучения как некрещёных вотяков, мордвы, чуваш, так и разных народов новокрещёных детей славяно-российского языка, в Казанской губерний учредить школы, первую в Казани в Фёдоровском монастыре, вторую - в Казанском уезде... в селе Елабуге, третью — в Свияжском уезде в г. Цивильске, четвёртую - в Казанском уезде в Царёвококшайску и в тех школах ученикам быть в каждой по 30 человек и обучать в Казанской некрещёных детей каждого народа по 10 человек от 10 до 15 лет, а в уездных трёх школах, разных же народов... от 7 до 15 лет...» [4, с. 459]. С открытием в 1739 Конторы новокрещенских дел интерес к новокрещенским школам возрос. Известны Казанские (при Зилантовом и Фёдоровском монастырях), Цивильская, Свияжская, Елабужская, Царёвококшайская, Нижегородская новокрещенские школы. По данным исследователя И. И. Гмелина, в Зилантовом монастыре обучались мордовские дети. По 10 мест, в т. ч. и мордве, отводилось в Свияжской новокрещенской школе. Учащиеся жили в казарменных условиях под наблюдением специального штата (ректор, старший учитель, младший учитель, лекарь, надзиратель, прачки и пр.). В этих школах учили письму, чтению, пению, рисованию, основам христианской религии, философии, латыни, старославянскому языку, истории, географии, риторике. Предписывалось не забывать родной язык. Длительный срок обучения (12- 13 лет), суровые условия жизни и учения вели к высокой заболеваемости, отсеву и смертности детей. Во 2-й пол. 18 века были проведены преобразования новокрещенских школ: уменьшилось их число, сократились сроки обучения до 5-9 лет, расширилась программа за счёт введения основ медицины и церковной живописи, совершенствовалась методика преподавания. Для мордовского края опорной была Нижегородская нококрещенская школа, в которую на 50 мест принимали 30 мордовских, чувашских, и марийских детей из Алатырского, Курмышского, Петровского, Саранского и Ядрихинского уездов. Она находилась в ведении Нижегородской духовной семинарии. Посетившие её путешественники П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк и др. находили работу «похвальной». К концу 18 века новокрещенские школы прекратили своё существование, сыграв определённую роль в распространении просвещения и русской культуры среди народов Среднего Поволжья, в т. ч. и мордвы [4, с. 459] .

Во второй половины XVIII столетия продолжало существовать домашнее образование, которое имело резко выраженный сословный характер. Дворянин не признавал образования без иностранных языков, особенно французского; многие купцы, наоборот, считали обучение иностранным языкам изменой старине, грехом и предпочитали псалтырь или часослов, церковное пение и простейшую арифметику; приказные считали высшей образованностью познание «тайн» канцелярского дела. При таких убеждениях крайне трудно было создать бессословную государственную школу, да к тому и мало стремилось тогдашнее правительство.

Существовали также и частные школы, в последней четверти XVIII их было в Саранске пятнадцать. По данным 1791 года, учителями в Саранске были: диакон Соборной церкви, диакон Покровской церкви, диакон Казанской церкви, поп Богословской церкви, дьячок той же церкви, два дьячка Рождественской церкви, урядник инвалидной команды (учил солдатских детей) и человек с прозвищем «Курятник». Школы размещались преимущественно в домах духовенства. Разумеется, учителя, большая часть которых сама имела лишь домашнее образование, не могли дать больших знаний купеческим, мещанским и солдатским детям. Обучение чаще всего ограничивалось чтением часослова или псалтыря и письмом [1, с. 88].

В дворянских имениях и вотчинах создавались домашние и вотчинные школы, нередко для детей крепостных. Одной из таких была «школа для малолетних» в имении графа П. А. Румянцева-Задунайского в селе Чеберчине. В неё принимались дворовые мальчики с пяти лет сроком на три года. Сам барин написал школьный устав. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных дней. Учителем был назначен слуга Григорий Нестеров, которому полагалась за это плата 6 рублей в год. Для занятий была построена большая изба, детям выдавались бумага и чернила. Каждому ученику Румянцев дарил кафтан и шубу на три года. Школа просуществовала более 50 лет, за это время через нее прошли многие десятки крестьянских детей. Позднее на ее базе была создана одна из первых церковно-приходских школ в мордовском крае [5, с. 63].

В 80-е годы XVIII столетия в России обнаружилось стремление к упразднению домашних школ и замене их государственными народными училищами с тем, чтобы поднять уровень просвещения, ввести единую систему начального обучения, взять под контроль деятельность школы, пресечь самовольство невежественных людей, объявлявших себя учителями.

Это стремление в 90-е годы того же столетия выявилось в официальных правительственных предписаниях о закрытии домашних школ. Пра­вительство Екатерины II усиливало эти стремления еще и потому, что опасалось влияния французской революции, имея в виду, что в среде домашних учителей нередко встречались лица французской национальности.

В 1790—91 годах саранские власти подвергли преследованию приватных учителей и потребовали закрытия домашних школ, которые в официальной переписке местных канцелярий именовались «недозволенными детскими сходбищами», а домашние учителя — «неискусными в деле обучения». Частные учителя сопротивлялись, доказывая полезность своей деятельности, а саранские торговые люди предпочитали учить детей домашним способом и в народное училище переводили их неохотно, руководствуясь своими профессионально-сословными интересами.

Так и не удалось местным властям закрыть домашние школы. Некоторые из них существовали и в XIX столетии [1, с. 89].

Первая школа, действовавшая по государственному уставу, была открыта в Саранске в 1778 году. Школа именовалась духовной гимназией. Открыта она была по инициативе нижегородского архиерея Антония в здании упраздненного Петровского монастыря.

Этой школе впоследствии оказывал деятельную помощь известный академик, составитель пятиязычного словаря народов Поволжья нижегородский архиерей Дамаскин. По его распоряжению гимназия в 1787 году была переведена из пришедшего в ветхость здания в более удобное, находившееся при бывшем Ильинском монастыре, переименованном к тому времени в Петропавловский.

В гимназии было три класса: 1—синтаксический, 2 — грамматический, 3—информаторский. Возглавлял гимназию префект, при нем было два учителя. Первоначально учителя содержались за счет родителей учеников, впоследствии им было назначено государственное жалованье. Основное внимание уделялось постижению закона Божьего и церковного учения. Давались неплохие знания по арифметике, русской грамматике, основам латыни [2, с. 336].

Саранская духовная гимназия была первым и единственным государственным учебным заведением на большой территории Среднего Поволжья до 1786 года, когда открылись первые казенные школы в Пензе и Симбирске.

В 1787 году в помещении гимназии была открыта вторая государственная школа — Саранское народное училище.Оно было открыто по распоряжению правительства от 1786 года. Согласно этому распоряжению в Пензенском наместничестве было впервые учреждено два светских учебных заведения. Большое (трехклассное) народное училище в Пензе и малое (двухклассное) училище в Саранске. В других городах Пензенского наместничества подобных училищ еще не было.

Саранская духовная гимназия действовала 25 лет и оказала большое влияние на распространение просвещения в крае. Разумеется, в гимназии много внимания уделялось церковным учениям, но в ней давались и хорошие светские знания по русской грамматике, арифметике и основам латинского языка. В связи с открытием духовной семинарии в Пензе и учреждением пензенской епархии Саранская духовная гимназия в 1803 году была закрыта.

В 1787 было положено начало государственному светскому образованию: в Саранске открылось малое народное училище, работавшее по Уставу 1786.

Для обучения нерусских народов Поволжья в Нижегородской, Казанской и Тамбовской духовных семинариях в конце 18 —начале 19 вв. обучали мордовским языкам П. П. Орнатов, А. И. Тюменев.