
3.Структура биоэтики. Биоэтика и биомедицинская этика.
В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом.
Биоэтика появляется на фоне действующей тысячелетиями медицинской этики, а точнее – медицинской деонтологии, давно определившей свою нишу в системе общемедицинских и этических знаний. Вопрос заключался, казалось бы, лишь в разделе сфер их влияния, но ситуация осложнилась тем, что практически одновременно в научный оборот вводится еще одно понятие – биомедицинская этика. При этом вновь появившиеся биоэтику и биомедицинскую этику (БМЭ) стали отождествлять друг с другом и медицинской этикой, практически не разграничивая этих понятий.
• биоэтика – практическая этика, ориентированная на выработку и установление
нравственно-понимающего отношения к Жизни вообще и любому Живому, на заботу о правах биоса на основе швейцеровского принципа благоговения перед жизнью;
• биомедицинская этика – прикладная этика, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов – медиков и биологов – к человеку, его жизни, здоровью, смерти как в процессе лечения, так и в ходе проводимых с его участием исследований;
Биомедицинская этика – новое междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и общечеловеческие моральные ценности. Междисциплинарность БМЭ проявляется в постоянном расширении ее проблемного поля благодаря включению в нее нравственных, философских, правовых компонентов. БМЭ объединяет самые различные системы ценностей: биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли), социальные (равные возможности на получение всех видов медицинских услуг), экологические (осознание самоценности природы, ее уникальности), личностные (безопасность, самоуважение) и др. Особый статус БМЭ определяется «открытым», «пограничным» характером ее проблем. С одной стороны, это требует каждый раз частных, ситуативных решений и, соответственно, индивидуального морального выбора и личной ответственности. С другой –создает определенный прецедент, обеспечивающий БМЭ – этике прикладной – возможность перехода и единения с универсальной и глобальной биоэтикой.
4. Проблемное поле биоэтики.
Проблемным полем биоэтики стал процесс этико-философского осмысления последствий научно-технического прогресса в области биомедицины, обозначивший ограниченность традиционной морали в решении этических проблем современности. В этом контексте биоэтика выступает способом интеллектуального осмысления и социального оформления процесса выработки социально признанных границ человеческого существования. Ключевым вопросом биоэтического дискурса является вопрос о сущности и природе человека. Его постановка и решение принципиальным образом определяют содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных конфликтов по проблеме аборта лежит не вопрос о праве нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том — признается или не признается оплодотворенная яйцеклетка, зародыш или нерожденный плод в качестве «человека», которому право на жизнь принадлежит в полном объеме. Или они являются частью тела матери, которую можно столь же просто изъять, как хирургически изымается из организма опухоль или воспалившийся червеобразный отросток. В интеллектуальной и политической публичной конфронтации вокруг признания или непризнания нерожденных человеческих существ в качестве «людей» формируется социально установленная граница начала собственно человеческого существования. Эта граница обозначает рубеж, с которого нерожденное существо рассматривается уже не как часть женского тела, с которой она вправе поступить по своему усмотрению, но как социально признанный субъект моральных отношений. Исторический опыт демонстрирует прямо противоположные подходы к этой проблеме, таким образом, не позволяя вывести некий общий вывод. Современный опыт проблематизации тех же самых вопросов в биоэтике уже на новом уровне демонстрирует неокончательность решений, принимаемых врачами, пациентами и т.д. Отсутствие универсального подхода и/или удовлетворяющего всех решения сложных коллизий, порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий, по сути, определило трансдисциплинарный формат биоэтики.