Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическая работа 5 6 7 8 .doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
827.9 Кб
Скачать

1 Критическая философия и. Канта

В основу своей критической философии Иммануил Кант (1724—1804) — великий немецкий философ, родоначальник не­мецкой классической философии* положил «критику чистого ра­зума», которой дал следующее определение: «Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремить­ся независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и опре­деление как источников, так и объема и границ метафизики на основании принципов» {Кант И. Критика чистого разума: Пре-дисл. к 1-му нем. изд. // Соч.: В 8 т. - М., 1994. -Т.З.-С. 11-12). О выводах, к которым пришел И. Кант относительно путей, возможностей и средств получения всеобщего и необходимого научного знания, а также той регулятивной функции, которую разум играет в этом процессе, вы сможете узнать из работы И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, мо­гущей появиться как наука». В ней знаменитый мыслитель систематизировал и популяризировал содержание самого изве­стного из своих трудов — «Критика чистого разума».

Вопросы и задания:

1. Какое основание для «критики чистого разума» обнаружи­вает И. Кант в самом разуме и философии?

2. К каким конечным результатам должна привести, по мне­нию И. Канта, эта критика?

3. Каким образом будут, с точки зрения И. Канта, соотносится «докритическая» и «критическая» философии?

4. Объясните, в чем заключается момент философской са­морефлексии в критике чистого разума.

5. В чем состоит, по Канту, регулятивная функция разума по отношению к рассудку? Перечислите кантовские «регулятив­ные идеи».

6. В чем заключается основное отличие кантовского понима­ния роли разума в процессе познания от представлений об этой роли в предшествующей философской традиции?

7. Почему И. Кант считает, что разум сам по себе не спосо­бен дать исчерпывающее знание об окружающем нас мире?

[Критика чистого разума]

Итак, чтобы метафизика [здесь: философия. — К. К.] могла как наука претендовать не только на обманчивую уверенность, но и на действительное понимание и убеж­дение, для этого критика самого разума должна предста­вить весь состав априорных понятий, разделение их по различным источникам: чувственности, рассудку и разуму; далее, представить исчерпывающую таблицу этих понятий и их расчленение со всем, что отсюда может быть выведе­но; затем главным образом возможность априорного син­тетического познания посредством дедукции этих понятий, принципы их применения и, наконец, их границы, и все это в полной системе. Таким образом, эта критика, и толь ко она одна, содержит весь хорошо проверенный и досто­верный план, более того, даже все средства, необходимые для создания метафизики как науки; другими путями она невозможна...

Одно несомненно: кто раз отведал критики, тому на­всегда будет противен всякий догматический вздор, кото­рым он прежде должен был довольствоваться, не находя лучшего удовлетворения для потребностей своего разума. Критика относится к обычной школьной метафизике точно так, как химия к алхимии или астрономия к прорицающей будущее астрологии. Я ручаюсь, что всякий, кто продумал и понял основоположения критики...уже никогда больше не вернется к старой и софистической лженауке; скорее, он с радостью будет смотреть на такую метафизику, кото­рая отныне ему доступна, не нуждается ни в каких подго­товительных открытиях и первая может доставить разуму постоянное удовлетворение. В самом деле, метафизика имеет перед всеми возможными науками то преимущество, что она может быть завершена и приведена в неизменное состояние, так как ей не надо дальше изменяться и она не способна к какому-либо расширению посредством новых открытий; дело в том, что разум имеет здесь источник сво­его познания не в предметах и их созерцании (отсюда он не может извлечь больше знания), а в самом себе; и после того как разум полностью и ясно изложил против всякого ложного толкования основные законы своей способности, не остается ничего иного, что чистый разум мог бы позна­вать а рпоп или даже о чем бы он мог спрашивать, имея на то основание.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч.: В 8 т. — М., 1994. —

Т. 4. - С. 131-133.