Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическая работа 5 6 7 8 .doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
827.9 Кб
Скачать

1 Субстанциональный подход к бытию

Утверждение субстанционального подхода к бытию справед­ливо связывается с именем древнегреческого философа Ари­стотеля. Вы можете убедиться в этом сами, обратившись к от­рывкам из его знаменитой «Метафизики». Наиболее полное развитие он получает в средневековой схоластике. Здесь в ка­честве высшего воплощения бытия рассматривается Бог, в то время как бытие остального мира выстраивается по отношению к нему иерархически. Об этом явственно свидетельствуют при­веденные ниже отрывки из «Суммы теологии» величайшего теолога средневековья — Фомы Аквинского.

Вопросы и задания:

1. Как в настоящем отрывке определяет бытие Аристотель?

2. В чем Аристотель видит основное различие между быти­ем вещей и существованием различных качеств, свойств или состояний вещей?

3. Какие бытийственные характеристики приписывает Фома Аквинский Богу как основе всего существующего? Какое свойство божественного бытия, соединяясь с бытием других предметов, наделяет последние действительным существо­ванием?

4. В каком отношении к бытию Бога, по мнению Аквината, находится бытие других феноменов — от ангелов и небесных тел до простых предметов?

5. Какими представлениями о разновидностях и свойствах бытия обогащает Фома Аквинский субстанциональный под­ход?

Хотя о сущем говорится в стольких значениях, но ясно, что первое из них — это значение сущего как сути вещи, которая выражает ее сущность (когда мы хотим сказать, какова эта вещь, мы говорим, что она хороша или плоха, но не что она величиною в три локтя или что она человек: когда же мы хотим сказать, что она есть, мы не говорим, что она белая или теплая или величиною в три локтя, а что она человек или Бог), а все остальное называется сущим, поскольку в одних случаях — это относящееся к сущему в первом значении количество или качество, или состояние, или еще что-то другое тому подобное. Поэтому можно бы поставить и вопрос: «ходить», «быть здоровым», «сидеть» и тому подобное — есть ли каждое из них сущее или не­сущее? Ибо ни одно из них не существует от природы само по себе и не может отделяться от предмета (оу§1а); а если что-то здесь есть, то скорее то, что ходит, то, что сидит, и то, что здорово... Ясно поэтому, что благодаря сущности есть каждое из тех действий или состояний, так что сущ­ность есть в первичном смысле сущее, т. е. не в некотором отношении сущее, а безусловно сущее...

И вопрос, который издревле ставился и ныне и посто­янно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее, — это вопрос.о том, что такое сущность (Метафизика, 1028 а—Ь)...

Таким образом, ясно, что бытие каждой вещи, обозна­чаемой как первичное и само по себе сущее, и сама эта вещь тождественны и составляют одно (Метафизика, 1032 а).

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - М., 1975. - Т. 1. - С. 187-188, 197.

...Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенци­ального. Правда, когда один и тот же предмет переходит из потенциального состояния в актуальное, по времени потенция предшествует в нем акту; однако сущностно акт предшествует потенции, ибо потенциально сущее может перейти в актуальное состояние лишь при помощи акту­ально сущего (Сумма теол., I. я. 3, 1 с).

...Мы полагаем Бога как первоначало не в материаль­ном смысле, но в смысле производящей причины; и в та­ковом качестве он должен обладать наивысшим совер­шенством. Если материя, поскольку она является таковой, материальна, то движущее начало, поскольку оно являет­ся таковым, актуально. Отсюда действующему первонача­лу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным. Ведь совер­шенство предмета определяется в меру его актуальности; совершенным называют то, что не испытывает никакой недостаточности в том роде, в котором оно совершенно (Сумма теол., 1.«|. 4, 1 с).

...Далее следует сказать, что коль скоро вечность есть мера пребывания, в той степени, в какой предмет отдаля­ется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отделяются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено измене­ниям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; таковы всяческие движения, а также бытие бренных вещей. Однако другие предметы менее от­даляются от устойчивого пребывания, так что их бытие не состоит в изменении и не подвержено ему; все же и они имеют изменения преходящего порядка, будь-то в акте или потенции. Так, очевидно, обстоит дело с небесными тела­ми, субстанциональное бытие которых неизменяемо, но которые соединяют эту неизменяемость с изменениями от­носительно места. То же самое явствует и относительно ангелов, бытие которых неизменяемо в том, что касается их естества, но подвержено изменениям в том, что каса­ется их избрания, а также их интеллектов, состояний и положений в пространстве. Такие предметы имеют своей мерой век, который занимает промежуточное место меж­ду вечностью и временем (Сумма теол., I, ц. 10, 5 с).

Фома Аквинский. Сумма теологии

// Боргош Ю. Фома Аквинский. —2-е изд. —

М., 1975. - С. 148- 51