- •Сургутский государственный университет Факультет психологии
- •От составителей и редакторов
- •Содержание
- •К. Дункер Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления
- •1. Некоторые предшествующие взгляды на мышление, которые приводят к общему определению проблемы
- •2. Критическое рассмотрение некоторых теоретических взглядов, которые решают или могли бы решить нашу проблему
- •3. Экспериментальные методики и результаты
- •4. Теоретические выводы
- •Родословное дерево задачи на облучение
- •Глава II о процессах решения практических проблем (II)
- •Глава III о процессах решения математических задач
- •Л. Секей Знание и мышление Введение
- •Соотношение знания и мышления
- •Предварительный эксперимент
- •Функциональные отношения между научением, знанием и мышлением
- •1 Серия экспериментов. 3адача с наклонной плоскостью.
- •Результаты
- •Обсуждение результатов
- •Л. Секей Продуктивные процессы в обучении и мышлении
- •I. Постановка проблемы
- •II. Методика
- •III. Результаты
- •IV. Обсуждение результатов
- •V. Новые проблемы
- •VI. Педагогические замечания
- •VII. Резюме
- •Л. Секей к проблеме доступности решения задач и магическое тестирование
- •Дж. Гилфорд Три стороны интеллекта
- •Структура интеллекта
- •Познавательные способности
- •Способности памяти
- •Способности к дивергентному мышлению
- •Способности к продуктивному конвергентному мышлению
- •Способности к оценке
- •Значение исследования структуры интеллекта
II. Методика
1. Испытуемым предъявлялись такие задачи, для решения которых они не имели соответствующих знаний. Эти знания они приобретали в предварительном обучающем эксперименте. Эксперимент включал две части: обучение и решение задачи. Вторая часть эксперимента проводилась через несколько дней. За этот период испытуемым предлагались различные тренировочные задачи, а также посторонние задачи на смекалку, не связанные по содержанию ни с первой, ни со второй частью эксперимента. Испытуемые не могли уловить какую-либо специальную связь между первой и второй частями опыта, а воспринимали их как разнородные и ничем не связанные между собой. Испытуемые были разбиты на две группы. В обеих группах изучался один и тот же материал, но различными способами. Группа I строго следовала общепринятой в европейских школах методике обучения. Мы будем далее называть этот метод традиционными. В группе II метод обучения соответствовал установкам так называемой современной прогрессивной школы (часто обозначается как проблемный метод). В дальнейшем мы будем называть этот метод современным. Учебный материал состоял из четырех страниц машинописного текста, разъясняющего элементарные понятия механики: работа, мощность, сила, вращающий момент, момент инерции, силы вращения. Математических выражений текст не содержал.
2. Учебная инструкция для обеих групп давалась после нескольких тренировочных заданий на сообразительность. Для группы I она заключалась в следующем: «Мы проводим обучающий эксперимент. Вы должны изучить эти четыре страницы; на днях я проверю, что отсюда вы смогли усвоить и запомнить. Материал заключается в нескольких положениях из области механики. Некоторые из них должны быть вам знакомы из школьного курса, другие будут для вас новыми. Вы не должны заучивать текст наизусть. Ваша главная задача – понять все, что вы читаете (это самое важное). Если что-либо вам неясно, тотчас же спрашивайте, я объясню. При проверке в будущем от вас потребуют не повторить прочитанное или изложить его своими словами, а письменно ответить на несколько вопросов по данному материалу».
После знакомства с разделом о моменте вращения и моменте инерции испытуемым продемонстрировали соответствующие приборы, например, понятие о моменте инерции иллюстрировали с помощью крутильного маятника (рис.1).
Крутильный маятник. Брусок около 40см длиной подвешен на нити горизонтально; нижняя его поверхность снабжена четырьмя крючками. Два крючка (внутренние) расположены симметрично по обе стороны от места подвески (центра тяжести) бруска, два других (наружные) также симметрично укреплены у концов бруска.
Д
ва
груза по 54г прикрепляются на
внутренние крючки, после чего брусок
приводится во вращение. Затем грузы
перемещают на внешние крючки и опять
вращают брусок. Момент вращения в том
и другом случае одинаков; однако моменты
инерции различны и скорость вращения
при нагруженных внутренних крючках
вчетверо больше, чем при нагрузке внешней
пары крючков. Опыт повторяют 2 раза с
соответствующими объяснениями, чем и
кончается обучающий эксперимент.
3. Инструкция для современной группы (после предварительного объяснения эксперимента, как и в группе 1) состоит в предупреждении: «Теперь мы займемся новой задачей».
Перед испытуемыми помещают крутильный маятник. Экспериментатор раскручивает брусок (без грузов), останавливает его и обращается к слушателям: «Два груза можно подвесить сюда, симметрично относительно точки подвешивания, поближе или подальше от нее. Как вы думаете, одна ли будет скорость вращения при ближнем и дальнем расположении подвесков, если вращающий момент (сила вращения) останется неизменным?»
Как правило, следовали ответы: «Не знаю», «Не думаю, чтобы скорость изменилась, ведь вес груза остался неизменным». Некоторые высказывали и такие догадки: «При наружном расположении грузов скорость вращения должна быть больше, потому что больше центробежная сила». Выслушав ответы, экспериментатор раскручивал брусок при разной нагрузке, обычно вызывая удивление слушателей. Затем экспериментатор объявлял: «Вы не могли предугадать это явление, потому что недостаточно знаете физику. Прочитайте вот эти четыре страницы, тогда вы сможете понять и объяснить то, что видели сейчас». Испытуемому вручали тот же текст, что и в традиционной группе. Ознакомившись с ним, испытуемые в подавляющем большинстве случаев давали удовлетворительные объяснения эффекту с крутильным маятником. На этом обучающий эксперимент в современной группе заканчивался.
4. Эксперимент продолжался спустя 2 – 4 дня, по возможности в одинаковых условиях для обеих групп. Сначала испытуемому предлагали задачу на смекалку, не связанную по содержанию с материалом эксперимента. Затем ему предлагали задачу о двух шарах, условия которой состояли в следующем: «Представьте себе, что вам даны два металлических шара равных размеров и веса, одинаково окрашенных, так что отличить один от другого невозможно. Тем не менее есть весьма существенное различие между шарами. Один из них сделан из очень легкого, другой – из очень тяжелого металла. Как это может быть, если шары равны по весу?»
Б
ольшинство
испытуемых поняли, что равенство по
весу объясняется внутренней формой
шара: тот, что сделан из тяжелого металла,
– полый, а тот, что сделан из легкого, –
сплошной. Если кто-либо не мог догадаться
об этом достаточно быстро, экспериментатор
давал соответствующее объяснение,
показывая изображение обоих шаров в
разрезе по диаметру (рис.2).
Экспериментатор особо подчеркивал то обстоятельство, что полость в тяжелом металле была тоже сферовидной, а ее центр совпадал с центром шара. Затем он ставил испытуемому тестовый вопрос: «Каким образом можно узнать, какой из двух шаров сплошной, а какой полый, если мы не можем применить ни химических способов анализа металла, ни как-либо механически повреждать шары (распиливать, сверлить, прорезать), ни даже снимать слой краски на шарах? Попытайтесь найти способ узнать это прямо здесь, в комнате, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Желательно, чтобы вы рассуждали вслух и высказывали даже такие догадки, сомнения и мысли, ошибочность которых тут же видна вам самим. Вы можете также задавать мне какие угодно вопросы».
(Решение задачи: при скатывании с наклонной плоскости или качении по горизонтали после толчка одинаковой силы полый шар будет катиться медленнее, так как момент инерции при его вращении будет большим. Иначе говоря, в полом шаре больше массы удалено от центра вращения, чем в сплошном.)
После того как испытуемый решал задачу, ему вручали вопросник из 11 пунктов. Некоторые из них требовали простого воспроизведения пройденного материала, другие представляли собой несложные задачи на сообразительность с применением того же материала в более опосредствованном виде. Например, к первому виду вопросов относятся такие, как: «Что такое момент инерции?», ко второму виду – задачи типа следующей: «Человек стоит на стуле, который медленно вращается вокруг своей оси. Что произойдет, если человек изменит позу – раскинет руки в стороны и выставит перед собой одну ногу?» (Правильный ответ: момент инерции всего тела возрастет и скорость вращения уменьшится.)
5. Б качестве испытуемых в опытах участвовали лица, получившие школьное гуманитарное образование. Только один из них имел представление о моменте инерции до нашего эксперимента. Учитывая учебный план шведской школы с гуманитарным уклоном, мы можем считать, что практически все знание использованного материала в нашем опыте получено под нашим контролем.
Опыты проводились в Институте педагогики и психологии при Стокгольмском университете во время летних каникул 1945г. 40 учащихся экспериментального класса психологии были разбиты поровну на упомянутые две группы – традиционного и современного обучения. Все они ранее участвовали в другой серии экспериментов. По успешности решения задач в этой серии они также были распределены на две группы – лиц с обобщенным пониманием (сумевших решить задачу II) и лиц с конкретным пониманием (не справившихся с задачей II). В настоящем эксперименте мы распределили этих лиц так, что в каждой из наших групп (традиционного и современного обучения) было по 10 человек тех и других.
