
2. Психолингвистическое понимание языка и речи.
Объяснение сущности языка и речи с точки зрения отдельно взятого биологического, психологического или социального направления становится неудовлетворительным. Природа языка как вида деятельности человека так же сложна, как и сам человек. Поэтому его сущность может быть раскрыта лишь при использовании данных генетики, психофизиологии, нейрофизиологии. В настоящее время по этой проблеме ведутся острые дискуссии между Н. Хомским, швейцарским психологом Жаном Пиаже, французским генетиком Франсуа Жакобом, отечественными нейролингвистами под руководством Александра Романовича Лурия.
В центре обсуждения находится гипотеза Н. Хомского о врожденности «глубинной грамматической структуры» как специфического устройства человеческого разума, служащего механизмом овладения конкретным языком. Врожденную языковую способность он сравнивает с врожденностью зрительной системы. Биологические основания такого понимания находятся в анатомии и функционировании человеческого мозга (Э. Леннеберг). Язык в этом случае предстает как средство выражения таких познавательных функций мозга, как категоризация, обобщение однородных явлений в классы, и как переработка информации, поступающей извне.
Информация поступает в мозг через рецепторы, конечные образования нервов. Сеть из миллиардов нейронов непрерывно сопоставляет сигналы от рецепторов с сигналами, в которых закодирован прошлый опыт и дает двигательным нейронам команды для соответствующей реакции человека на раздражение среды.
Нейрофизиологические исследования показали, что борозды и извилины коры головного мозга образуют специализированные зоны, отвечающие за определенные познавательные функции. В каждом полушарии головного мозга выделяют четыре доли - лобную, височную, теменную и затылочную. Область больших полушарий, примыкающих к центральной борозде, называется сенсомоторной, а остальные области коры мозга - ассоциативными. Сенсомоторная область отвечает за слуховую, зрительную деятельность и звуковую речь.
При изучении патологии речи французский ученый Поль Брока и немецкий К.Вернике открыли две основные речевые зоны. Зона Брока отвечает за производство речи, говорение. Зона Вернике отвечает за восприятие и понимание чужой речи. Люди с поражениями зоны Брока понимают речь, но затрудняются организовать слова во фразы. У больных с повреждениями зоны Вернике собственная речь не нарушается, но воспринимать и воспроизводить речь других людей они не могут.
Поскольку обе зоны расположены в левом полушарии коры головного мозга, то оно считается доминантным, главным. Оно управляет речевой деятельностью. В нем сосредоточено все словесное, интеллектуальное, абстрактное, аналитическое, объективное. В левом полушарии существуют речевые механизмы, деятельностью которых руководят речевые центры. В лобной доле левого полушария впереди от зоны Брока расположено еще несколько речевых центров, которые управляют механизмами сцепления единиц речи. Они реализуют способность звуков сочетаться в слоги, морфем - в слова, слов - в предложения, предложений - в связный текст.
В задней части левого полушария за зоной Вернике расположены механизмы объединения однородных единиц в классы. Все единицы языка хранятся в нашей памяти в виде блоков, полей, групп, рядов.
Правое полушарие ответственно за зрительное, образное, чувственное, интуитивное, конкретное, субъективное восприятие. Здесь находятся ассоциативные области мозга, деятельность которых также важна для возникновения, развития и функционирования языка. Между полушариями происходит обмен информацией, благодаря чему язык оказывается посредником между человеком и средой. Левое полушарие снабжает речь информацией о звуковых образах слов, а правое посылает информацию о зрительных и чувственных образах.
Сигнал из внешнего мира поступает на рецепторы правого полушария, где возникает некая целостная картина-образ. Если ее оказывается недостаточно, то возникает необходимость расчленить целостный образ на составляющие и назвать их. Это уже функции левого полушария, которое располагает грамматикой, набором абстрактных слов, служебных частей речи, синонимическими структурами, трансформами. После членения и преобразования в более сложную структуру название «перебрасывается» снова в правое полушарие, где происходит сопоставление с изначальной картиной. Мозг располагает двумя типами кодов, двумя «алфавитами» - ДНК и белковым. Функцию хранения информации выполняют ДНК (дезоксирибонуклеиновые кислоты), а функцию передачи - последовательные цепочки аминокислот в белке, которые играют роль химического сообщения. Перевод или перекодировка последовательности ДНК в белковый ряд сопоставимы, по мнению биолога Франсуа Жакоба, с сообщением по системе Морзе. Оба типа «алфавитов» служат генетическим языком человека. Они имеют сходное устройство с естественным языком.
Единицы низшего уровня генетического кода - нуклеотиды напоминают единицы низшего уровня языкового кода -фонемы: они лишены собственного значения и служат «материалом» для образования минимальных значимых единиц. В генетическом коде элементарными единицами, имеющими значения, являются энхансоны, сходные с морфемами языкового кода. Выше в генетическом коде располагаются единицы, образованные комбинациями элементов предыдущего уровня: промоторы, терминаторы, энхансонные модули, которым в языковом коде соответствуют слова. Сочетаемость этих единиц в генетическом коде синтезирует белок, так же как слова в языковом коде образуют предложение. Наконец, молекула ДНК, образно говоря, является своеобразным текстом генетического кода.
Языковое оформление мысли необходимо человеку не только тогда, когда он хочет передать ее кому-либо, но и тогда, когда он мыслит про себя. Мышление про себя, не выраженное вслух, получило название внутренней речи. Понятие внутренней речи было разработано Львом Семеновичем Выготским. Без внутренней речи не происходит осмысливания и запоминания информации.
Внутренняя речь обеспечивает более быстрое протекание мыслительного процесса, чем речь звуковая. Внутренняя речь подкрепляется незаметными на глаз артикуляционными движениями. В ходе внутренней речи мозг посылает в речевой аппарат нервные импульсы. Внутренняя речь сокращенно воспроизводит внешнюю речь. Внутренняя речь не использует ни грамматики, ни лексики. Она оперирует логическими, смысловыми связями. Во внутренней речи имеется особый предметно-изобразительный код. Это пространственные схемы, наглядные представления, отголоски интонации, отдельные слова. Предметы и взаимоотношения между ними мысленно просматриваются быстрее, чем об этом можно сказать. Они вспоминаются иначе, чем об этом говорится. Взаимодействие внутреннего субъективного кода и естественного языка образует процесс мышления.
Внутренняя речь быстрее внешней, так как не нужно затрачивать время на проговаривание слов, в ней участвуют образы предметно-выразительного кода. Внутренняя речь представляет собой а) сокращенную, фрагментарную структуру. Мысля про себя, человек облекает в слово не все элементы мысли, а только основные, определяющие; б) она имеет концентрированно предикатный характер. Основным элементом мысли является предикат, и именно он оформляется словом во внутренней речи; в) внутренняя форма единиц во внутренней речи имеет чисто субъективный смысл. Внутренняя речь - это язык-посредник, который осуществляет перевод замысла на общедоступный язык.