Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0e65-00003574-702d2b86.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Модуль 3 Философское осмысление техники в эпоху Возрождения и Нового времени. Основные философские подходы к пониманию техники в Новое и Новейшее время. Содержание:

Философия техники в эпоху Возрождения и Нового времени: союз науки и техники на благо развития общества; идея технологического прогресса. Проблема сущности и существования в трактовке артефактов и природы. Механистический и телеологический подходы к пониманию сущности техники. Особенности знания техне в Новое и Новейшее время: механицизм, инструментализм, субъективизм. Техника как причина отчуждения человека в мире. Основные современные подходы к пониманию сущности и ценности техники: инструментализм, оптимистический и пессимистический детерминизм, критицизм.

Лекция

  1. Философия техники в эпоху Возрождения и Нового времени: союз науки и техники на благо развития общества; идея технологического прогресса

В этот период Возрождения происходит в основном усовершенствование известных технологий, изобретенных ещё в древности. Огромный вклад, выходящий за рамки усовершенствования, внесли учёные-философы Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Иоган Кеплер. Галилео Галилей и Исаак Ньютон бросили свои новым механистическим мировоззрением вызов средневековым преемникам греческой науки. Эти мыслители исследовали механизм бытия и сопоставили работу Вселенной с часовым механизмом.

Основоположники современной научной мысли в области философии техники – Рене Декарт и Френсис Бэкон – привнесли новое в понимание артефактов и природы. Декарт обещал обществу, что мы станем «хозяевами и обладателями природы» благодаря наукам, а Бэкон заявил, что «знание – это сила».

Основная цель технических усовершенствований и изобретений эпохи Возрождения и Нового времени заключалась в том, чтобы создать механические средства для облегчения физического труда или вообще отказаться от него. Ещё Аристотель с нетерпением ждал изобретения автоматов как средства прекращения рабства людей [1]. Эта вера и надежда и сейчас придают усилия первопроходцам современной науки. Только изредка люди теряли этот оптимизм. Уже через пару столетий технологизация озадачила человечество проблемой перепроизводства товаров и сверхприбыли на фоне отчаянно беднеющих народных масс. Но в эпоху Возрождения и Нового времени таких проблем ещё не стояло. Мир, пробудившийся от своих средневековых мечтаний, чувствовал себя молодым, энергичным и обнадеживающим. Пионеры в области нового знания верили в возможность использования сил природы в осуществлении человеческого прогресса посредством науки и техники. Они ценили научное знание как содействие практическим целям, воплощённым в технике. В науке видели средство для добывания истинных знаний, а в технике – прикладное практическое применение на пользу человечеству. Опыты светоносные и опыты плодоносные, - как назвал соответственно теоретическую и практическую науки знаменитый английский философ, основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон был ключевой фигурой в философии техники позднего Возрождения и начала эпохи Нового времени. Он известен как выдающийся философов и важный государственный деятель (среди прочего, Бэкон занимал должности лорда-хранителя Великой Печати, а затем лорд-канцлера). В своём «Новом органоне» (1620) [2] Бэкон предложил новый экспериментальный метод исследования природы и подчеркнул внутреннюю связанность исследования природы и практических технических работ.

В «Новой Атлантиде» (1627) [3] он представил своё видение утопического общества, в котором естественная философия и идеи технологизации занимали центральное место.

В этом контексте заметим, что до появления науки в её современной форме исследование природы было задумано как философский проект в рамках естественной философии и натурфилософии. Стоит отметить, что Бэкон не различал науку и технику, как мы различаем сегодня, но рассматривал техническую деятельность как неотъемлемый объект естественной философии и относился к проведению экспериментов и технологическим работам как к важным компонентам. По его мнению технологическая деятельность имеет чрезвычайно важное практическое значение для улучшения условий жизни людей, тем более, что эмпирическое применение научных знаний в технологических объектах проверяет на истинность или ложность наши теории об основополагающих принципах и причинах в природе.

Новая Атлантида представлена через вымышленный рассказ путешественника, который прибывает в ещё неизвестное островное государство под названием Бенсалем и повествует читателю о его общественном устройстве. Бэкон представляет не утопическое идеальное государство, как это делали многие его предшественники. Государство Бенсалем было смоделировано на реальном английском обществе, которое стало более индустриальным: в нём реализовывалась потребность в технических инновациях, новых инструментах и ​​устройствах, - всё это способствовало производству товаров и явно улучшало человеческую жизнь. Утопические идеи Новой Атлантиды относились не только к практике применения естественной философии.

Бȯльшую часть «Новой Атлантиды» Бэкон проводит в описаниях самого важного учреждения на острове Бенсалем, - «Дома Соломона», - учёного ордена, полностью посвященного запросам и технологическим инновациям. Бэкон предоставил длинный список различных областей знаний, приёмов, инструментов и приспособлений, которыми обладает Дом Соломона, а также описания того, как устроен учёный орден и какие функции выполняют его члены. В его рассказе о Доме Соломона присутствует неудержимый оптимизм в отношении технологий: «Дом Соломона» обладает всеми мыслимыми и немыслимыми технологиями, которые только можно себе вообразить, в том числе теми, которые были реализованы гораздо позже (например, передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей, дифференцированной организации научной работы со специализацией и разделением труда ученых), и теми, которые невозможно реализовать вовсе. (Дом Соломона даже обладает несколькими рабочими перпетуум-мобиле, - вечными двигателями, которые способны работать без потребления энергии. Современная термодинамика показывает, что такие машины невозможны.) Дом Соломона работает на благо людей и государства Бенсалем: например, члены Палаты регулярно путешествуют по графству, чтобы информировать людей о новых изобретениях, предупреждать их о предстоящих катастрофах, таких как землетрясения и засухи, появление которых Дом Соломона способен прогнозировать, и советуют людям, как можно подготовиться к этим стихийным бедствиям.

Бэкон часто ассоциируется с девизом «знание - сила», неверно понимаемым в наши дни: под силой часто подразумевается политическая власть. Для Бэкона же «сила» означает то, что знание естественных причин дает нам власть над природой, которая может быть использована на благо человечества. Связь между знанием и силой здесь такая же, как и в описании цели Дома Соломона: «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над природою, покуда всё не станет для него возможным» [3, C. 33]. Здесь «познание причин и скрытых сил всех вещей» и «расширение власти человека над природою, покуда всё не станет для него возможным» (очевидно, что за счёт технологических инноваций) прямо обозначаются как две основные цели самого важного института в обществе.

Улучшение жизни с помощью натурфилософии и техники - это тема, которая пронизывает многие работы Бэкона, в том числе «Новую Атлантиду», и продолжается в его незавершенном кульминационном философском труде «Великое восстановление наук» (Instauratio Magna Scientiarum). «Великое восстановление наук» содержит энциклопедический обзор, критику и классификацию всего человеческого знания, имевшегося на тот период. А также в этой работе он презентует свой новый метод исследования природы, производит сопоставление пустот в корпусе имеющихся знаний и приводит многочисленные примеры того, как естественная философия будет развиваться при использовании нового метода Бэкона. Бэкону было ясно, что его работа может быть только началом новой натурфилософии, которой будут следовать последующие поколения естественных философов, и что он сам не сможет завершить проект, который он начал в этом труде. Фактически даже это сочинение оказалось слишком амбициозным проектом для одного человека: Бэкон только закончил вторую часть – «Новый Органон», в которой он представил свой новый метод исследования природы (в работе предполагалось шесть частей).

Что касается этого нового метода, Бэкон выступал против средневековой традиции построения знаний с использованием аристотелевского / схоластического канона и других старых письменных источников в качестве источников подлинного знания. Вместо этого он предлагал знания, полученные из систематических эмпирических открытий. Для Бэкона изобретательство и технологии сыграли в этом контексте тройную роль.

Во-первых, знания должны были быть получены с помощью наблюдений и экспериментов, поэтому исследование естественной философии в значительной степени основывалось на изготовлении инструментов, устройств и других технических средств для проведения эмпирических исследований.

Во-вторых, как обсуждалось выше, естественная философия не должна ограничиваться изучением природы ради знаний, а должна всегда спрашивать, как можно использовать полученные знания на практике для расширения человеческой власти над природой на благо общества и его членов.

И, в-третьих, технологическая деятельность служит эмпирическим основанием знаний о природе. Во многих работах Бэкон говорит о том, что чисто теоретическое исследование природы также важно. В Доме Соломона практикуют «чистое» исследование природы без особого практического приложения этих знаний, - теоретическое исследование природы имеет своё собственное место в деятельности учёных. Тем не менее, в целом, учёный орден определенно ориентирован на практическую деятельность, так что относительная свобода исследования в конечном итоге определяется социальной средой, в которой важна практическая применимость знаний.

Вывод: В период эпохи Возрождения и Нового времени происходит очередной поворот общественного сознания в сторону технического прогресса. В нём видят способ облегчения жизни людей, освобождения их от тяжёлого физического труда. И выход учёные этого периода видят в науке, которая создаёт фундамент для прикладных технических изобретений.