
Публицистический стиль.
две основные функции публицистики – информационная и воздействующая. Обычно они, как и реализующие их лингвистические особенности, не расчленяются в языке публицистики, в том числе в газетной речи.
Информационная функция воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:
1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения; это обуславливает широкое употребление терминологии и профессионализмов;
2) сдержанность, некоторая официальность либо «нейтральность», подчеркивающие значимость фактов (например, хроника о встречах первых лиц государств); это определяет именной характер речи, своеобразие фразеологии (клише) и т.д.
3) известная обобщенность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности;
4) аргументированность излагаемого.
Воздействующая функция обуславливает особые взаимоотношения между сторонами общения – обращающимся с речью и адресатом речи. Публицистическая речь предполагает вовлечение в обсуждение второго лица, стремится вызвать его реакцию на предложенную информацию. Это речь не констатирующая, а императивная, она призвана не только сообщить о чем-то, не только выразить отношение к сообщаемому, но и внушить это отношение адресату, убедить читателя в правоте авторской позиции.
Экспрессивная функция публицистики, обусловленная ее воздействующей направленностью на адресата, вызывает социальную оценочность речи, в результате действия которой выделяется система устойчивых особенностей в отборе и применении языкового материала.
Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности эмоционально-оценочных слов; в характере метафоризации; в отборе фразеологии. Побудительный характер публицистической речи, восклицания, обращения к адресату, риторические вопросы предопределяют использование стилистических возможностей категории наклонения и соответствующих средств синтаксиса (конструкций с различными видами инверсии, повторами слов и синтагм, а также предикативных звеньев сложного целого, риторических вопросов и обращений, конструкций с автономией придаточного предложения или части простого предложения).
Кроме того, публицистика выполняет и популяризаторскую функцию – сообщает о новых научных открытиях, о новинках техники, проблемах экономики, забытых или переосмысленных фактах истории и т.п. Отсюда обращение к средствам научной речи, проявляющимся не только в статьях, популяризирующих научные знания, но и в материалах, представляющих анализ и обобщение политических, социально-экономических и др. проблем. Однако книжные средства взаимодействуют при этом с экспрессивными.
Итак, специфика публицистической речи заключается прежде всего в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания. Однако эта черта выступает не изолированно.
Другой основной стилевой чертой публицистической речи, связанной с экспрессивностью, является наличие стандарта. Речевые стандарты возникают по нескольким причинам (на примере газеты):
газета создается в кратчайшие сроки;
создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого;
многообразие газетных жанров;
наличие внештатных корреспондентов с различным уровнем образования и речевой культуры;
публикации на страницах газет материалов других сфер общения (объявлений, приказов, проектов законов и др.);
повторяемость тематики (например, темы по сельскому хозяйству);
стремление к экспрессивности: поиски способов экспрессивности в особых условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, когда даже удачный выразительный оборот, подхваченный многочисленными корреспондентами во многих газетах, очень быстро превращается в штамп.
Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта. М.Н. Кожина отмечает, что «в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта в тех или иных «дозах» свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в публицистике… это единство становится стилистическим принципом организации высказывания». Г.Я. Солганик же в этой паре (экспрессия и стандарт) акцентирует именно «социальную оценочность и эмоциональность как важнейший принцип языка публицистики, обуславливающий особый характер его экспрессивности».
Указанные экстралингвистические факторы определяют не только базовые, но и более частные стилевые черты, стилистические признаки и лингвистические средства их реализации в публицистической речи.
На уровне лексики
1. широко используются общественно-политические термины (партия, митинг, демонстрация, консолидация, держава);
2. эмоционально-оценочные слова (доблестный, вдохновляющий, новатор, свершения, в том числе с отрицательной оценочностью: показуха, чернуха, авторкатия, экстремистский, боевики);
3. появляются новые значения у ряда слов, не имеющие общеупотребительного характера (рубеж, служба, проблема, эскалация, география, биография);
4. функционирует специальная профессиональная лексика (интервью, корреспондент, информация, репортаж, брифинг);
5. часто используются иноязычные слова (идеология, монополист, консенсус, агрессия, дискриминация, геноцид);
6. публицистическая лексика включает в себя, с одной стороны, большой круг книжных слов, а с другой – разговорные, а изредка и просторечные слова, как правило, со специальными стилистическими целями.
На уровне фразеологии
1. нередко встречается экспрессивно-связанное словоупотребление (плечом к плечу, уверенной поступью, рекордный рубеж);
2. появляются устойчивые обороты речи, свойственные только публицистике (утечка мозгов, отмывание денег, как сообщает агентство РИА, в информированных кругах, эскалация напряженности и т.п.);
3. употребляются и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым (обычно острополемическим) содержанием:
а) с негативной оценкой – загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, лить воду на (чью-то) мельницу, погреть руки;
б) с положительной оценкой – работать с огоньком, трудиться не покладая рук, золотые руки и др.;
4. используются также перифрастические построения (белое золото – хлопок, черное золото – нефть).
В области словообразования
1. наблюдается большая активность, чем в других стилях, суффиксов иноязычного происхождения: -ия, -ция, -ация, -изация (индустрия, акция, декларация, энергия, организация); -изм (капитализм, популизм, плюрализм);
2. специфическая черта – образование существительных с помощью суффикса –щин(а): штурмовщина, групповщина, военщина, обломовщина, Брянщина, Рязанщина и т.п.;
3. по наблюдению А.Н. Васильевой, активизируется суффикс –нича(ть) в оценочных глаголах: благодушничать, деликатничать, кляузничать, хозяйничать;
4. активным способом является словосложение: общественно-политический, либерально-демократический, военно-стратегический, административно-командная и др.
На уровне морфологии
1. особенное значение настоящего времени глагола, которое передает действие как бы совершающимся «на глазах» у воспринимающего это действие автора речи и определяет и не столько само действие, сколько его признак, качество (его называют настоящим репортажа): Над полигономклубится низкий предрассветный туман; Издали кажется, будто онивращаются…;
2. по свидетельству А.В. Васильевой, для публицистики, в частности газетного жанра, характерны также оттенки настоящего времени, как ближайшее прошедшее (Симутенков забивает решающий гол) и ближайшее будущее (Открывается концертный сезон);
3. переключение из одного временного плана в другой (особенно свойственно художественно-публицистическим жанрам);
4. субстантивация и оценочное использование числительных, прилагательных и причастий: Претворить в жизнь задуманное; В спортивном строю миллионы.
На уровне синтаксиса
1. использование средств так называемого поэтического синтаксиса – антитезы, инверсии, анафоры, параллелизма: Берлин – тогда и ныне; …одни говорят – распад. Другие – обновление; Завершая год трудовой; Суровые и мужественные люди – шахтеры;
2. разнообразные способы использования в стилистических целях однородных членов, обособлений;
3. расчленение главных членов в именных предложениях: Нынешний период – особенный;
4. проблемные вопросы (На что сделать упор?);
5. восклицательные предложения;
6. именительный представления в зачинах: Россия!…Это слово произносится с особым чувством;
7. цепи номинативных предложений;
8. парцелляция (Уралмаш: будни ускорения);
9. введение в авторский текст прямой речи, а также разговорных конструкций[1].
В целом же, как отмечает С.Я. Ермоленко, публицистическому стилю свойственна семантико-синтаксическая база, в основе которой лежат выделительно-противительные отношения.
К числу особенностей публицистической речи относится еще и то, что она не связана тематически, единственное ограничение, которое накладывается на ее содержание, исходит от общественной значимости привлекаемых к обсуждению явлений.
Публицистике свойственно проявление индивидуального стиля, авторское начало (так же, как и речь от первого лица); активизация устно-разговорной стихии речи.
Направленность на убеждение делает принадлежностью публицистического стиля известную систему доказательств, что сближает публицистические тексты в некоторых их частях с научными, а заданная самим характером и назначением речи экспрессивность сближает публицистический стиль с разговорной речью и в отдельных моментах с речью художественной. Однако средства других стилей имеют в публицистике свою особую функцию, и поэтому известная многостильность языковых единиц не приводит к разрушению единства стиля.