
Вопрос 3
Людвиг Мис ван дер Роэ. Принципы «Перетекающего пространства
Людвиг Мис ван дер Роэ - знаменитый немецкий архитектор, один из тех людей, чье творчество , определило облик городов в XX веке. Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 года в немецком городе Ахене. У Людвига Миса ван дер Роэ выработался "универсальный" подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. В 1911-1912 годах руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.
В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового поселка Вайсенхоф. Мис придумал трехэтажный жилой дом, внутри которого можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками.
Людвиг Мис ван дер Роэ в 1929 году возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне. В качестве декора Мис использует четкие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создает свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Проект павильона принес Людвигу Мис ван дер Рою мировую известность. В 1938 году Людвиг Мис ван дер Роэ уезжает в США, где обосновывается в Чикаго. Архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Мис развивает концепцию "универсального" здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого разделена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом.
В 1951 году в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит "Стеклянный дом" для известной в Чикаго хирурга Эдит Фарнсуорт. Дом как будто парит в пространстве. Дом представляет собой полностью остекленный белый каркас на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчеркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.
Билет 25
Вопрос 1.
C VII века архитектура Византии вступила во временный период упадка. Преобладающими стали небольшие и упрощенные по формам постройки. Тем не менее, предпочтение отдается именно крестово-купольному типу храма. Примерами подобных провинциальных по сути построек, лишённых изысканности, являются церковь Бююкаде близ Амасры (начало VIII века), собор в Эрегли (побережье Мраморного моря, IX век), храмы Херсонеса IX—X вв[22].
В этих церквях преобладает массивность стен и столбов, сменившая зрительную легкость ранних византийских построек. Алтари делаются трехчастными, состоящими из трех апсид, что указывает на усиление роли проскомидии в последовании литургии. Для проскомидии предназначалась одна из боковых апсид.
Предпочтение именно крестово-купольного типа другим не могло быть связано с практическими целями. Подобные храмы отчасти были менее удобны, чем базилики. Их ценность состояла прежде всего в глубокой символической насыщенности.
Македонский ренессансНовый расцвет строительства, равно как и всех видов искусства, начался в IX—X вв. На протяжении последующих нескольких столетий в Константинополе было построено множество церквей, в которых вновь проявилась изысканность стиля и столичная роскошь. В настоящее время от построек Византийской столицы сохранилась лишь ничтожно малая часть. Зато до нашего времени дошли восторженные описания современников. Начиная с этого времени крестово-купольный тип храма (в разных его вариантах) является главным в архитектуре Византии. Другие типы являются редкими исключениями. Так, при императоре Василии I (867—886) в Большом императорском дворце была возведена церковь Неа (Новая базилика). Вероятнее всего, это был именно крестово-купольный храм или купольная базилика. По сохранившимся сведениям церковь имела пять куполов, что в будущем послужило примером для многочисленных повторений. Византийские храмы далеко не всегда имели выразительный внешний облик. Внешняя грузность форм искупалась красотой интерьера, на решение которого зодчие и обращали свое пристальное внимание. Пребывая внутри крестово-купольного храма человек не был побуждаем к движению вперед, как это было в горизонтально ориентированных базиликах. Формы здания не восходили снизу, выстраиваясь одна над другой, но как будто спускались сверху вниз: от небес к человеку. Восторженное описание своих ощущений оставил патриарх Фотий, писавший о Фаросской церкви Константинополя: «…все кажется пребывающим в волнении (экстазе), и сама церковь представляется как бы вращающейся. И зрителю, побуждаемому к постоянному движению и круговращениями, и поворотами во всех направлениях, разнообразием предлагаемых ему видов и перспектив, представляется, что его собственное переживание переместилось в церковь»