Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эсхатологичесие мотивы старшей эдды и библии.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
46.69 Кб
Скачать

Рагнарёк в «Старшей Эдде»

Мотив Рагнарёк - «рока богов» или «гибели богов» -важнейшая часть древнескандинавской мифологии, которую можно назвать «эсхатологоцентричной», устремленной к гибели мира и его последующему возрождению. Именно поэтому Рагнарёк и упоминания о нем лейтмотивом проходят через песни «Старшей Эдды», находя отражение во многих песнях произведения. В «Речи Фафнира»: « [Фафнир] сказал:

15 «Оскопнир — остров, богам суждено там копьями тешиться; Бильрёст рухнет, вплавь будут кони прочь уносить их»5.

В «Перебранке Локи»: Фрейр [сказал:]

41 «Волк должен лежать в устье реки до кончины богов; если ты не замолкнешь — тотчас же будешь закован, злодей!» Локи [сказал:]

42 «Ты золото отдал за Гюмира дочь и меч свой в придачу; чем драться ты будешь, коль Муспелля дети сквозь Мюрквид поскачут?»

Фригг сказала:

«Будь тут со мной

у Эгира в доме

Бальдру подобный,

ты б не покинул

пиршество асов

без схватки жестокой».

Локи сказал:

«Хочешь ты, Фригг,

дальше послушать

дерзкие речи:

из-за меня ведь

Бальдр не вернется

к тебе никогда».

Но песнями, наиболее полно излагающими конец мира в скандинавской мифологии и дополняющими друг друга, являются «Прорицание вельвы», «Речи Вафтуднира» и «Малое прорицание вельвы» («Песнь о Хюндле»).

Рагнарёк предваряет гибель «светлого бога» Бальдра, образ которого в «Старшей Эдде» не содержит ни одной отрицательной черты: он красив, мудр, добр. Все живое плачет, чтобы вызволить Бальдра из Хеля - это тоже немаловажный момент, объясняющий великую скорбь богов по сыну Одина. Трехгодичная, «великанская зима» Фильбумветр наступила после гибели Бальдра – бога весны и света, то есть произошло нарушение природного цикла, не было периодичного обновления мира - прихода весны. Образ Бальдра, его «функция» в скандинавской мифологии и то, что именно он станет одним из богов, воскресших после гибели мира, напоминают нам образ умирающего и воскресающего бога растительности, подобные которому существовали в шумерской, греческой и фракийской мифологии, например, Дионис – бог вина и виноделия. Некоторые исследователи связывают смерть Бальдра с темой первой смерти, осложненной обрядами инициации6 (действия богов, пытавшихся хоть как-то повредить ставшему неуязвимым Бальдру). Но первой смертью в этом мифическом мире была смерть великана Имира. Сыны Бора принесли его в жертву и создали мир из его частей тела: из плоти – землю, из крови – море, из черепа – небо, из костей – горы.7 Поэтому мне ближе параллель между скандинавским богом весны и света и образом бога растительности из восточных мифов.

Схожие моменты в смерти Бальдра и Имира отсылают нас к важной особенности скандинавской мифологии - параллельности космогонических и эсхатологических мифов, что отражает композиция «Прорицания вельвы». Тор - противник мирового змея Ёрмунганда, что напоминает нам эпизод о рыбалке Тора с великанов Гримиром, отраженный в «Младшей Эдде». Мировой змей попался на приманку Тора, но Гримир не дал богу вытащить Змея, перерезав лесу. Бог послал вслед возвращавшемуся на дно Ёрмунганду свой молот. В Последней битве Тюр борется с псом Гармом – двойником Фенрира, которого прежде Тюр кормил, когда больше никто из богов не отважился на это, которого он помогал сковывать, пожертвовав своей рукой. Солнце, когда-то восставленное асами, больше не светит, проглоченное Фенриром на исходе Фильбумветр, звезды, расставленные богами по небу, теперь срываются вниз.

Среди предпосылок гибели мира можно отметить не только смерть «светлого бога», но и первую войну, положившую конец Золотому веку, до этого незнакомому с распрями. Эта война произошла из-за колдуньи Гулльвейг, имя которой расшифровывается как «жажда золота» или «сила золота», подосланной ванами к асам. После того, как асы пронзали ее копьями и трижды сжигали, но так и не смогли убить, Один объявил войну ванам, которая была долгой и кровопролитной, но завершилась миром между асами и ванами. Но Гулльвейг, наполнявшая сердца богов и людей жаждой золота8, так и не была уничтожена, а именно с ней было связано возникновение в мире богов и людей первого Греха9:

«Гулльвейг погибла,

пронзенная копьями,

жгло ее пламя

в чертоге Одина,

трижды сожгли ее,

трижды рожденную,

и все же она

доселе живет»10

Во время последней битвы Один погибает, проглоченный Фенриром, который будет убит сыном верховного бога Видаром. Сурт побеждает Фрейра, Тор, убив Мирового змея, умирает, отступив на девять шагов. Хеймдалль и Локи сражают друг друга, гибнет и Тюр, сумевший ценою жизни победить Гарма. В конце битвы Сурт мечет на землю огонь и сжигает весь мир. Здесь стоит обратить внимание на образ Сурта и на одну важную особенность скандинавской мифологии. Исследователями принято рассматривать Рагнарёк как противостояние Центра мира, представленного богами и людьми, и его Периферии, представленной великанами и чудовищами. Но тогда в этой дуалистической системе не остается места Сурту и сынам Муспелля. В скандинавской мифологии ни одно из чудовищ не было предметом культа, объектом поклонения, но до нас дошли сведения о культе Сурта, что доказывает его особое положение в последней битве. С именем Сурта связана самая большая пещера в Исландии — Surtshellir («Пещера Сурта») — так она зовется издревле.11

Более того, система скандинавской мифологии такова, что, в противоположность мифологии западных славян, Восток и Север – «отрицательные направления»12, «край зла», именно оттуда на битву идут все чудовища, Юг же и Запад – края богов и людей, сакральный направления. В «Прорицании вельвы» сказано, что Сурт едет на битву с юга:

«Сурт едет с юга

с губящим ветви,

солнце блестит

на мечах богов;

рушатся горы,

мрут великанши;

в Хель идут люди,

расколото небо»13.

«Про сынов Муспелля в песне «Перебранка Локи» говорится, что они поскачут в бой через лес Мюрквид. Этот лес находится на юге и противопоставлен в скандинавской мифологии «Железному лесу» Ярнвиду — расположенной на востоке обители колдунов, где был рожден Фенрир-волк. Таким образом, сыны Муспелля прибудут на бой с, «позитивной», священной стороны света»14. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о том, что Сурт – олицетворение силы, которая выше и богов, и чудовищ, и огонь его - не уничтожающий пламень – часть разрушительной силы хтонических чудовищ, а огонь очищающий, уничтожающий мир и тем самым готовящий его новое рождение.

После гибели старого мира будет рожден новые: земля вновь поднимется из глубин моря, Бальдр будет жить с Хедом, убившим его по наущению Локи:

«Заколосятся

хлеба без посева,

зло станет благом,

Бальдр вернется,

жить будет с Хёдом

у Хрофта[78] в чертогах,

в жилище богов —

довольно ли вам этого?

Чертог она видит

солнца чудесней,

на Гимле стоит он,

сияя золотом:

там будут жить

дружины верные,

вечное счастье

там суждено им»15.

Останется в живых и две человека, представители одновременно и старого, и нового мира, Лив («Жизнь») и Ливтрасир («Пышущий жизнью»), которые станут потом родоначальниками рода нового человечества: [Вафтруднир] сказал: