Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономическая история (экзаменационные билеты).doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
787.97 Кб
Скачать

31. Экономика Японии в 20 – 30-е годы хх в.

Итоги I Мировой войны

Военные операции (на стороне Антанты) в I Мировой: захват германских владений в Шаньдунской провинции Китая (вместе с глав­ным городом Циндао), а также принадлежавших Германии ост­ровов на Тихом океане: Маршалловых, Каролинских и Мариан­ских. Японцы предъявили Китаю «21 требование», по сути: установление воен­ного и экономического диктата Японии над жизненными центрами китайской территории. Китай удовлетворил: 1) разрешение японцам вести промышленную и коммерческую деятельность в Китае; 2) признание за Японией исключительных прав в кредитова­нии железнодорожного строительства; 3) аренда ряда китайских территорий, железных дорог и предприятий; 4)запрет аренды ки­тайских портов и бухт другими державами. Эти требования вошли в 1915г в кабальный японо-китайский договор.

Япония су­мела добиться значительного улучшения внешнеторговых пози­ций. Пользуясь монопольным положением на азиатских и дальне­восточных рынках, временно покинутых европейскими предприни­мателями, она увеличила свой экспорт в эти районы мира в 3 раза. К концу войны доля Японии во внешней торговле Китая составляла чуть меньше 50% (доля Англии — 17,1%, США — 12,8%). Почти в пятикратном размере возросли и японские загра­ничные инвестиции.

Военные поставки и внешнеэкономическая экспансия дали сильный толчок развитию промышленности. Объем ее продукции в военные годы вырос более чем в 2 раза. Почти в 3 раза увеличил­ся выпуск чугуна и стали. К концу войны японское судостроение вышло на третье место в мире (после Германии и Англии). В рассматриваемый период значи­тельно улучшилась техническая оснащенность японских пред­приятий. Главный итог войны: промышленность Японии стала преобладать над с/х.

Капиталы буржуазии увеличились в 2.5 раза. Выросли налоги, удлинился рабочий день. В 2 раза выросли цены. Реальная заработная плата понизилась на 1/3. Среди крестьян продолжался процесс обезземеливания, росло число арендаторов и полуарендаторов. Уплачиваемая натурой арендная плата дос­тигла в ряде мест 60—70% урожая риса. Высокие цены на рис обогащали помещиков, богатых кре­стьян, но плохо сказывались на пролетарских массах города и деревенской бедноте. Под влиянием событий Великого Октября в Японии начался подъем массового рабочего и крестьянского движения. Его размаху способствовало резкое увеличение цен на продовольствие. Рис в сравнении с довоенным периодом вздорожал в 6 раз. В августе 1918 г. в Японии вспых­нули «рисовые бунты», сразу принявшие общенациональный ха­рактер. В этом движении протеста приняло участие около 10 млн. человек — рабочие, крестьяне, ремесленники, студенты. Движе­ние длилось 2 месяца и было жестоко подавлено.

Развитие японской экономики в 20-е гг.

1. Западные страны стали завидовать росту Японии на рынках Азии. Завершение первой мировой войны ухудшило внешнеэкономические позиции Японии. Решения Вашинг­тонской конференции (1921—1922 гг.) обязывали Японию при­знать принцип «открытых дверей» в торговле с Китаем, что ста­вило крест на ее монопольных притязаниях. Провалилась интервенция против Советской России. Японцы вынужде­ны были покинуть и северную часть острова Сахалин.

В 1920—1921 гг. страну по­разил мировой экономический кризис. Предпосылка — ослабление внешнеторговых связей. Японский экспорт упал на 40%, импорт — на 30,9%, уровень промышленного производства снизился на 20%. Кризис заставил японских промышлен­ников срочно перестраивать экономику сообразно с условиями мирного времени.

После этого в стране начался период промышленного подъе­ма. С 1924 по 1928 г. производство чугуна и стали удвоилось, хотя и составляло небольшую величину. По­высился удельный вес индустрии в национальном доходе. Ведущая роль по-прежнему принадлежала хлопчатобумажной отрасли, дававшей более 40% объема промышленного производ­ства. Фабричное изготовление хлопчатобумажных тканей разви­валось весьма интенсивно. Непрерывно воз­растала роль тяжелой индустрии. В годы промышленного подъема завершается становление машинострое­ния как особой отрасли. Для роста крупной фабрично-заводской промышленности Японии, особенно тяжелой, большое значение име­ла эксплуатация сырьевых ресурсов Кореи и Маньчжурии.

В ходе промышленного подъема 20-х гг. в стране неуклонно развивался процесс концентрации производства. В 1929 г. на крупные предприятия (50 и более занятых) приходился 61% всей продукции промышленности. При этом каждый пятый японский рабочий трудился на крупнейшем предприятии с числом занятых свыше тысячи. Концентрация производства опиралась на кон­центрацию капитала. . В конце 20-х гг. 388 компаний (с капиталом у каждой свыше 10 млн. иен) по уровню концентрации капитала практически мало чем уступали крупным корпорациям Запада. Позиции высококонцентрирован­ного капитала усиливались также и в банковском деле. С 1914 по 1929 г. общая сумма вкладов в коммерческие банки возросла в 6,2 раза, количество же банков сокра­тилось с 1593 до 878.

Вместе с концентрацией производства и капитала росла роль монополий. Дзайбацу — японские концерны, основывающиеся на родственных связях. Формировались во время войны. Предпосылки возникновения — 1) концентрация капитала, 2) особые привилегии, подаренные правительством какому-нибудь клану. Тес­нейшая связь монополистических привилегий с родовыми, семей­ными узами делала японские концерны во многом несхожими с монополиями западного образца. Акции дзайбацу не имели широ­кого хождения. Отличительной чертой деятельности дзайбацу была их универ­сальность. Концерн Мицуи вырос из старинной торгово-банковской фирмы. Концерн Мицубиси в 20-х гг. контролировал около 120 компаний общим капиталом в 900 млн. иен, имел в своем сос­таве железнодорожную, электротехническую компании, компании в металлургической, горнорудной, судостроительной, бумажной промышленности.

Еще одна особенность дзайбацу — тесная связь с государством. Государство играло роль крупнейшего предпринимателя. Техни­ческий уровень казенных заводов, как правило, был выше, чем частных. За 1887—1940 гг. правительство обеспечило не менее 2/3 всех инвестиций в экономику страны. Половина была передана концернам. Владея акциями на общую сумму в 1/2 млрд. иен, крупнейший помещик страны император (микадо) делил с концернами Мицуи и Мицубиси доходы от японской внешней торговли и судоходства. Государственно-монополистиче­ский капитал сформировался здесь одновременно с монополиями. В этом заключается особенность его генезиса.

Влияние кризиса 1929—1933 гг.

На самом деле кризис начался в 1927г., с банкротства некоторых крупных банков. Затем на Японию обрушил­ся мировой экономический кризис 1929—1933 гг., резко упал япон­ский экспорт (к 1931 г. почти в 2 раза). Паде­ние производства оказалось весьма значительным. За 1929— 1931 гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 40%, про­мышленности — на 32,2%. Сокращение производства сильней всего затронуло угольную, металлургическую, хлопчатобумаж­ную промышленность и судостроение. Число безработных достиг­ло невиданного доселе уровня — 2,5—3 млн. человек.'

Особенно тяжелый спад переживало сельское хозяйство. Аграрный кризис привел к тому, что цены на сельскохозяй­ственные продукты с 1921 по 1931 г. упали на 47%, на шелко­вичные же коконы они уменьшились в 3,5 раза. Количество забастовок в промышленности, арендных конфликтов в деревне резко возросло. Выход из кризиса японская буржуазия стала искать в актив­ной милитаризации экономики, в переходе к новым аннексиям, в общей фашизации режима.

Монополии, закабаляя мелкое производство, препятствовали преодолению сложившегося отставания промышленности. В большинстве же отраслей, обслуживающих традиционные внутренние рынки (мелкая металлообработка, изготовление национальной одежды и обуви, японской бумаги, фонарей, зонтов) к началу 30-х гг. еще не был завершен промышленный переворот, и производство пребывало на мануфактурной стадии.

Из этого отставания в экономическом развитии проистекала особая агрессивность японского милитаризма. Еще в 1927 г. генерал Танака, занимавший тогда пост премьер-министра, представил японскому императору секретный меморан­дум, где указывал на необходимость для Японии проводить в Восточной Азии политику «крови и железа», завоевать десяток стран.

Милитаризация экономики Японии.

1) В 1931 г. Япония окку­пировала Маньчжурию, в 1937 г. начала войну против Китая. В стране формировался режим военной дикта­туры фашистского типа. Военные расходы легли тяжелым бременем на плечи японского народа. В 1937—1938 гг. они составили 70—80% всех бюджетных расходов. Государственный бюджет Японии начиная с 1933 г. еже­годно сводился с многомиллиардным дефицитом, который покры­вался эмиссией необеспеченных бумажных денег.

2) Военно-инфляционная конъюнктура помогала государству сти­мулировать развитие отраслей, связанных со снаряжением армии и флота. За 1931 —1938 гг: общий рост продукции — в 1,6 раз. В основном выросли: металлургия, машиностроение (в основном - грузовики и самолеты), химическая, газовая и электротехническая промышленности. К 1939 г. производство оружия и военных материалов по сравне­нию с 1925 г. выросло почти в 5 раз. Милитаризация экономики способствовала резкому подъему тяжелой промышленности. За 1929—1938 гг. ее доля в общем объеме производства увеличилась, тогда как доля текстильной промышленности уменьшилась. Государство стремилось захватить важнейшие отрасли промышленности, контролировать распределение топлива и сырья. Особое значение имел принятый в марте 1938 г. закон «О всеобщей мобилизации нации», наделявший правительство правом контролировать не только про­мышленность, но и транспорт, внешнюю и внутреннюю торговлю. Крупнейшие компании, связанные с военным производством, за­числялись в особый разряд «выделенных» и пользовались значи­тельными привилегиями при получении кредитов, сырья, рабочей силы и гарантированных заказов.

3)От милитаризации страдали трудящиеся. По закону «О всеобщей мобилизации» запрещались всякие забастовки и собрания. Рабочий день фактически продолжался 14—16 часов. Непрерывная инфляция усиливала до­роговизну товаров, усугубляла нищету народных масс. Среднегодовые темпы промышленного производства в 1929—1937 гг. были высоки. Но быстрота развития достигалась за счет более жестокой эксплуатации. Перед войной реальная заработная плата японского рабочего была в 6 раз ниже, чем в США, и в 3 раза ниже, чем в Англии. При этом заработки женщин составляли от 1/3 до 1/2 зарплаты мужчин. В этом заключался главный секрет высокой конкуренто­способности японских товаров на мировом рынке. В основном экспортировались велосипеды, радиоприемники, часы.

4)Феодальные пережитки усугубляли положение крестьян. Перед войной лишь 30% всех крестьян имело собственную землю. Остальные арендовали ее у помещиков, отдавая часто в качестве аренд­ной платы более половины урожая. Капитали­стические отношения проникали в деревню на базе высокой то­варности сельского хозяйства. Усиливалась эксплуатация коло­ний. Проникновение японского капитала на тер­ритории Индонезии, Британской Малайи, Филиппин, Таиланда вело к обострению противоречий между Японией и другими империалистическими государствами, особенно Англией и США.

5)Правящие круги Англии и США проводили в отношении Япо­нии политику «восточного Мюнхена». Американские монополии, в частности, помогали развитию японской алюминиевой промыш­ленности, кредитовали машиностроение Японии, предоставляли ей недостающие типы станков. Все это делалось в расчете на то, что военная мощь самурайской Японии обрушится на СССР. Однако тяжелые поражения у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (МНР, 1939 г.) изменили планы японской военщины. Как и в Западной Европе, первыми жертвами агрессора стали его покровители.