План
Введение___________________________________________________2 стр.
Глава 1. Образование древнерусского государства в IX веке: роль норманнского влияния__________________________________________4 стр.
Глава 2. Русское общество в XI-XII веке: экономическое и общественно-политический строй Киевской Руси______________________________12 стр.
Заключение________________________________________________19 стр.
Список литературы_________________________________________ 20 стр.
Введение
Исторические судьбы народов и государств складываются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, определяющих специфику и особый тип их цивилизационного и государственного развития.
На протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества решающее влияние на него оказывали самые разнообразные факторы. В их числе следует в первую очередь называть следующее: географическое положение государства, природно-климатическая среда и геополитический фактор. Огромное влияние на отечественную историю оказали так же различные религиозные вероучения, где особая роль принадлежит христианству, принятому Русью в его греко-православном варианте. Крайне важная особенность исторического развития России состоит в том, что наше Отечество – крупнейшая евразийская держава, относится одновременно и к европейской, и к азиатской культурно-историческим традициям.
История нашего государства – это калейдоскоп героических, трагических, радостных и печальных событий. За сотни лет Российское государство испытало периоды подъема и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям вражеских полчищ, но всегда находило силы побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и добиваться новых успехов. Наперекор врагам, стихиям и испытаниям наша страна и ее народы не только не ушли в прошлое и не стали достоянием одной лишь истории, но продолжали развиваться, внося свой взгляд в мировую экономику и культуру.
Глава I
Образование древнерусского государства в XI веке: роль норманнского влияния.
Становление государства у восточных славян проходило в сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ просторов Великой Русской равнины, через речные бассейны которой проходили важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.
Сложившиеся на севере Восточной Европы в середине IX века протогосударственное политическое объединение – своего рода федерация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финно-угорские племена – чудь и меря), платило дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами, "северными людьми").
К IX веку восточные славяне образовали племена и племенные союзы: полян, древлян, дреговичей, ильменских словен и др. Это была форма общества, переходная от доклассовой к классовой, от догосударственной к государственной. Важную роль в племенных союзах славян играли города - укрепленные центры наиболее крупных племенных союзов: Киев, Новгород, Смоленск и др. Именно в городах собирались племенные веча – демократические органы управления, там же находились резиденции племенных князей – вождей племенного войска, приобретающие все больший политические вес по мере развития хозяйства и торговли, накопление богатств родовой знатью и имущественного расслоения населения.
Феодальная зависимость у славян лишь начала складываться. Подавляющее большинство крестьян было свободными. По уровню своего развития общество восточных славян в IX веке являлось раннеклассовым. Во всем быте древних славян чувствуется присутствие родоплеменных начал. Социальному расслоению мешал и избыток свободных земель. Поэтому создание древнерусского государства связывается не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы – нападений соседних славянам степных кочевых племен: хазар, печенегов.
Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских словен с центрами в Киеве и Новгороде. Эти города стояли на южном и северном узловых пунктах пути "из варяг в греки" и давали возможность контролировать всю торговлю. Однако положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Византию, а Новгород – лишь на станы Северной Европы, в IX веке значительно отставшие от нее в развитии.
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В этом процессе на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества воздействует не единичные, а группа факторов: социальная, экономическая, политическая, духовная.
В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:
-
Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных географических границ в пределах большого равнинного пространства.
-
В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.
-
Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.
Начало создания древнерусского государства традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга (князя) Рюрика, призванного новоградцами в период обострения межобщинных столкновений в 862 году. Варяги (в Западной Европе их называли норманнами) – скандинавские воины – на своих судах опустошали в то время все морские побережья Европы, служили многим королям и императорам, создавали свои государства, вели торговлю. В городах восточных славян они жили уже давно. Рюрика считают основателем древнерусского государства. Но влияние варягов на процесс становления древнерусского государства не стоит преувеличивать. Предпосылки государственности уже были на лицо. Варяги сыграли роль военной силы, которая помогла завершить процесс объединения. Киевские князья уже через несколько поколений настолько ославянились, что об их происхождении напоминало лишь родовое имя.
В эту же эпоху населявшие более южные и восточные районы Восточно-Европейской равнины поляне, северяне, радимичи и вятичи были данниками хазар. Хазары – тюркоязычное племя, в середине VII века создавшее собственное полиэтническое государство, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном, - каганат. Центр хазарского каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем, вследствие арабских завоеваний, переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль. Правящая верхушка Хазарии вначале IX века приняла иудаизм. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, волжских булгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация – "тудуны" и "малики", а в больших городах (Фанагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов – "русов", мусульман и евреев; там же поселилась и хазарская знать, на лето откочевавшая в степи. Хазарские правители прочно контролировали торговые коммуникации по Волге и Дону; при дворе верховного Хазарского владыки – "хакана", или кагана (хана ханов), состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из семи судей для решения дел подданных, согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Однако хазарам так и не удалось создать прочный государственно – политической структуры: у каганата не сформировалось единого законодательства, культуры и письменности, что определило скорый распад Хазарии.
Стремление варягов на севере и хазар на юге подчинить восточнославянские союзы племенных княжений во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые пути, прежде всего сложившийся в IX веке путь "из варяг в греки".
Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, создание подавляющим большинством чинов общества объективной потребности в самореализации, упорядочении усложнившихся отношений между людьми, ограничении родовой власти, имущественном расслоении, складывании племенной знати, появлении военных дружин и пр. И все это как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. К тому же своеобразным показателем международного престижа Руси уже в первой половине IX века, т. е. до прихода Рюрика и его дружины, стал факт наличия титула "каган" для главы славянских племенных союзов, приравниваемого к императорскому.
Исторический факт взаимосвязи между норманнами (варягами) и Русью и привлечение варяжских князей и их дружин на службу у славянских князей, остается бесспорным.
Как и в Западной Европе, так и на Руси одновременно сложились условия для формирования большого раннесредневекового государства. И стимулировали этот процесс как у нас, так и на Западе – скандинавы, т.е. государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, а при их участии.
Трудно оспорить тот факт, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметны следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык, культуру? Скандинавы в то время находились на более низком уровне политического, социально-экономического и культурного развития. Племена варягов еще не знали государственности. Наиболее активная их часть была организована в отряды Викингов, вооруженные шайки мореходов-разбойников. Их предводители – конунги – не были монархами. И завоеватели зачастую свободно перенимали обычаи и нравы, формы общественной организации коренного населения.
Русь для норманнов была страной несметных богатств. В скандинавских сагах служба русским князьям определялась как верный путь к приобретению славы и могущества.
В ряде источников высказывается сомнение о неславянском происхождении Рюрика. Его называют потомком в десятом колене первого новгородского князя Славича по женской линии, а так же сыном князя славянского племени бодричей – Годослава и пр. Возможно, именно это послужило поводом приглашения именно Рюрика, а не кого то иного, и стала причиной его согласия.
Все эти и другие факты подтверждают очевидную истину – государства вообще, и Древнерусское в том числе, не может быть привнесено извне одним человеком или группой лиц, даже очень мудрых и мужественных, а является продуктом сложного и длительного исторического развития, совершенствование политической и социально-экономической структуры общества.
Появление варяжских княжеств вполне объясняется сказание о призвании князей из-за моря. Еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами туземцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву". Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли "с роды своими, т.е. с дружинами земляков". Пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т.е. устройство управления. Придание говорит, что князья – братья, как только уселись на своих местах, начали "города рубить и воевать всюду". Князья – братья, по видимому, с раздумьем приняли предложение славяно-финских послов, "едва избрашась, как записано в одном из летописных сводов, боясь звериного их обычая и нрава". С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгорода, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчетом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил "срубить город", построить крепость тоже на всякий случай, для защиты от самих туземце, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы "оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла терпеть от Рюрика и земляков его". Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, "Храброго Вадима", и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Через несколько лет еще множество новгородских мужей убежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее, о военном найме. Заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители по-видимому, ждали кормится слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукой. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалование превратили в обязательную дань с возвышение оклада. Вот простой факт, скрывающийся в легенде, о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством.
В отличие от "варварских" государств Западной Европы, которые в своем становлении унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов, их архаичность и своеобразие. Многие исследователи связывают с правящей варяжской династией такую особенность Древнерусского государства, как лиственничный порядок престолонаследия. Он отражал взгляд на Древнерусское государство как на коллективную родовую собственность князей-завоевателей.
Согласно летописи Рюрик умер в 879 году, оставив сына, которого звали Игорь, по - скандинавски Ингвар, т.е. "младший". Поскольку Игорь, по словам летописца, был "детескъвельми" ("очень мал"), по словам летописца, власть принял воевода по имени Хельги, т.е. Олег. "Хельги" – это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавших одновременно "колдун" и "военный вождь". Олег двинулся с воинам по великому пути из "варяг в греки": из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 году.
Олег занял Псков и в 883 году обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой.
В этой истории достаточно отчетливо отражен факт противостояния концу IX века двух центров формирующейся русской государственности – Новгорода и Киева. Поскольку они находились на торговом пути, "из варяг в греки", то объяснимо стремление к объединению и контролю над этими территориями. При этом новая династия пошла на смещение центра политической жизни с севера на юг, сделав Киев своей столицей.
Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега прозванного "Вещим", согласно летописному известию, продолжалось 33 года. По своему значению это правление было рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.