
§ 4. Внешняя политика России второй половины XVIII в.
Важным направлением царствования Екатерины II оставалась внешняя политика. В. О. Ключевский писал: «Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство». Во второй половине столетия вполне отчетливо прослеживается стремление окончательно решить три внешнеполитические задачи: 1) утвердиться на побережье Черного моря и устранить опасность со стороны Османской империи и еe вассала Крымского ханства; 2) продолжитъ возвращение России украинских и белорусских земель; 3) закрепить свое положение на берегах Балтийского моря. Как видно, все эти задачи продолжали курс, взятый еще Петром I.
Главными противниками России были Османская империя и поддерживавшая ее Франция, не заинтересованная в дальнейшем росте международного авторитета России. В 1754 г. Екатерина добилась избрания на польский трон своего бывшего фаворита Станислава Понятовского, что, с одной стороны, привело к упрочению позиций России в Польше, но с другой — вызвало к жизни сильную оппозицию в самой Речи Посполитой и Европе.
Основными событиями на южном направлении стали русско-турецкие войны 1768–1774 гг. и 1787–1791 гг. В 1768 г. Турция объявила России войну, успех в которой сопутствовал русской армии. Одна за другой пали турецкие крепости Хотин, Яссы, Бухарест. Обогнув Европу, русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова и графа А. Г. Орлова вошла в Средиземное море и в бухте под Чесмой уничтожила почти весь турецкий флот (1770). На суше ряд побед одержал П. А. Румянцев, важнейшей из них была победа на р. Кагул (1770). В 1771 г. войска России заняли Крым, а через год Турция согласилась на перемирие и переговоры, но в 1773 г. военные действия возобновились. В этих операциях прославился корпус А. В. Суворова. В 1774 г. воюющие страны подписали выгодный для России Кучук-Кайнарджийский мирный договор: Россия получала право иметь на Черном море флот, ее торговые суда могли свободно входить в Средиземное море; Турция платила контрибуцию и уступала победительнице крепости Керчь, Еникале, Кинбурн и Кабарду. Была признана также независимость Крымского ханства, что стало первым шагом в присоединении Крыма к Российской империи. (Это произошло в 1783 г., и немалую роль в осуществлении этого сложного проекта сыграл князь Г. А. Потемкин). В 1783 г. Россия заключила договор и с Грузией, которая перешла под протекторат своей великой соседки, но имела автономию и защиту в случае войны.
Стремясь вернуть Крым и Грузию, в 1787 г. Турция вновь объявила войну России. Решающие сражения принесли победу русской армии и новому Черноморскому флоту, которыми командовали А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. Свой полководческий дар А. В. Суворов в полной мере проявил в битвах при Фокшанах (1789), Рымнике (1789), взятии Измаила (1790). Морские сражения были выиграны Ф. Ф. Ушаковым при Фидониси (1788), Тендре (1790), Калиакрии (1791). В том же 1791 г. был заключен Ясский договор, по которому Россия приобретала в дополнение к прежним владениям земли между Южным Бугом и Днестром. Таким образом, к концу ХVIII в. Российская империя утвердилась в Северном Причерноморье.
Во второй половине ХVIII в. Россия приняла участие в разделах Польши и ликвидации ее как самостоятельного государства. Нужно иметь в виду, что долгое время интересам Петербурга отвечали планы ослабления Польши, но сохранения ее на политической карте Европы в качестве буфера между Россией и ее воинственными соседями. События, однако, развивались иначе. В 1770 г., воспользовавшись трудностями России (шла война с Турцией), Пруссия и Австрия, также вынашивавшие планы приобретения польских территорий, оккупировали часть страны. Это вынудило Россию в I772 г. согласиться на первый раздел Польши, по которому ей отошли земли восточной Белоруссии (Полоцкое, Витебское, Мстиславское и часть Минского воеводства), а также нынешней Литвы и южной Латвии. Россия получала территории размером в 92 тыс. кв. км с населением в 1 млн. 300 тыс. человек.
Через несколько лет в Польше началось движение за реформы. Проведенные мероприятия и принятая в 1791 г. Конституция усилили власть короля и ограничили права шляхты. Этот шаг не только нарушал договор Речи Посполитой с Россией и Пруссией. Екатериной II он был воспринят как проявление «якобинской заразы» — набирала силу Французская революция. А потому в 1793 г. Берлин и Петербург провели второй раздел Польши, по которому Россия получила Правобережную Украину и центральную Белоруссию с Минском (Австрия во втором разделе Речи Посполитой не участвовала).
Ответной реакцией польского общества на этот шаг великих держав стал подъем национально-освободительного движения во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Поднятое им восстание было подавлено в 1794 г. А. В. Суворовым, а через год, в результате третьего раздела, Польша прекратила свое существование как независимое государство, король отрекся от престола. К России отошли Западная Белоруссия, Волынь, Литва и Курляндия.
В последние годы царствования Екатерины II все большую роль во внешней политике играло отношение России к разразившейся во Франции революции. Восприняв ее сначала как обычный «бунт черни» и критически относясь к порядкам и поведению французского королевского двора, российская императрица позволила напечатать в своей стране «Декларацию прав человека и гражданина», информация о французских событиях регулярно распространялась в обществе. Поворот в оценке происходившего произошел в 1792 г.: Екатерина II поняла, какую угрозу представляет революция для самой идеи монархии и всей монархической Европы. В начале 1793 г., после казни Людовика ХVI и его супруги Марии-Антуанетты, антифранцузское направление российского внешнеполитического ведомства активизировалось. Россия участвовала в создании коалиции против революционной Франции, оказывала поддержку эмигрантам. Тем не менее при Екатерине русские войска не участвовали в военных действиях против Франции.
Из других внешнеполитических действий России нужно выделить подготовку и принятие «Декларации о вооруженном нейтралитете». Согласно этому документу, корабли нейтральных стран, не участвовавших в вооруженных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Декларация была направлена главным образом против Англии, ведшей тогда войну со своими североамериканскими колониями и пытавшейся противостоять морской торговле России. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Создалась практически антианглийская коалиция, которая, не вмешиваясь напрямую в войну, оказала серьезнейшую поддержку североамериканским штатам.
В конце 1780-х гг. Россия вновь подтвердила свои пpaвa на балтийское побережье. В ходе войны со Швецией (1788–1790) русская армия и флот в нескольких сражениях почти разгромили вооруженные силы своей противницы. Нужно отметить, что во второй половине ХVIII в. на новую высоту поднялось русское военное искусство. Его развитие связано прежде всего с именами А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, а также П. А. Румянцева, Г. А. Спиридова, С. К. Грейга, А. Г. Орлова. Школы А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова базировались на уважении к боевому соратнику, будь то простой солдат, матрос или офицер, смелости и нетрадиционности мышления, воспитании у подчиненных отваги, смекалки и патриотизма. А. В. Суворов является единственным в истории войн полководцем, не знавшим ни одного поражения и в большинстве сражений имевшим перед собой численное превосходство противника. Три принципа характеризовали его полководческое искусство: «глазомер, быстрота, натиск», и всеми ими А. В. Суворов владел в совершенстве. Победы его приписывали счастью, на что полководец отвечал: «Сегодня счастье, завтра несчастье. Надобно же когда-нибудь и умение».
Блестящий талант А. В. Суворова вновь проявился в последней проведенной им военной кампании — знаменитых Итальянском и Швейцарском походах (1799), за которые полководец и получил высшее воинское звание генералиссимуса.
Вскоре после вступления на престол император Павел Петрович возобновляет переговоры с европейскими державами, начатые его матерью, об участии России в антифранцузской коалиции. Переговоры завершились союзом с Англией, Австрией, Турцией и Неаполитанским королевством, причем главная роль в ведении военных действий отводилась русской и австрийской армиям. К тому же союзники потребовали от Павла I участия в кампании опального фельдмаршала А. В. Суворова (в это время пожилой полководец, не поддерживавший преобразований императора в армии, уже вышел в отставку и жил в своем маленьком имении Кончанское в Новгородской губернии). Павлу, несмотря на личную неприязнь к А. В. Суворову, пришлось уступить.
Военные действия против войск революционной Франции велись и на суше, и на море. Эскадра Черноморского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова вошла в Средиземное море. В феврале 1799 г. благодаря слаженным маневрам эскадры и высаженных с русских кораблей десантов была взята французская крепость на острове Корфу, считавшаяся до того неприступной. Позже моряки Ф. Ф. Ушакова, высадившиеся в Италии, участвовали в освобождении Рима. Всего лишь полтора месяца понадобилось А. В. Суворову, чтобы разбить французские войска в Северной Италии (битвы при Треббии и Нови). Однако затем, из-за интриг австрийского штаба, было решено перебросить русские отряды в Швейцарию, на помощь корпусу генерала А. М. Римского-Корсакова. Русские «чудо-богатыри» под командованием А. В. Суворова совершили настоящий подвиг, в зимних условиях преодолев сложнейший перевал Сен-Готард и в очередной раз разбив французов у Чертова моста. Но оказать поддержку А. М. Римскому-Корсакову уже не пришлось — его корпус к тому времени был уничтожен. Разъяренный предательством Вены, Павел I отозвал войска из Европы и разорвал союзнические отношения с Австрией. Масла в огонь подлила и Британия, которая, отвоевав у Франции остров Мальту, не передала ее рыцарскому ордену Иоаннитов (иначе — Мальтийский орден, орден госпитальеров), как хотел того российский император. В ответ Павел I наложил запрет на торговлю с Англией, что стало серьезным ударом для дворян, многие из которых отправляли на Британские острова зерно.
В конце 1799 г., после провозглашения Наполеона первым консулом Франции, начался процесс сближения Парижа и Петербурга. Многие современные историки считают, что Павлу Петровичу, первому из европейских монархов, удалось разглядеть в революционном генерале Бонапарте нового французского самодержавного правителя, из-за чего российский император и направил в начале 1801 г. своего представителя в Париж. Удалось достичь договоренности о совместном выступлении против Австрии и Англии (войну с последней предполагалось вести даже на территории Индии, для чего Россия должна была выставить корпус казаков). Однако эти далеко идущие планы остались неосуществленными из-за убийства Павла I.